«ПОКА АБХАЗИЯ НЕ ВОЗВРАТИТСЯ В СОСТАВ ПРОАМЕРИКАНСКОЙ ГРУЗИИ, АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА БУДЕТ БЛОКИРОВАТЬ РАБОТУ АБХАЗСКОЙ ДОРОГИ»
ИНТЕРВЬЮ | Александр КРЫЛОВ | 02.12.2014 | 15:51
На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия и Абхазия могут при общем согласии организовать транзитное железнодорожное сообщение в направлении Сухум – Тбилиси – Ереван. По словам президента, реализация проектов подобного рода будет способствовать созданию условий для развития отношений между всеми заинтересованными сторонами.
К чему приведет данное заявление и чего ожидать от реакции соседних и западных стран? С этими и другими вопросами корреспондент Aysor.am обратился к российскому политологу, доктору исторических наук, президенту Научного общества кавказоведов Александру Крылову.
Господин Крылов, на заявление В.Путина об Абхазской железной дороге последовала негативная реакция официального Тбилиси. Ожидаете ли Вы, что и прозападные силы будут препятствовать этому? Есть ли вероятность того, что железная дорога будет «перекрыта» политическими реалиями, несмотря на то, что президент России практически дал зеленый свет?
На эту тему есть большое непонимание некоторых реалий, которые мешают решать все проблемы сразу и быстро. Это проявилось во многих комментариях, прозвучавших после заявления В.Путина по поводу возобновления работы Абхазской железной дороги. Заявления политиков часто имеют целью указать на желательность решения тех или иных проблем, а вовсе не о реальности их решения в ближайшем и даже обозримом будущем. Тем самым, политикам и / или обществу указывается на существование проблемы, решение которой было бы полезно. Подобное напоминание не дает СМИ и обществу забыть важную проблему, что, к сожалению, бывает очень часто, если подобных напоминаний не делать. Многие острокритические комментарии на данную тему были вызваны недостаточным пониманием некоторых особенностей тех заявлений, которые делаются публично теми или иными политиками.
Ни о каком «зеленом свете», который дает В.Путин на открытие железной дороги говорить не приходится уже потому, что она не проходит по российской территории. Но Россия готова всемерно способствовать (финансово, технически и т.п.) возобновлению железнодорожных перевозок в случае принятия такого решения. Об этом уже заявлялось неоднократно, и эта позиция фактически подтверждается в заявлении российского президента.
Тогда почему последовала нервная реакция официального Тбилиси?
В нынешней ситуации Грузия находится в большой зависимости от своих соседей - Турции и Азербайджана, которые стремятся изолировать Армению от внешнего мира. Пока эта зависимость сохраняется, говорить о возможности принятия Тбилиси решения о возобновлении железнодорожных перевозок через Абхазию не приходится. Это обстоятельство является определяющим и здесь фактически ничего не зависит от того, какие политические силы находятся у власти в Грузии.
Ситуация может измениться, если Тбилиси удастся снизить степень этой ныне избыточной зависимости от Анкары и Баку. Сделать это возможно, но вряд ли это станет возможным в ближайшем будущем. После решения этой главной проблемы для разблокирования железной дороги решать все остальные будет гораздо проще.
В беседе со мной накануне депутат от правящей партии, который присутствовал на закрытом заседании в парламенте с послом США Джоном Хефферном, сказал, что вопрос Абхазской железной дороги обсуждался и на этой встрече, и посол сказал, что они приветствуют любые коммуникационные возможности, которые идут на благо армянской экономике. На Ваш взгляд, США действительно положительно относятся к данному процессу?
Посол в силу своих обязанностей должен говорить подобные вещи, демонстрировать готовность развивать отношения, культурные связи, способствовать всемерному благоденствию населения в стране их аккредитации и пр. Из этого разряда и заявление посла США Хефферна, деятельность которого настолько хорошо известна в Армении, что тут даже нет нужды ее комментировать.
Как и у политиков, заявления послов чаще всего имеют мало отношения к их реальной работе. Будучи публичными фигурами, послы заняты защитой интересов государств, которые они представляют, правящих администраций, национального, а часто и собственного бизнеса. Часто они занимаются совсем несимпатичными вещами, что приводит ко многим проблемам в тех странах, где они работают, в том числе к переворотам, войнам и конфликтам. В мемуарах одного из дипломатов была дана точная и откровенная характеристика работы посла: «посол должен систематически лгать во имя интересов своей родины». Этот посол писал свои воспоминания, будучи в отставке, от действующих послов вы вряд ли когда-нибудь услышите что-то подобное.
Возвращаясь к проблемам железной дороги можно уверенно утверждать, что пока Абхазия не возвратится в состав однозначно проамериканской Грузии, целью американской политики будет блокирование усилий по возобновлению работы абхазской ж.д. Но этот сюжет пока совершенно неактуален для американской политики, так как решение этой задачи надежно гарантируют соответствующие ведомства Азербайджана и Турции.
Вопросы задавала Лия Ходжоян, по материалам: aysor.am
Абхазия Грузия дипломатия коммуникации Россия США