«ПАРАДИГМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВЛАСТИ ГРУЗИИ СМЕНИЛАСЬ ЯВНО, НО УСПЕХИ – ПОКА ПРЕДМЕТ ДИСКУССИЙ»
Публикации | Никита МЕНДКОВИЧ | 30.12.2014 | 19:28
Известный российский эксперт, член Российского совета по международным делам (РСМД) Никита Мендкович продолжает с интересом изучать грузинские реформы и после смены власти в Грузии. В интерьвю с корреспондентом «Фронт ньюс» он заявляет, что попытался спокойно и беспристрастно взглянуть на грузинские реформы с точки зрения профессионального экономиста. Главный вывод нашего респондента - парадигма экономической политики власти Грузии сменилась, но успехи – пока предмет дискуссий..
- Анализу модели экономических реформ прежнего грузинского правительства Вы посвятили очень интересную книгу - «Цена реформ, или Почему у Грузии не получилось?» Как отличается экономическая политика нового грузинского правительства от курса, проводимого экс-президентом Саакашвили? Тем более, что по мнению некоторых грузинских экспертов, успехи нового правительства после двух лет властвования выглядят в целом немного скромно.
- Основное отличие политики после 2012-го года - переход к новой системе финансирования образовательной и медицинской сферы с ориентацией на социально ориентированные европейские стандарты. Успехи - в сфере расширения медицинского страхования, улучшении торговых отношений с Россией. Неудачи - отсутствие прогресса в инвестиционной политике, фактический провал инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства. (Заметный рост преимущественно за счет роста экспорта в Россию). Частично умеренные экономические успехи обусловлены внешней конъюнктурой. Кроме того, острой остается проблема коррупции высшего и среднего звена госсаппарата, на что указывают коррупционные скандалы на уровне министерств.Парадигма политики сменилась явно, успехи - предмет дискуссий.
- После подписания договора об ассоциации с ЕС в Грузии заговорили о возможности реализации взаимных инвестиционных проектов с Россией. Однако на фоне подписания соглашения тенденция к открытию российского рынка выглядит нелогичноМожет ли соглашение ЕС ограничить грузино-российские торгово-экономические отношения? Наверно есть и политические риски для нашей страны. Ведь, как известно и правительство Грузии очень хорошо понимает, что использование экономических рычагов в качестве политического давления на соседние страны для России является обычной практикой.
- Да, безусловно невозможно развивать отношения одновременно с двумя зонами свободной торговли, не имеющими между собой соответствующих регламентирующих актов. Это превратит страну в окно для серых реэкспортных схем, что не устроит обе стороны. Сейчас Грузия в большей степени ориентируется на ЕС, что заставляет Москву заявить о готовности пересмотреть экономические соглашения с Грузией, подписанные в 1990-е годы.
Позиция Грузии в этом вопросе идеологизирована, так как европейский рынок менее выгоден для республики: экономика и промышленность, развивавшиеся в XX веке в рамках единого государства, в большей степени ориентированы на взаимодействия с ТС и ЕАЭС, а не рынками Европы, где для Грузии просто нет традиционных ниш. К сожалению, политический диалог с Россией, который бы помог торговле - сейчас в тупике. Ему мешает ориентация на торговлю с ЕС в ущерб традиционному экономическому партнерству, проблема "красных линий" в государственных отношениях.
Следует добавить и то, что обсуждая внешнеполитические пристрастия старого и нового руководства Грузии и возможные векторы интеграции страны, из поля зрения часто упускают объективные экономические и финансовые факторы... Национальная экономика Грузии во многом зависима от иностранных валютных кредитов и грантов, предоставляемых западом, что создает с кредитной точки зрения в стране массу дешевой валюты. А это – стимулирует импорт из стран-кредиторов, который во многом вытесняет с рынка даже национальную продукцию.
Сейчас поступления из стран ЕС составляют более 35,2% от валовых иностранных инвестиций или 179 млн. долл. (первые 3 квартала 2014). Инвестиционный поток из России составляется лишь 3,2% от вала. Это очевидным образом сказывает и на внешнеторговом обороте. У Грузии сформировалась хроническая зависимость от поставок из Турции и стран ЕС, что во многом предопределяет действия Тбилиси во многих политических вопросах. Текущая внешняя политика без развития торговли с другими международными игроками, по сути, становится безальтернативной.
Нельзя исключать, что попытки новых властей Грузии наладить торговые отношения с Россией диктуются сознательным желанием сократить зависимость от ЕС и расширить свободу действий в диалоге с Западом, однако на текущий момент успехи в этом направлении невелики.
- Вы за участие российского капитала в экономике Грузии?
- Да, я полностью за... Что касается оценки факта участия российского капитала в Грузии – это я оцениваю позитивно, несмотря на сложность ситуации, которая создана в политике. Контакты между представителями нашего общества экономические или культурные, сохраняются, и вопреки политической ситуации и ангажированности, мы продолжаем идти рядом. И я надеюсь, что наше сотрудничество будет и далее развиваться.
- «Ноу-хау сегодня стоят дороже, чем материальные активы». Какие новые передовые технологии и менеждмент может дать Грузии для модернизации национальной экономики российский инвестор?
- Вопрос скорей в том, что может предложить Грузия российским инвесторам для разворачивания производств на основе ноу-хау. Внедрение российских технологий - проще на родной почве, где есть научный задел и знакомые с технологией кадры. Разворачивать производство за рубежом имеет смысл только при наличии дефицитных на родине ресурсов - сырьевых или человеческих.Конечно, перспективные для России виды грузинского экспорта в вашей стране есть. Вторым по величине (после европейских иномарок) видом грузинского экспорта могут быть марганец и марганцевые ферросплавы, что составляет более 11% национального экспорта.
Закупки продукции грузинского «Чиатурмарганца» могли бы быть востребованными в России. Тем более что, несмотря на отсутствие прямого железнодорожного сообщения, транспортировка сырья из Грузии была бы проще и дешевле, чем из той же Южной Африки. На текущий момент марганец и ферромарганец вывозится из Грузии преимущественно в Турцию и на Украину, но страна имеет достаточный потенциал для увеличения производства в расчете на российский рынок.Кроме того, Грузия является экспортером других видов металлической продукции, включая золотой концентрат и медную руду (около 6% импорта в предыдущие годы), но эти товары поставляются на российский рынок отечественными производителями и могут представлять интерес только как предмет реэкспорта. Потенциально интересной могла бы статья продукция Руставского металлургического завода, так как Россия традиционно импортирует, например, трубы большого диаметра и некоторые виды листового железа.Отдельного обсуждения заслуживает вопрос об энергетическом сотрудничестве. За 2000-е годы Грузии удалось восстановить национальную энергетику превратиться в нетто-экспортера электроэнергии. Нужно, впрочем, учитывать, что на текущий момент основных источником энергии для страны остается сеть ГЭС, производительность которых носит сезонный характер, поэтому энергию приходится импортировать в период обмеления рек.Активный импорт энергии из Грузии в Россию проходил даже в период ухудшения отношений между двумя странами в 2008-2012 гг., и может продолжаться и сейчас.
- Каковы экономические отношения Грузии и России после войны 2008 года, и какую линию, проводит новое грузинское правительство в отношении российского капитала?
Нормализация отношений произошла после 2012 года во всех сферах. В целом, бизнес оставался "вне политики" и до того, но сотрудничество сильно упростилось.
- Какие отрасли наиболее остро нуждаются сегодня в иностранных инвестициях?
Практически все. Нужны и вложения в сельское хозяйство, и в восстановление промышленности. Из-за таможенной политики режима Саакашвили и условий ассоциации с ЕС грузинские производители под жестким прессингом конкуренции со стороны дешевых иностранных товаров.
Кроме того, проблемой является недостаточная эффективность государственных инвестиционных программ, в частности, "весенней программы" помощи агропромышленному комплексу .
Впрочем, важно подчеркнуть, что проблема низкой эффективности инвестиций - системная для Грузии и при старом, и при новом режиме.Причина- низкая эффективность кредитной системы при движении средств через банковскую сферу. Коррупция, простая нераспорядительность, нарушения на местах при осуществлении государственных инвестиционных программ.К сожалению, реформа банковской системы и совершенствование политики НБ не является приоритетом действующего руководства.
- Почему мировой финансовый кризис задел Россию намного сильнее, чем западные страны? Не платит ли Россия за политику в регионе, и в частности, Украине финансовым кризисом?
- Для начала предпосылка неверна. В Европе, насколько помню, рост ВВП в первые 3 квартала около 0,8%, в России 1,3% за тот же период. Сказать, что страна с более высокими темпами роста на фоне неблагоприятной конъюнктуры пострадала "больше" - нельзя.Вообще, политика и санкции довольно слабо влияют на экономический рост в России. Большая их часть носит сугубо персональный и политический характер. Запрет долгосрочного кредитования нескольких российских банков ЕС фактически отменил решением 4 декабря. (Видимо, потому что банки при необходимости фактически обходили этот запрет давая цепочки коротких кредитов).Наиболее существенная "санкция" - упомянутый выше слабый экономический рост в ЕС, что сдерживает рост нашей экономики, которая активно экспортирует в Европу широкую номенклатуру товаров. Это пожалуй даже более серьезно, чем колебания цен на нефть. В целом, подчеркну, Россия неплохо справляется с ситуацией, что показал провал декабрьской атаки на рубль, которая завершилась выигрышем бюджета и ЦБ.
- Каковы общие проблемы стоящие перед постсоветскими странами сегодня?
- Общая проблема постсоветского пространства и всего мира - замедление экономического роста, долгосрочные последствия кризиса мировой экономической формации 2009 года. У каждой страны есть своя специфика и свои проблемы. У Грузии, например, это, в первую очередь, отрицательный торговый баланс и неэффективная кредитная система. Общей проблемой для большинства стран является кризис профессионального образования 1990-х (в ряде стран и 2000-х), нехватка кадров для промышленности. Кто-то его преодолевает легче, кто-то тяжелей. Россия многие системные постсоветские проблемы уже прошла. Это связано и с более легким кризисом 1990-х (не было столь масштабной гражданской войны как в Грузии или Таджикистане), сохранением значительной части промышленной базы, успешными реформами начала 2000-х.
Видимо, старая глобальная система рынков показала свою несостоятельность, что показывают проблемы восстановления после 2009-го во всем мире. Выход - в регионализации, формирование региональных торговых и валютных зон, единых рынков на основе взаимной хозяйственной связанности и заинтересованности стран-участниц. Россия сейчас формирует несколько таких зон с разными уровнями интеграции и сотрудничества. ЕС - экспортирует систему ассоциированного членства. Грузии важно выбрать группу совместимых региональных проектов экономического сближения и использовать возможности, связанные с их рынками. Проблемы в том, что по описанным выше причинам существует риск консервации республики в качестве дополнительного рынка для сбыта импортных товаров, и чтобы решить эту проблему нужны комплексные внутренние реформы на фоне интеграции - реформа кредитной системы, определение отраслей-локомотивов с государственной поддержкой последних, поддержка программ производства потребительских товаров для внутреннего рынка.Очень важна роль МИД, так как придется совмещать интеграцию и систему протекционистских мер.В случае ЕС этого будет сложно добиться, так как Европа заинтересована в консервации нынешнего экономического статуса Грузии, а соглашение об ассоциации, в принципе, содержит инструменты ограничения протекционизма, подписывающих его стран.
Материал подготовил корреспондент информационного портала Front news Папуна Шушания
Грузия Россия экономика