Северный Кавказ в первой мировой войне: история и уроки
Новости | 18.12.2014 | 21:10
Первая мировая война продолжает оставаться для российского общества неизвестной «забытой» войной, незначительным эпизодом отечественной истории, предшествовавшим распаду Российской империи и победе большевиков. И только 100-летие годовщины ее начала способствовало оживлению этой темы.
Несмотря на это, до сих пор в широких массах нет даже общего представления о событиях Первой мировой войны на уровне хотя бы представления о войне с Наполеоном 1812 г., о Гражданской и Великой Отечественной войнах.
Обсуждение темы Первой мировой войны ведется не путем обобщения и анализа достоверных фактов, а на основе мифологии прошлого, нынешних трактовок и истолкований этой мифологии, по большей части политизированных. Эти трактовки зачастую до сих пор продолжают оставаться «белыми» или «красными», так как несут на себе отпечаток времени, представлений, идеалов и личности прошлых и современных авторов.
Сторонники «белой России» продолжают повторять миф об иностранных агентах, ударивших в спину победоносной императорской армии в самый канун ее победы над врагом. Они предпочитают не вспоминать о многочисленных издевательствах и убийствах русских офицеров и генералов, той трагедии русского офицерства, которая началась задолго до октября 1917 года.
Сторонники страны Советов повторяют «красную правду» о прогнившей и не имевшей исторического будущего монархии и такой же прогнившей армии под командованием бездарных «классовых господ» царских генералов, представляют Первую мировую войну как череду непрерывных поражений русской армии.
Идут многочисленные дискуссии об участии народов Северного Кавказа и казачества в событиях тех лет. Разброс мнений здесь также велик – от консолидации представителей всех национальностей для защиты интересов России до кровавых межнациональных конфликтов в канун революции и первые годы Советской власти.
Активное обсуждение этой темы наряду с просветительской ролью бередит старые раны, оживляет былые фобии. Восстановление исторической памяти, осмысление собственной истории в целях консолидации общества и укрепления современной российской государственности стало основной задачей прошедшей недавно на базе Пятигорского государственного лингвистического университета международной научно-практической конференции «Боевое братство и национальное единство народов Северного Кавказа в Первой мировой войне». В ней приняли участие 60 представителей вузов России, Абхазии и Армении. Организаторами конференции выступили Северо-Кавказский федеральный университет и Научное общество кавказоведов под эгидой комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества.
На пленарном заседании выступили декан факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института СКФУ Игорь Крючков, заведующий сектором по взаимодействию с общественными и религиозными организациями комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества Сергей Зинев, профессор ПГЛУ Юрий Клычников, старший научный сотрудник Института истории Академии наук Армении Армен Марукян.
В рамках секционных заседаний участники обсуждали проблемы интерпретации источников и литературы кавказской темы, говорили о героизме и патриотизме жителей Кавказа, отмечали успехи довоенной политики Российской империи в формировании национальной идентичности в условиях Первой мировой войны.
Было отмечено, что Первая мировая война вызвала рост патриотических настроений в стране и на Северном Кавказе. В кинотеатрах шли патриотические фильмы, в театрах ставились спектакли, газеты пестрели соответствующими публикациями. Проводились благотворительные акции среди населения по сбору участникам военных действий и пленным гуманитарной помощи.
На добровольческих началах шло формирование Кавказской дикой дивизии из представителей горских народов. В результате Россия из недавних недругов получила в этой войне храбрых воинов.
Через эту войну прошло порядка семи тысяч горцев, которые за отличную службу получали награды. При формировании горских военных подразделений учитывался особый менталитет этих народов и их традиции. Они несли службу лишь в качестве всадников, стражи и не использовались в обозе. На них не распространялась трудовая мобилизация, в общении подчиненных с командирами не использовалось обращение на «Вы». Кавказские формирования отличались жесткой внутренней дисциплиной и беспощадностью к врагам.
Но исторические факты, озвученные учеными на конференции, говорят, что Первая мировая дала и печальные уроки, о которых надо знать и учитывать в проектировании будущего.
Именно в эту войну постепенно начал теряться рыцарский кодекс отношения к воину и пленному, характерные для военных конфликтов более раннего периода. Впервые остро вопрос встал отношения к нашим соотечественникам, попавшим в плен. Кто они – герои или предатели? Развернулась общественная дискуссия: стоит для них собирать гуманитарную помощь или нет? И дойдет ли она до адресата?
Менялось отношение и к военнопленным противоборствующей стороны. Поначалу образ врага не разрабатывался. Их встречали добродушно, кормили булочками. До этого не было принято использовать военнопленных на трудовых работах и в политических целях. Но постепенно ситуация стала меняться и наиболее ярко она была спроецирована уже на военнопленных в сталинские времена.
По свидетельству ученых, до 1914-1915 годов царской власти ситуацию в стране удавалось контролировать. Но усугубляющийся военно-политический кризис на арене боевых действий и социально-экономический внутри страны постепенно приводил к развитию революционной ситуации в России.
На фронте шло разложение армии. В стране стал ощущаться дефицит продовольствия, населением все острее воспринимались разные социально-бытовые неудобства повседневной жизни. Первой война постучалась в семьи мобилизованных низов, живших бедно. Начали приходить первые похоронки, гробы с погибшими на фронте. Появились первые беженцы, которых надо было как-то принять.
Общество на это ответило соответствующе. Если на первую мобилизацию в призывные пункты явились все военнообязанные, много было добровольцев, то в 1916 году каждый день уже фиксировалось по одному-двум дезертирам. Период всеобщей эйфории угасал. Земство теряло свой авторитет, появлялись случаи прямого неподчинения распоряжений местного начальства и даже погромы земств. Недовольство местной властью перекинулось на самодержавие в целом. Все это привело к тому, что 1 января 1918 года на Ставрополье была провозглашена Советская власть.
Ослабление центральной власти, идеологическая дезориентация, крушение прежних устоев привело не только к социальному обострению, но и к межнациональному. И если в средней России революционное противостояние носило социально-классовый характер, то на Северном Кавказе оно сразу приобрело этнический оттенок. Межнациональные конфликты начали возникать даже внутри Дикой дивизии.
От невмешательства в дела русских постепенно горские отряды стали нападать на мирные поселения. Причем, не разделяя на своих и чужих. Вернувшаяся практика «набежничества» и разбоя прикрывалась революционными лозунгами борьбы за свободу от гнета царизма. Для легитимизации разбоя широко использовались религиозные лозунги. И здесь участники конференции проводят прямую параллель с событиями 90-х годов, временами первой и второй Чеченской кампаний.
Учитывая уроки прошлого и проецируя их на реалии сегодняшнего дня, ученые отметили взвешенную политику руководства страны по отношению к событиям, происходящим на юго-востоке Украины. Войти в войну, к которой нас подталкивают, просто. Выйти из нее, как показывает исторический опыт, без колоссальных потерь для страны и народа нельзя. И мир очень хрупок, особенно у нас на Кавказе, а разрушить его очень просто.
В осмыслении этих исторических уроков, извлечении ошибок из прошлого, социальном проецировании дальнейшего развития страны и общества и есть практический смысл проведенной в Пятигорске конференции.
Кавказ Россия