РИЧАРД ОВАННИСЯН: ТУСКНЕЮЩИЙ СВЕТ ЗАПАДА. ТЩЕТНЫЕ УСИЛИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ричард ОВАННИСЯН | 17.12.2014 | 20:48
Пока Армянское правительство направляло дальние и близкие призывы, делегация А.Агароняна удваивала в Париже число меморандумов и ходатайств, встречаясь со всеми доступными ей должностными лицами Союзников ради малейшей возможности добиться хоть чего-нибудь для Армении. Например, через польского посла Агаронян безуспешно просил у варшавского правительства включить в предстоящий советско-польский мирный договор статьи об обязательстве России уважать договоры, которыми Союзные Державы завершили мировую войну (14). Еще больше внимания уделялось тому, чтобы убедить премьер-министра Э.Венизелоса возобновить греческое наступление в Анатолии, которое оттянуло бы большую часть турецкой армии с армянского фронта и усилило бы греческую власть над историческим Ионийским побережьем. Венизелос ответил через греческое посольство, что этот запрос невозможно удовлетворить, поскольку Союзные Державы должны разрешить дальнейшее наступление, и на текущий момент турки не вступали в бой с греческой армией. Когда Агаронян попросил у греческого поверенного в делах Л.В.Меласа разрешения поднять эту тему перед Союзными Державами, Мелас объяснил, что греческая армия не готова к зимним действиям. Было ясно, что Венизелос не хотел возобновлять наступления. Тем не менее, греческий посол Какламанос старался ободрить Агароняна, выражая уверенность, что Лига Наций предоставит Армении большой займ и что кемалистское движение послужило объединению Союзников против националистов, поскольку французы и итальянцы боялись, что если они не поддержат совместную сильную кампанию, то британцы примут меры для наступления греческой армии во внутренние районы Турции (15).
Обращаясь 10 ноября прямо к Венизелосу, Агаронян писал, что хотя он сознает международные трудности, остановившие греческие операции, Армения в момент крайней своей нужды снова призывает к решительным действиям. Ее поражение не сможет не иметь пагубного воздействия на удачу Греции (16). Просьбе Агароняна продолжать «героические действия» против кемалистов суждено было стать его последним призывом к Венизелосу, поскольку через считанные дни греческие избиратели проголосовали за восстановление монархии, призвав короля Константина возвратиться. Поборник греческого республиканизма был удален со службы, что ознаменовало начало конца греческого присутствия в Малой Азии. Неумелость новоназначенных в должности сановников-монархистов помогла турецким националистам повернуть в 1921 г. ход боя у реки Сакарья и бросить в 1922 г. греков в море под Смирной (17).
Поскольку считалось, что итальянцы тесно связаны с турецкими националистами, Агаронян старался воспользоваться их добрыми отношениями. Встретившись в октябре в доме бельгийского министра иностранных дел Поля Гиманса с итальянским представителем в Совете Лиги Т.Титтони, Агаронян попросил итальянцев сделать все возможное, чтобы повлиять на турок уйти с армянских территорий. Так как Италия не питала особого интереса к Армении, такое заступничество было бы актом бескорыстия, на который турки, возможно, от-кликнулись бы. Выражая личное сочувствие, Титтони пообещал передать эту просьбу министру иностранных дел Карло Сфорца. Хотя Итальянское правительство не стало действовать предлагавшимся ему образом, оно вовлекло другие Союзные Державы, которые осложняли армянские беды. Например, 27 октября итальянский дипломат Карло Галли поведал Агароняну, что по настоянию британцев конференция послов (сменившая Парижскую мирную конференцию и конференцию министров иностранных дел и послов) решила не заниматься осуществлением договора с Турцией и заняла позицию, в соответствии с которой все вопросы подобного рода должны направляться каждому из союзнических правительств (18).
Двери французского министерства иностранных дел на Кэ д’Орсэ никогда не открывали настежь перед армянами, и сейчас Агаронян обнаружил, что ему еще труднее получить туда доступ. На встречах 7 и 9 ноября с директором по политическим делам Беретти, Агаронян повторял череду союзнических обетов и предупреждал, что без быстрых и решительных действий Армения может оказаться вынужденной подчиниться советской власти. Беретти отвергал возможность союзнического военно-морского десанта в Трапезунде, а когда Агаронян стал настаивать на принятии каких-либо иных мер в целях остановки турецкого наступления, директор будто бы смутился и прошептал, что больше ничего невозможно предпринять. У Франции было 80000 солдат в Сирии и Киликии, но у нее не имелось дополнительных сил, чтобы помочь Армении, и у англичан положение было точно таким же. Жалуясь на эту «невозможную справедливость», Агаронян считал странным, что у Союзников хватало солдат, чтобы занять Сирию, Месопотамию, Палестину и Проливы, а когда дело доходило до Армении, Союзники заявляли о своем бессилии, бросая фактически Республику в объятия большевиков. Беретти соболезновал Агароняну, заявляя, что Армению нужно спасти и предлагая направить обращение председателю конференции послов. Совет был полон иронии, поскольку Великобритания и Франция уже договорились, что послы должны отсылать все призывы подобного рода соответствующим правительствам (19).
Армяне не были неосведомленными об этой тактике; тем не менее, у них не было иного выбора, как ходить по различным правительствам, конференциям послов и Лиги Наций. 10 ноября Агаронян направил еще один «чрезвычайный призыв» конференции послов, В.Вильсону, Лиге Наций и другим органам. В нем говорилось, что события в Армении стали логическим результатом отсутствия внешней поддержки. Четвертая часть армянского народа была принесена в жертву на пути к независимости родины; однако, нынешнее турецкое вторжение создавало угрозу хрупкому существованию борющегося государства, существовавшего вплоть до сегодняшнего дня только благодаря собственным усилиям и не получившего каких-либо выгод от Севрского договора. После долгого и героического сопротивления на территорию оставленной и изолированной Армении вторглись враги. Всеми имеющимися у нее силами Армения протестовала против обстоятельств, приведших ее в состояние жертвы и грубому нарушению мирного договора. Нападение, продолжал Агаронян, бросало вызов самим принципам, ради которых Союзники воевали и выиграли войну; оно создавало серьезную угрозу основополагающим интересам в Азии. Сейчас Армянское правительство обращалось к Главным Союзным Державам с послед-ним и чрезвычайным призывом о быстром вмешательстве и действенных мерах, чтоб обеспечить уважение к Севрскому договору и освободить землю Армении, «если она не должна опять стать новым и неизбежным театром гекатомбов [массовых могил]». Агаронян еще раз обрисовал, какие шаги могли бы предпринять Союзники для спасения Армении (20).
12 ноября председатель конференции послов Жюль Камбон представил армянские призывы указанному органу. Он объяснил, что поскольку на предыдущие ноты не поступил ответ, Армянская делегация просит, чтобы генеральный секретарь привлек внимание конференции к данному делу, в надежде получить ответ. По поручению своего правительства британский посол лорд Дерби настаивал на том, что конференция некомпетентна заниматься этим призывом. После короткого обсуждения Камбона уполномочили ответить Агароняну, что хотя и конференция послов испытывает сочувствие, ее сила власти не распространяется на осуществление Севрского договора, и поэтому Армянской делегации нужно обращаться к послам в отдельности, чтобы те могли уведомить свои правительства (21). Ответственность перебрасывали то на одних, то на других (22).
Тем временем в Соединенных Штатах проармянское лобби проталкивало меры для спасения армян. Американский комитет за независимость Армении (АКНА) стал все больше отходить от Вудро Вильсона. Джеймс Джерард и Ваан Кардашян с горечью обвиняли президента в политизации вопроса о мандате ради личной выгоды, а также в беспричинном оттягивании на недели его решения об армянских границах, которое тот, наконец, сообщил Союзным Державам лишь в конце ноября 1920 г. Тем не менее, АКНА различными способами оказывал давление на Вильсона. Например, 26 октября, незадолго до президентских выборов, Джерард в письме госсекретарю Б.Колби напомнил ему, что хотя представленная в 1919 г. резолюция Вильямса о военной поддержке Армении в значительной степени ослабилась к тому моменту, когда Уоррен Гардинг вернул ее с неодобрительным отзывом комиссии в мае 1920 г., Сенат тем не менее уполномочил президента направить в Батум американский боевой корабль с морской пехотой. В связи с этим Джерард просил, чтобы сейчас осуществили хотя бы эту небольшую меру помощи (23). Начальник Ближневосточного отделения в Госдепартаменте Уоррен Роббинс одобрил эту рекомендацию (24). Но когда департамент обратился за мнением британского Форин Оффиса, ответ оказался обескураживающим: считая данное предложение никчемным и нелепым, из Форин Оффиса дипломатично ответили, что турецкие войска уже перерезали желез-ную дорогу между Батумом и Ереваном и что высадка в порту морской пехоты ничем не облегчит участи армян. Наоборот, она может возбудить глубокое негодование и враждебность грузин, которые включили обязательства по Батуму в их договор с Советской Россией (25). Служа свои последние месяцы на посту президента, Вудро Вильсон больше не затрагивал данной темы.
17 декабря Джерард и другие члены АКНА посетили новоизбранного президента У.Гардинга в его доме в Огайо, чтобы добиться его одобрения и поддержки меморандума, подчеркивающего неизменность американского курса, направленного на поддержку автономного развития «самоуправляющегося и свободного государства» Армении, как это было продемонстрировано в деле оказания помощи выжившим армянам по всему Ближнему Востоку и арбитража президента Вильсона в вопросе армянских границ. Меморандум очерчивал провал Союзных Держав в выполнении их обещаний по Армении и требовал от них принятия мер для осуществления Севрского договора. Меморандум завершался тем, что Конгрессу следовало бы одобрить финансовую помощь Армянскому правительству, чтобы тогда, когда она «войдет в обладание принадлежащей ей по праву территорией», Армении было по силам достичь «надлежащего развития» (26). Гардинг настойчиво давал понять, что сможет утвердить эти принципы после его вступления в должность. Джерард представил этот же меморандум и Вудро Вильсону, с просьбой представить его Союзным Державам и направить двум Турецким правительствам, в Константинополе и Анкаре, строгое предупреждение в связи с нападением на Армению (27). Вильсон не ответил (28).
Общество Армения-Америка, считавшееся более умеренным, чем АКНА, и вовлекшее главных благотворителей и миссионеров, также было занято активной деятельностью по спасению армян. Волтер Джордж Смит и Вильям Пит направились в Женеву просить Собрание Лиги Наций о вмешательстве, а Джеймс Бартон в это время домогался поддержки сенатора Генри Кабота Лоджа для предоставления Соединенными Штатами займа Армении в 20 миллионов долларов (29). Кливленд Додж, действовавший в соответствии с заверениями Бартона, что Лодж согласился провести это мероприятие в Конгрессе, посоветовал Вудро Вильсону включить этот запрос в его последний ежегодный доклад. Вильсон охотно согласился и в его речи от 7 декабря убеждал Конгресс дать Казначейству полномочия выдать Армении займ, как те, которые предоставлялись в годы мировой войны Союзным Державам (30). Однако из этого предложения опять ничего не вышло. К концу 1920 г. в Обществе Армения-Америка стали размышлять об армянском «национальном очаге» в границах нового турецкого гоcударства (31). Концепция приобрела определенную форму к 1921 г., что привело к резкому разрыву Общества с АКНА, который вопреки реальности, остался верным своему названию.
(Продолжение следует)
Фрагменты из книги: Ованнисян Р. Международные отношения Республики Армения 1918-1920 гг. Ереван, 2007. Перевод Г. Махмурян.
Примечания
(14) (…) FO 371/4962, EI3464, E13577/134/58, enclosure; US Archives, RG 59, 760J.67/14, Wallace to Secretary of State, enclosure; France. Ministere d’Etat charge de la defense nationale. Etat-major de I’Armee de terre. Service historique. Vincennes (далее: Archives de ГАппёе), 20N/182, dossier 2, Compterendu de renseignements militaires, 9.11.1920, и 20N/I86, dossier 3, Corbel au Ministere de la Guerre, № 448-449, 21.10.1920.
(15) (…)
(16) (…)
(17) CM.: M.Housepian Dobkin. Smyrna 1922. The Destruction of a City. Kent, Ohio, 1988.
(18) (…)
(19) Там же, t. 100-101
(20) (…); US Archives, RG 59, 760J.67/31. Много похожих призывов находятся в: ...
(21) FO 371/4963, E14270/134/58; US Archives, RG 59, 185.5136/58.
(22) Ответ Камбона Агароняну от 17 ноября см. в: ...
(23) (…) US Archives, RG 59, 860J.01/351.
(24) US Archives, RG 59, 860J.00/10, Robbins to Secretary of State, 16.11.1920.
(25) US Archives, RG 59, 860J.00/13, 15a, Secretary of State to Davis, 24.11.1920, и Davis to Secretary of State, 26.11.1920.
(26) (…); A Report of the Activities. The American Committee for the Independence of Armenia, 1918-1922 (далее: ACIA Activities). New York, 1922, p.49-52. См. также: The Papers of Henry Cabot Lodge, Massachusetts Historical Association, Boston. Box 62, Armenia file, Henry W. Jessup to Lodge, 20.12.1920, и Gerard to Lodge, 20.12. 1920, и 22.12.1920.
(27 (...)
(28) 15 января 1921 г. секретарь Вильсона Джозеф Тьюмалти написал Джерарду: «Пока президент не считает оправданным действовать по сделанному в вашем письме предложению, он не забыл о деле, вытекающем из нынешнего серьезного положения Армении, или о необходимости духа самого великодушного сотрудничества между Державами в усилиях сохранить независимость армянского народа». См.: ACIA Activities, р.52.
(29) См.: The Papers of Henry Morgenthau. Division of Manuscripts. Library of Congress. Washington, DC, Box 6, Correspondence, November-December, 1920; Lodge Papers, Box 62, Barton to Lodge, 4.12.1920, и 11.12.1920, и Lodge to Barton, 7.12.1920, 13.12.1920.
(30) The Messages and Papers of Woodrow Wilson. Ed. by A.Shaw. 2 vols. New York, 1924, vol.II, p.1219-1220.
(31) О деятельности этой организации см.: Т.А.Bryson. The Armenia America Society. A Factor in Ainerican-Turkish Relations, 1919-1924. «Armenian Review», vol.XXIX, 1976, Spring, p.53-75; G.L.Grabill. Protestant Diplomacy and the Near East. Missionary Influence on American Policy, 1810-1927. Minneapolis, 1971, p.247-280; United States National Archives. Record Group 59: General Records of the Department of State (далее: US Archives, RG 59), 860J.00P8l/original-35, и 860J.01/378, 434.
Армения диаспоры историография США Франция