ДОГОВОР О ЧЛЕНСТВЕ АРМЕНИИ В ЕАЭС: ПОСЛЕСЛОВИЕ К РАТИФИКАЦИИ
Публикации | Саркис МАРТИРОСЯН | 14.12.2014 | 17:01
Как и прогнозировалось ранее, 4 декабря Национальное Собрание (парламент) Армении подавляющим большинством голосов ратифицировало договор о присоединении республики к Евразийскому экономическому союзу. Из 111 депутатов (всего в парламенте страны 131 депутат) за ратификацию проголосовали 103 человека, против – 7, воздержался – 1. В голосовании не приняли участие 20 депутатов, некоторые из которых находились за пределами страны.
Против ратификации проголосовала фракция «Наследие», два внефракционных депутата и один депутат из «Армянского национального конгресса» (АНК), который продолжает оставаться в составе фракции лишь де-юре.
Своими голосами ратификацию договора поддержали депутаты от правящей Республиканской партии Армении (РПА), а также оппозиционных фракций «Процветающая Армения» (ППА), АНК, АРФ-Дашнакцутюн (один из ее депутатов воздержался) и «Страна законности».
Несмотря на более чем убедительные результаты голосования, обсуждение документа было бурным, а представители правительства подверглись достаточно острой критике не по факту самого документа, а по вопросам, по которым, как представлялось многим депутатам, можно было бы провести более качественные переговоры с будущими партнерами по объединению.
Остановимся на мотивах поддержки договора различными парламентскими фракциями. Поведение депутатов РПА было полностью прогнозируемым, т.к. именно лидер партии президент С. Саргсян, согласно Конституции страны, несет ответственность за ее внешнюю политику и политику в вопросах безопасности. Соответственно, каких-либо проблем в вопросе ратификации документа здесь не могло существовать изначально.
Что касается точки зрения оппозиции, пользующейся значительной общественной поддержкой, на процесс евразийской интеграции Армении, то здесь следует отметить ряд важных моментов. Например, депутат от фракции ППА Тигран Уриханян подверг резкой критике политику властей Армении, которые вели тайные переговоры с Европой, затем сменили курс на евразийскую интеграцию. Согласно оценкам ППА, переговоры о вступлении Армении в ЕАЭС велись в форсированном режиме, и не все интересы страны и ее граждан удалось отстоять. Тем не менее, по мнению Т. Уриханяна, членство Армении в ЕАЭС представляет определенные возможности для страны: в частности, есть возможность увеличить объемы экспорта. Вместе с тем определенное беспокойство вызывает перспектива увеличения инфляционного давления, а также возможность санкций в связи с невыполнением обязательств перед ВТО, что связано с необходимостью повысить таможенные пошлины на часть импортируемой продукции. Однако, несмотря на эти опасения и проблемы, во фракции было принято решение проголосовать «за», чтобы «не навредить Армении».
По мнению лидера фракции АНК депутата Левона Зурабяна, администрация президента С. Саргсяна долгое время пыталась вести двойную игру, говоря России то, что нравится Москве, а Брюсселю то, что нравится Западу. Такая вот «многовекторность», в результате которой официальный Ереван потерял уважение России и доверие Запада. Голосуя «за» по вопросу членства страны в ЕАЭС, депутаты этой фракции заявили, что руководствуются государственными интересами и интересами социально-политической стабильности. По мнению Л. Зурабяна, нынешний выбор Армении не является выбором между двумя системами ценностей или двумя экономическими системами. «Вступать или не вступать в ЕАЭС – это выбор между двумя политическими процессами, каждый из которых имеет важное судьбоносное влияние на нашу страну», – заявил он.
Кроме того, руководитель фракции АНК, предлагая поддержать ратификацию договора, обратил внимание депутатов на следующие важные обстоятельства. Во-первых, речь идёт об опасности войны и постоянно исходящей от Турции и Азербайджана угрозе, а также о других региональных конфликтах, создавших для Армении и Нагорного Карабаха опасную ситуацию. Во-вторых, в создавшихся условиях у Армении нет серьезной альтернативы действующей системе безопасности в рамках ОДКБ. Ереван никто не ждет в НАТО, а Запад не в состоянии стать гарантом безопасности для Армении и региона Южного Кавказа в целом. В-третьих, в условиях нынешнего противостояния между Россией и Западом, Армения не может находиться в одной системе безопасности с Россией и при этом – в одной экономической системе с Западом. В-четвёртых, принимая решение о том, как голосовать, нужно также учитывать события на Украине, в Грузии и Молдавии и должным образом оценить последствия их безоглядного евроатлантического курса. Наконец, в-пятых,устав ЕАЭС не предполагает потери Арменией суверенитета и безопасности.
Важным для армянского общественного мнения является и позиция традиционной армянской партии АРФ-Дашнакцутюн. Лидер парламентской фракции этой партии Армен Рустамян, выступая в поддержку ратификации договора о членстве страны в ЕАЭС, заявил, что, принимая решение, необходимо учесть, что Армения и Нагорный Карабах находятся в блокаде и состоянии войны, а мир оказался на пороге холодной войны, которая с каждым днем становится все горячее. В рамках ЕАЭС гарантий на сохранение мира и территориальной целостности будет больше.
Говоря о мотивах поддержки договора с ЕАЭС со стороны партии «Страна законности», депутат Эгине Бишарян отметила важность продолжения торгово-экономического сотрудничества с Ираном, обеспечения реализации договора о зоне свободной торговли с Грузией, а также наличие в России значительного числа трудовых мигрантов из Армении и немалые армянские общины в РФ. По мнению депутата, при наличии большой диаспоры страна обязана обеспечить баланс в отношениях со всеми мировыми центрами силы.
Известная своей эпатажностью, проведшая немало времени в США депутат от партии «Наследие» Заруи Постанджян, мотивируя свое решение голосовать против ратификации договора, подчеркнула, что документ содержит реальные угрозы, поскольку не позволяет Армении закупать оружие из третьих стран и предполагает установление таможенного поста между Арменией и непризнанной НКР. «Кем мы будем в этом союзе? Маленьким винтиком, что нам ничего не даст. Это не экономический выбор, а политический выбор, который пал на геополитическую единицу, которая противостоит всему миру, экономика которой разлагается. Мы тут просто попадем под ноги, так уже было 100 лет назад, и все мы знаем, чем это закончилось, то же ждет нас и сейчас», – вопрошает экзальтированная дама. Из вышеизложенного можно сделать только одно предположение: депутат явно незнакома с текстом договора, либо не совсем правильно трактует его положения.
Подводя итоги процесса ратификации договора о членстве Армении в ЕАЭС, который сопровождался общественным дискурсом и малочисленными акциями протеста, направленными против вступления страны в организацию, отметим следующие важные моменты:
– ни одна из политических сил, общественных групп, никто из экспертного сообщества, кто де-факто выступал против членства Армении в ЕАЭС, в действительности не привели ни одного мало-мальски убедительного аргумента (ни устно, ни письменно) против самого договора;
– те депутаты и политические силы, которые выступали против ратификации договора о членстве страны в ЕАЭС, не считают, что ответственность за этот процесс несет, прежде всего, президент С. Саргсян и парламентское большинство. Более того, эти лица и группы почему-то перекладывают (либо пытаются переложить) ответственность за этот политический процесс на президента РФ В. Путина;
– ни один из депутатов, выступавших против ратификации, как и ни одна из политических, общественных и экспертных групп, занявших аналогичную позицию, так и не смогли обосновать обратимость всего политического процесса вступления Армении в ЕАЭС. Они (эти лица и силы) также не смогли представить сколько-либо внятной программы либо даже тезисов о том, что даже будучи у власти, по каким причинам они не вступили бы в ЕАЭС;
– надо полагать, что все эти депутаты, лица, силы и группы в действительности преследовали цели, отличные от артикулируемых. Можно предположить, что эти цели тесно связаны с активным продвижением интересов западных центров силы.
До начала процесса имплементации договора о членстве Армении в ЕАЭС осталось, чтобы парламенты Беларуси и Казахстана ратифицировали этот документ до конца года (Государственная Дума ратифицировала договор 11 декабря). 5 декабря С. Саргсян поговорил по телефону с президентом Беларуси А. Лукашенко. В ходе разговора обсуждались вопросы двусторонних отношений и сотрудничества в рамках ЕАЭС. А 10 декабря вопросы интеграции в рамках ЕАЭС обсудили лидеры Армении и Казахстана.
Есть немало оснований полагать, что договор о членстве Армении в ЕАЭС будет успешно ратифицирован парламентами тех государств, которые этого пока не сделали.
По материалам: Ритм Евразии
Армения Евразийский Союз политика и право Россия