РИЧАРД ОВАННИСЯН: ТУСКНЕЮЩИЙ СВЕТ ЗАПАДА. ОТКЛИК
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ричард ОВАННИСЯН | 07.01.2015 | 00:00
Сразу же после заседания Собрания, Совет Лиги поручил генеральному секретарю Э.Драммонду подготовить проект сообщения для всех государств-членов, одобренный на следующий день и отправленный 24 ноября. Документ начинался текстом резолюции Собрания; далее следовало:
«После обсуждения Совет решил предъявить эту Резолюцию Правительствам всех Государств-Членов Лиги Наций и Правительству Соединенных Штатов Америки, Президент которых уже принял задачу установить границы Армении.
Совет просит ваше Правительство уведомить его, не будет ли оно склонным в одиночку, или вместе с другими, предпринять от имени Лиги Наций этого поручения в высшей степени гуманитарного характера, которое, более того, не содержит обязательств постоянного свойства.
При благоприятном ответе он был бы благодарен, если вы сообщите ему свое решение насколько возможно быстро, чтоб он смог уведомить Собрание до заключения нынешнего заседания» (80).
В отдельном послании президенту Вильсону от 25 ноября Лига подчеркивала, что они этим не просят Соединенные Штаты принять мандат на Армению: «Совет никогда не думал бы просить Соединенные Штаты принять обязательства, которые они не пожелают принимать; однако Соединенные Штаты поймут, что Совет считал себя обязанным предоставить им возможность принять задачу столь высокой гуманитарной важности, сознавая, что судьба Армении всегда являлась предметом особого интереса со стороны американского народа и что президент Соединенных Штатов уже принял задачу установления границ этой страны» (81).
В течение нескольких последующих дней правительства Бразилии и Испании, подобно президенту Вильсону, дали утвердительный ответ на предложение Лиги. Бразильский министр иностранных дел Азеведо Маркес написал, что его правительство готово помочь, чтоб положить конец отчаянному положению Армении, а испанский премьер-министр Эдуардо Дато ответил, что его правительство не вполне улавливает «точное толкование», вытекающее из формулировок резолюции Собрания, тем не менее оно готово сотрудничать «в любых шагах морального или дипломатического свойства, направленных на достижение мирных целей, преследуемых Лигой Наций с рвением и преданностью» (82). В Вашингтоне госсекретарь Б.Колби посоветовал Вильсону 26 ноября принять приглашение Лиги и рекомендовал президенту назначить посла Генри Моргентау его личным представителем. Колби допускал, что этой миссии вероятно не удастся положить конец военным действиям на взаимоприемлемой основе, тем не менее она будет «приветствоваться миром и одобрена историей» (83).
В телеграмме Гимансу от 30 ноября Вильсон отметил, что хотя Сенат и воздержался от разрешения принять армянский мандат, США неоднократно проявляли свою заботу об армянском народе:
«У меня нет полномочий предложить или задействовать военные силы Соединенных Штатов в любом проекте помощи Армении, а любые материальные вклады потребуют разрешения не заседающего сейчас Конгресса, действия которого я не могу предсказать. Однако исходя из заверений о морально-дипломатической поддержке главных держав и в духе сочувствующего отклика на запрос Совета Лиги Наций, я желаю оказать добрые услуги и предложить мое личное посредничество через представителя, которого я могу назначить, чтоб положить конец ведущимся сейчас против армянского народа военным действиям и принести мир и согласие спорящим сторонам, полагаясь на то, что Совет Лиги Наций предложит мне пути, по которым мое предложение следует передать сторонам, которым оно должно быть направлено» (84).
П. Гиманс выразил признательность Лиге и сообщил Вильсону, что правительствам Бразилии и Испании посоветовали связаться с ним напрямую, чтобы найти наилучший способ сотрудничества. Переговоры с Армянским правительством можно начать в Ереване немедленно. «Что же до кемалистов, то Совет предпринимает шаги, чтобы выяснить самый действенный способ установления с ними связи, и сообщит вам об этом пункте в возможно короткий срок» (85). Представляя эти послания Собранию Лиги 2 декабря, Гиманс воскликнул, что армянские несчастья ввергли в ужас весь мир. «Я уверен, что мы едины здесь сердцем и душой в желании, чтобы Армения была спасена, и в надеждах на восстановление справедливого и длительного мира, который позволит этому несчастному народу залечить свои раны, воздвигнуть заново свою независимую жизнь и создать свою судьбу». Появился проблеск надежды, и мир с огромными ожиданиями станет следить за усилиями президента Вильсона. Р.Сесил заявил, что Гиманс сполна выразил чувства Собрания, и подчеркнул необходимость задействовать мировое общественное мнение. «В лице этого великого оружия гласности мы располагаем оружием неимоверной силы и мощности, с помощью которого можем обеспечить в тылу нашей политики общественное мнение планеты, являющееся в конечном итоге более могучим, чем любая армия». Лига не должна ослаблять своих усилий ввиду приближающегося посредничества – ей скорее следует сделать все возможное, чтобы дать Армении средства и руководство, которые позволят ей стать самостоятельной и уважающей себя страной» (86).
К Британскому правительству, как всегда, обратились, чтобы облегчить работу Лиги. Например, созданный для изучения мер в поддержку Армении комитет шести запросил у Форин Оффиса, чтобы тот выяснил у полковника Стокса, «имеется ли по его мнению достаточно хорошая перспектива дать Армении возможность защитить себя, если ее снабдят достаточным числом компетентных политических и военных советников, поставками военного имущества, снаряжения, одежды и продовольствия, при условии, что все это доставят безотлагательно» (87). Форин Оффис отозвался скептически и с сарказмом. Дж.Тилли заметил: «Мы можем спросить полк. Стокса, но я не думаю, что Армению спасла бы уйма советников или какое-то количество поставок, потому что ей не хватает воюющих бойцов, и не столько по числу, сколько по их физическому и моральному состоянию – и не по их собственной вине». На это министр иностранных дел Керзон раздраженно черкнул: «Недостаток морали, т.е. трусость, не их вина? Почитайте пришедший вчера отчет об их позороной сдаче Карса»88. Тем не менее, 30 ноября Форин Оффис покорно направил запрос Лиги Стоксу, уже доложившему весьма недвусмысленно, что помогать Армении слишком поздно и что любые предназначаемые этой стране поставки следует теперь посылать Грузии (89).
В сопутствующем процессе П.Гиманс попросил 2 декабря Британское правительство оказать содействие посредничеству президента Вильсона, запросив мнение своих представителей в Константинополе и Тифлисе о путях связи и переговоров с кемалистами. Начальник Восточного отдела Форин Оффиса Д.Осборн был в ярости: «Это совершенно абсурдно. Должны ли мы передавать эти запросы или ответим сами, что послания Мустафе Кемалю могут направиться через 1) Константинополь, 2) Рим, 3) Москву. Предпочтительным является первый. Константинопольское правительство сейчас имеет официальное общение с Анкарой»90. Даже когда Тилли поручил телеграфировать запрос Лиги новому британскому Верховному комиссару в Константинополе сэру Горасу Румбольду, Осборн продолжал придираться: «Если Лига Наций, как она, очевидно, намерена, обратится к Мустафе Кемалю на предмет Армении, она вероятно столкнется со встречными требованиями на Смирну и Фракию. Может ли это представить возможность пересмотреть данные три Главы?» (91) И когда Лига передала еще один армянский протест, связанный с нарушением Севрского договора, Осборн не мог сдержать своего раздражения: «Лига прислушалась к высочайшему призыву и крайне опрометчиво призвала к дальнейшему вмешательству президента Вильсона. Последний же, есть достаточно оснований полагать, совершенно не в силах работать самостоятельно, и его ирландский секретарь Тьюмалти царствует вместо него» (92).
8 декабря Румбольд ответил, что он и французский Верховный комиссар рассмотрели идею о доставке посланий Вильсона Мустафе Кемалю через направленную в Анкару миссию султанского правительства, однако турецкие власти противостояли, оправдываясь, что подобные действия могут восприниматься как признание строя Мустафы Кемаля. Более того, американский Верховный комиссар Марк Бристоль не желал сотрудничать без точных распоряжений из Вашингтона. Поэтому наилучшей линией поведения было, чтобы президент Вильсон телеграфировал свои указания адмиралу Бристолю, который сможет затем посовещаться с Союзническими Верховными комиссара-ми о путях доставки этих посланий93. Премьер-министр Ллойд Джордж передал эти сведения Совету Лиги только 17 декабря. Затем П.Гиманс направил это предложение Вильсону, добавив, что Ллойд Джордж также указал: основные пункты, лежащие в основе решения Армянского вопроса, относятся не только к Армении и Турции, но и ко всей сложной проблеме Советской России94.
Тем временем Вильсон написал 7 декабря в Госдепартамент, что он решил назначить своим личным посредником Генри Моргентау, «к умению и здравому смыслу которого в подобных делах я испытываю высочайшее доверие» (95). Исполнявший обязанности госсекретаря Норман Дэвис сообщил 15 декабря Гимансу об этом назначении и снова попросил заверений о дипломатической поддержке Союзных Держав (96). Однако миссия Моргентау так и не состоялась, а Вильсон так и не поручил адмиралу Бристолю передать какие-либо сообщения М.Кемалю-паше. В письме к Гимансу от 18 января 1921 г. Дэвис сообщал о разочаровании Вильсона тем, что президент не получил от Главных Держав достоверных заверений в поддержке. Президент считал, что Армянский вопрос не получил решения, поскольку некоторые державы отказались признать условия Севрского договора, а другие уклонились от обязательств по его осуществлению. США, отмечал Вильсон, не несут ответственности за эту неудачу, однако он соглашался с Ллойд Джорджем, что Армянский вопрос представлял «лишь одну деталь в этой обширной российской проблеме» и что только при взаимодействии и сотрудничестве Главных Держав была хоть какая-то надежда на умиротворение и независимость Армении (97). Секретарь АКНА Генри Джессап чернил Вильсона за отказ послать показанный Гардингу меморандум, требовавший, чтоб Союзные Державы провели в жизнь мирный договор. Вместо этого Вильсон к концу своего президентства, делал теперь это «красиво сформулированное пронунсиаменто, не принесшего Армянскому делу ничего хорошего,... связав его с хаотичными российскими условиями» (98).
(Продолжение следует)
Фрагменты из книги: Ованнисян Р. Международные отношения Республики Армения 1918-1920 гг. Ереван, 2007. Перевод Г. Махмурян.
Примечания
(80) Proces-Verbal of the Eleventh Session of the Council of the League of Nations. Geneva,
1920, p.83; First Assembly. Plenary Meetings, p.242; FO 371/4964, E14931/134/58. В этих источниках тексты немного отличаются.
(81) Eleventh Session of the Council, p.84. См. также: FO 371/4965, E15090/134/58, enclosure.
(82) Eleventh Session of the Council, p.86-87; Records of the First Assembly. Plenary Meetings, p.244. См. также: League of Nations. First Assembly, Assembly Document 155, Situation in Armenia. Telegrams Received and Despatched by the Council. Geneva, 1920; FO 371/4965, El5298/134/58.
(83) US Archives, RG 59, 760J.67/37a.
(84) United States, Department of State, Papers Relating to the Foreign Relations of the United States (далее: Foreign Relations), 1920. 3 vols. Washington, DC, 1936, vol.Ill, p.804-805; US Archives, RG 59, 760J.00/39a. См. также: First Assembly. Plenary Meetings, p.354; Eleventh Session of the Council, p.85.
(85) FO 371/4966, E15752/134/58; US Archives, RG 59, 760J.67/42S.
(86) First Assembly. Plenary Meetings, p.242-246. См. также меморандум армянской делегации об армяно-турецкой войне и методах вмешательства Лиги Наций...
(87) FO 371/4964, El4847/134/58.
(88 Там же, minutes.
(89) Там же, enclosure. См. также: FO 371/4965, El5429/134/58.
(90) FO 371/4965, Е15174/134/58, Hankey to Crowe, 3.12.1920, minutes.
(91) FO 371/4965, El5131/134/58, minutes. См.также: E15489/134/58.
(92) FO 371/4965, E15093/134/58.
(93) FO 371/4965, E15450/134/58; The Papers of Mark L.Bristol. Division of Manuscripts. Library of Congress. Washington, DC, War Diary, 14.12.1920.
(94) US Archives, RG 59, 860J.67/56S; FO 371/4965, El5450/134/58, enclosure; Foreign Relations, 1920, vol.III, p.809.
(95) US Archives, RG 59, 760J.67/84, Wilson to Davis, 7.12.1920.
(96) US Archives, RG 59, 860J.67/47a; Foreign Relations, 1920, vol.III, p.807. О назначении Моргентау см.: Morgenthau Papers, Box 6, Department of State to Morgenthau, 15.12.1920.
(97) US Archives, RG 59, 760J.67/57a. См. также: 760J.67/54, 60a, 64, 68, 70, 76.
(98) US Archives, RG 59, 860J.01/394, Jessup to Secretary of State, 18.03.1921.
Армения дипломатия историография Лига Наций политика и право США