ЗОЛОТОШВЕЙНОЕ ИСКУССТВО ЧЕЧЕНЦЕВ
АТЛАС ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА | Бирлант АБДУЛВАХАБОВА | 29.12.2014 | 14:58
Богатейшая и своеобразная традиционная культура чеченцев изучена до сих пор неравномерно. Радикальные изменения во всех сферах жизни, происходящих в стране в целом и в Чечне в частности, породили сложную социокультурную ситуацию. С одной стороны, не ослабевает интерес к западной массовой культуре, с другой — наблюдается большой интерес к собственным национальным духовным ценностям и материальной культуре. Несмотря на повышенный интерес в современной Чечне к традиционной культуре, все же совершенно неисследованными до сих пор остаются важнейшие пласты, в том числе и золотошвейное искусство чеченцев.
Золотое шитье известно у многих народов Кавказа с глубокой древности (см. напр.: Кузнецова 1982: 97–133; Золотое шитье адыгов 1998). Сложилось ошибочное мнение, что золотошвейное искусство у чеченцев распространяется в XIX в. (Татаев, Шабаньянц 1974). Между тем искусство золотого шитья у чеченцев уходит своими корнями в глубину веков, о чем свидетельствуют различные источники, в первую очередь археологические (Абдулвахабова 1992). Материалы, извлеченные из средневековых погребальных памятников, дают выразительные образцы развитой традиции золотого шитья у чеченцев в указанный период.
Анализ источников по средневековой одежде чеченцев показывает, что украшению одежды местные народы придавали огромное значение (Абдулвахабова, Гайсултанова 2008). Вышивали не только хлопчатобумажными и шелковыми нитями, но и металлическими позолоченными или серебряными нитями. Вышивкой украшали не только женскую и детскую одежду, но и костюм мужчин. Основная работа по производству материалов для шитья одежды, как и само шитье, ложилась на плечи женщин. «Жены у них портные, ткачи, швеи, тесемщицы», — писал С. Броневский (Броневский 1823: 52). Другой автор отмечал: «… характерная особенность местных кустарных промыслов, что в большинстве их производство составляет труд женский» (Маргграф 1882: 201–202). Хотя данное утверждение относится к концу XIX в., оно характеризует также ситуацию более раннего периода. В позднесредневековых погребениях — склепах Чечни (Коротх, Цой-Педа) — нами неоднократно фиксировались женские «сумочки», внутри которых были кусочки тканей, шелковые, льняные, шерстяные и металлические (золотые и серебряные) нити, иголки в футлярах, наперстки и т.д.
Технические приемы шитья в Чечне были те же, что и у соседних северокавказских народов (дагестанцев, осетин, адыгов, карачаевцев и т.д.): шитье «в прикреп», «гладь», тканье галуна и басонных изделий. Шить и вышивать умели практически в каждой семье. Но искусных мастериц золотошвейного искусства было немного. Как и у многих народов Кавказа, в состоятельных семьях умение шить золотом и серебром считалось необходимым для молодых девушек. Источником получения золотых и серебряных нитей для чеченцев были международные торгово-экономические центры Северного Кавказа. В разные периоды в Чечню из Астрахани, Терков, Святого Креста, Дербента, Кизляра и других городов поступали восточные и западноевропейские товары. Материалы Кизлярской таможни также свидетельствуют о том, что среди прочего товара, приобретаемого чеченскими купцами, было 25 «цевок» пряденого серебра (Абдулвахабова 2008: 227). Торговцы привозили сюда нити российского, иранского, турецкого и западноевропейского происхождения.
Золотым шитьем украшалась праздничная выходная одежда, головные уборы, обувь, различные предметы быта. Наиболее распространенным золотошвейным орнаментом в декоре одежды и бытовых предметов были зооморфные, главным образом роговидные, растительные и геометрические мотивы.
При исследовании расположения вышивки и орнамента узора в женской, мужской и детской одежде выявляется характерная особенность. Каждый знак в узоре, орнаментальные композиции были для их создателей своеобразным восприятием окружающего мира. В мифологиче ско-эпическом мировоззрении чеченского народа большое место занимал растительный и животный мир. Широко распространенными были изображения «древа жизни». Характерными были и геометрические типы орнамента (полосы, прямоугольники, ромбы, параллельные линии и т.д.), солярные знаки. Все они находят этнографические параллели в орнаментах других народов Северного Кавказа, что свидетельствует о материальном и духовном единстве северокавказского культурно-исторического ландшафта.
Библиография
Абдулвахабова Б.Б.-А. Традиционная одежда чеченцев и ингушей XVI — начало XIX века: Автореф. дис. … к. и. н. М., 1992.
Абдулвахабова Б.Б.-А., Гайсултанова А.А. О знаковой функции народного костюма // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Грозный, 16 сентября 2007. Нальчик, 2008.
Абдулвахабова Б.Б-А. Роль Кизляра в интеграции чеченских обществ в экономическую систему России (вторая половина XVIII — нач. XIX в.) // Провинциальный город в XVIII–XXI вв.: Материалы Международной научно-практической конференции. Кизляр, 2008.
Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. Ч. 1.
Золотое шитье адыгов. Майкоп, 1998.
Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик, 1982.
Маргграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. М., 1882.
Татаев В.А., Шабаньянц Н.Ш. Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии. Грозный, 1974.
Источник: kunstkamera.ru
Искусство Кавказа Кавказ культура Чечня