ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ: ВЕРНУТСЯ ЛИ ОНИ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ РОДИНУ?
Публикации | Владимир ОДИНЦОВ | 19.12.2014 | 00:00
Тема репатриации на историческую родину турок-месхетинцев с середины прошлого века неоднократно поднималась не только общественными организациями этой этнической группы тюркского происхождения, исторически проживавшей в приграничных с Турцией районах (Самцхе-Джавахети) Грузии, но и различными международными и общественными организациями. Более 100 тысяч месхетинских турок были выселены советскими органами власти из Грузии в 1944 году на территорию нынешних Казахстана, Киргизии и Узбекистана по обвинению в пособничестве врагам. Инициатором идеи выселения турок-месхетинцев из Грузии был Сталин, а одним из основных исполнителей – Берия. Примечательно, что оба они сами были этническими грузинами!
В настоящее время месхетинские турки проживают в России, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Азербайджане, на Украине, Северном Кавказе, в США, Турции. Так, только на Украине проживает порядка девяти тысяч турок-месхетинцев, около 1800 из них — в Донецке и окрестных деревнях, оказавшись в эпицентре вооруженных столкновений. Лишь весьма небольшая часть этого народа проживает на своей исторической родине в Грузии.
Разные международные организации с завидной последовательностью напоминают, что в 1999 году, вступая в Совет Европы, Грузия приняла на себя обязательства в течение двух лет подготовить закон о репатриации турок-месхетинцев и в течение последующих 10 лет организовать их возвращение в Грузию. Даже называется цифра — примерно 300 тысяч человек, которым Грузия, по условиям вступления в СЕ, должна была до 2009 г. предоставить возможность и создать все условия для возвращения на историческую родину.
В последние годы власти Грузии обвиняются в том, что, несмотря на взятые на себя перед СЕ обязательства по решению проблемы репатриации турок-месхетинцев, сознательно затягивают процесс их возвращения, не спешат принимать реальные шаги, в т.ч. законодательного характера, по ускорению и упрощению этого процесса (снятие ограничений на сроки переселения, предоставление права на размещение в местах исконного проживания, получение гражданства). Кроме того, для большинства турок-месхетинцев вернуться в Грузию фактически невозможно из-за бюрократических проволочек и трудновыполнимых формальных требований, среди которых, в частности, обязательное знание грузинского языка для получения гражданства страны. Именно поэтому принятый Грузией в 2007 году закон о репатриации считают исключительно декларативным, принятым лишь для того, чтобы снять формальные претензии Совета Европы.
Националистическая часть грузинской элиты препятствует возвращению турок-месхетинцев прежде всего из-за опасений уменьшения удельного веса в стране представителей коренной — грузинской — нации, которая прогрессивно сокращается вследствие демографических проблем и эмиграции. Так, сегодняшнее население Грузии составляет немногим более 3,5 миллионов человек, в то время как ориентировочное количество турок-месхетинцев за годы жизни только в Азербайджане и Центральной Азии, по грубым подсчетам, уже превышает полмиллиона. Кроме того, в Тбилиси опасаются, что, вернувшись к родным очагам в Самцхе-Джавахети, турки-месхетинцы станут конфликтовать с проживающими в этих селах армянами, сванами и представителями других национальностей, осевшими в этих местах после депортации турок.
В этой связи в Тбилиси до настоящего времени никак не могут определиться относительно мест возможного расселения месхетинцев-репатриантов: либо в районе их исторической родины в Самцхе-Джавахети, где после их выселения в основном стали компактно проживать представители армянской диаспоры, либо же потребовать от них расселения по всей территории Грузии. Однако первый вариант, с учетом крайне напряженных турецко-армянских отношений, может иметь весьма негативные и далеко идущие отрицательные последствия.
С другой стороны, хотя тбилисским властям не импонирует усиление мусульманской общины в стране, где и так тлеют многочисленные очаги межнациональной розни, тем не менее велик соблазн использовать этих репатриантов, чтобы немного «разбавить» в этническом отношении населённый преимущественно армянами регион Джавахети. Вот почему в развитие начатой еще при Саакашвили кампании «одна страна — одна нация», грузинские власти предлагают считать турок-месхетинцев в качестве грузин, исповедующих ислам, пренебрегая тем обстоятельством, что в этом случае турки-месхетинцы будут лишены идентичности как национальное меньшинство и могут превратиться внутри страны лишь в группу приверженцев одной из религиозных конфессий.
Явственно саботируя выполнение обязательств по турецко-месхетинской проблеме, Тбилиси тем самым довольно отчетливо «подставляет» своих покровителей в Вашингтоне, что не входит в их планы. Именно по этой причине в процесс решения данного вопроса в последнее время начали активно подключаться и «внерегиональные игроки». Так, в США, где месхетинская диаспора уже полностью ассимилировалась и не проявляет никакого интереса к репатриации на историческую родину, «неожиданно озаботились» проблемой «народа в изгнании», организовав в ноябре с.г. в Вашингтоне манифестацию с требованием ускорить решение вопроса о возвращении турок-месхетинцев на историческую родину. На митинге были представлены общины турок-месхетинцев из ряда штатов, включая Огайо, Массачусетс, Пенсильванию, Виржинию, Мэриленд и Кентукки.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что указанная проблема (как, впрочем, и многие другие) стала часто использоваться Вашингтоном в последнее время в очередных антироссийских пропагандистских акциях. Так, определенными русофобскими кругами делаются упорные попытки возложить вину за «ущемление прав» турок-месхетинцев на Москву (?!), старательно ретушируя негативную роль Тбилиси в искусственном затягивании сроков репатриации этого народа на историческую родину в Грузию. По всей вероятности, за океаном уже давно не читали газет и продолжают считать Грузию одной из республик СССР, позабыв, что именно Белый дом еще недавно активно использовал независимую Грузию в организации вооруженного столкновения с Россией в решении другого этнического конфликта с Южной Осетией. Ну что же, хорошо, что пока Вашингтон не обвиняет Москву в ущемлении прав австралийских аборигенов и индейцев Северной Америки или в полицейском произволе полицейских Фергюсона и ряда других американских городов в отношении темнокожего населения США!
Что же касается турок-месхетинцев, то весьма примечательно, что на предстоящих 21 декабря с.г. выборах нового руководства международного координационного центра турок-месхетинцев «Доруб» (расположен в Анкаре), Вашингтон намерен провести в этот орган диаспорной организации своих представителей и в последующем переориентировать деятельность «Доруб» в выгодном США, а отнюдь не самим туркам-месхетинцам, направлении.
Владимир Одинцов, политический обозреватель
По материалам: «Новое Восточное Обозрение»
На фото: фестиваль турок-месхетинцев в дейтоне (США)
Грузия турки-месхетинцы этничность / этнополитика