БЛАГОДАРЯ ЗАПАДНЫМ «ПАРТНЕРАМ» РОССИИ НАД БЫВШИМ СССР ОПУСКАЕТСЯ НОВЫЙ «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС»
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Александр СКАКОВ | 17.12.2014 | 20:21
Интервью координатора рабочей группы Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН Александра Скакова информагентству АрмИнфо.
Судя по последним трендам, противостояние Россия-Запад усиливается день ото дня. Можно ли надеяться в 2015-м на какие-то подвижки в обратном направлении, учитывая появление соответствующих тенденций в странах ЕС?
Надеяться можно и нужно, продолжение противостояния не в интересах ни России, ни Евросоюза, оно приносит убытки как финансово-экономические, так и политические обеим сторонам. Но серьезных тенденций, позволяющих рассчитывать на то, что ситуация переломится, я пока не вижу. Основная проблема в том, что взаимное ослабление России и ЕС, как двух центров силы, на руку США. А у американцев есть все рычаги влияния на Евросоюз, и это не только страны бывшей Восточной Европы, но и влиятельные силы, включая властные круги, в узловых странах ЕС. Именно американцы и их сателлиты, типа Карла Бильдта и Дональда Туска, создали порочную в своей основе провокационную и лживую идею «Восточного партнерства» и «Ассоциированного членства». Прекрасно зная, что реальное членство в ЕС не ждет ни одну из стран – «ассоциированных членов», они добились своих главных целей – окончательно оторвали от России Молдавию и Украину, при этом разорвав её на части, но это издержки, и поссорили Россию с ЕС. Соответственно, американцы сделают все, чтобы эти трещины в отношениях не зарастали. ЕС в союзе с Россией – слишком серьезный вызов могуществу США, появления второго Китая Вашингтон не допустит.
Назовите главные, на Ваш взгляд, возможные последствия этого противостояния для постсоветского пространства?
Главное последствие – это углубление существующих границ между сферами влияния, блоками, мирами. Границы превращаются в линии фронта, укрепленные стенами и опоясанные колючей проволокой. Как пример, посмотрите на планы Киева по возведению «стены» на российско-украинской границе, на ужесточение и фактическое закрытие югоосетино-грузинской и абхазо-грузинской границ, на фактическую блокаду Приднестровья. И эта тенденция будет продолжаться. Постсоветское пространство будет структурироваться по принципу «кто не с нами, тот против нас». Это опасная тенденция, с неизбежностью чреватая новыми локальными, в лучшем случае, войнами. Над территорией бывшего СССР благодаря нашим западным «партнерам» опускается новый железный занавес. Последствием этого станет нарастание тенденций к авторитаризму в странах, оказавшихся в лагере «изгоев», и рост ощущения безнаказанности у послушных клиентов Брюсселя и Вашингтона. Им можно будет все – воевать, не «пятидневную войну», а сколько захочется, сжигать людей как в Одессе, подтасовывать выборы как в Молдавии. Это по принципу «Сомоса сукин сын, но он наш сукин сын».
Судя по последним трендам, отношения между Россией и Турцией вышли на совершенно новый уровень, который в свете все того же противостояния Россия-Запад трудно назвать экономическим. Каковы, на Ваш взгляд, могут быть его перспективы для сторон, а также для Армении и Азербайджана?
Я бы не стал переоценивать уровень российско-турецких отношений. Турция всегда славилась своим умением лавировать между центрами силы и получать желаемое, мало что отдав взамен. Вспомним, как искусно в свое время турецкая дипломатия использовала иллюзии, существовавшие у Ленина и большевистской России. Сейчас, думается, Анкара сможет получить от России гораздо больше, чем Россия от Турции. И самое главное, что Анкара получила возможность лавировать между Россией и Западом, добиваясь преференций у обеих сторон. Сразу оказалась реанимирована заплесневелая идея вступления Турции в Евросоюз, в Анкару зачастили эмиссары высокого уровня. Армения не входит в число приоритетов Турции. Конечно, с соседями лучше иметь нормальные отношения, но можно не иметь их вовсе. Азербайджан же важен для Турции благодаря энергоресурсам, и сантименты о тюркском мире здесь не причем. Именно энергоресурсы позволили Баку в свое время торпедировать армяно-турецкое примирение. Анкара будет и далее сохранять особые отношения с Азербайджаном, укреплять свои позиции в Грузии и игнорировать Армению, и какой-либо якобы новый уровень российско-турецких отношений ничем не изменит ситуацию в этом многоугольнике.
Существует версия, согласно которой Москва намекнула Ильхаму Алиеву о готовящемся в Азербайджане западными спецслужбами перевороте. Насколько она, на Ваш взгляд, правдоподобна и чем в таком случае Алиев так не угодил Западу? Можно ли объяснить этим последние, небывалые даже для алиевского режима, репрессии в отношении местных журналистов и правозащитников?
«Цветные революции» являются самым страшным призраком для большинства постсоветских режимов, а борьба с ними становится любимым занятием. Это характерно не только для Азербайджана, где, реально, угрожать власти Алиева сейчас не могло ничего. Репрессии были предприняты для острастки, «чтобы неповадно было и боялись». Конечно, никакой угрозы переворота, в данном случае – «цветной революции», в Азербайджане не было. Вымышленной угрозой можно пугать друг друга долго и успешно. Алиев достаточно молодой человек, а сегодняшний Азербайджан – достаточно успешная страна, чтобы поддаваться на такие игры. Очевидно, что есть лучший способ борьбы с угрозой «цветных революций» - это успешная борьба с коррупцией. Именно тотальная коррупция, а не «иностранные агенты», создает условия для таких революций. Думаю также, что смещение Алиева, даже если бы оно было возможно, не входит сейчас в интересы Запада. Не вижу, чем он их так не устраивает. Ведь с ним вполне можно договориться. Но необходимо признать, что в Азербайджане, в самом деле, существует и нарастает психоз, связанный не только с армянофобией, но и со страхом перед иностранцами, перед свободой в любых её проявлениях, проявляющийся в том числе в засилье спецслужб. О чем можно говорить, если в страну не допускают (такие случаи имели место) приезжающих по приглашению российских ученых, в паспорте которых стоял армянский, даже не нагорно-карабахский! штамп?
2014-й ознаменовался небывалым обострением на границе и большей чем когда-либо пробуксовкой переговорного процесса. Является ли сбитый армянский вертолет, их неразрывным элементом? Поделитесь Вашим прогнозом на 2015-й.
Каждый год становится очередной вехой в пробуксовке переговорного процесса и отличается небывалым до этого обострением на границе. Конечно, рано или поздно это, нарастая как снежный ком, вполне может привести к войне. Хотя бы потому, что ситуация может выйти из-под контроля сторон. Пока что любое обострение является не более чем рекогносцировкой, проверкой своих возможностей и реакции противника. Типа: «вот видите, мы можем сбивать вертолеты, и нам за это ничего не будет». В этот раз пробуксовка и обострение вызваны в том числе кризисом Минской группы. Когда, в связи с общим кризисом в отношениях, в посредниках нет согласия, переговорный процесс неизбежно окажется в тупике. С другой стороны, обнадеживающим фактором является вступление Армении в Евразийский Экономический Союз и полученные Ереваном в связи с этим, очевидно, новые военно-политические гарантии со стороны Москвы. Так как у Еревана до этого уже были гарантии, связанные с Договором и членством в ОДКБ, логично предположить, что новые расширенные гарантии касались и Нагорного Карабаха. Это не может не являться сдерживающим фактором для Баку, где у власти находятся реалисты и прагматики, способные оценить потенциальную угрозу со стороны России. Поэтому, думаю, в 2015 г. ситуация не изменится. Если, конечно, не произойдет каких-либо катастрофических событий в регионе, не связанных напрямую с армяно-азербайджанским конфликтом. Пока что предпосылок для такого развития ситуации нет, но международная обстановка, как мы видели на протяжении 2014 г., порой меняется очень быстро.
Вопросы задавал Давид Степанян, по материалам: arminfo.am
Азербайджан безопасность Евросоюз Россия