ГОВОРЯТ АРХИВЫ. О ДИСЦИПЛИНЕ В РУССКОЙ АРМИИ В 1914-1915 ГГ.
Публикации | Александр КРЫЛОВ | 02.12.2014 | 08:00
Первая мировая война продолжает оставаться для российского общества неизвестной «забытой» войной, незначительным эпизодом отечественной истории, предшествовавшим распаду Российской империи и победе большевиков. Приближение 100-летней годовщины ее начала способствует оживлению этой темы. В Интернете усилиями энтузиастов и разного рода исторических клубов и объединений создано большое число специализированных сайтов, тема Первой мировой активно обсуждается на многих интернет-форумах. На нескольких специализированных сайтах выкладываются оцифрованные публикации о ПМВ: воспоминания участников (в основном написанные в эмиграции бывшими офицерами), труды военных историков, фотоматериалы.
Несмотря на возросшую доступность и постоянное расширение источниковедческой базы о ПМВ, до сих пор нерешенной проблемой остается острый дефицит достоверного фактологического материала. Общество, включая и интересующихся данной проблемой энтузиастов, «реконструкторов» и т.п. до сих пор не имеет даже общего представления о событиях ПМВ, на уровне хотя бы представления о войне с Наполеоном 1812 г., о Гражданской и Великой Отечественной войнах. Этим войнам посвящены многочисленные фильмы, произведения литературы и т.п., и хотя и там сохраняется множество неизвестных страниц, они не являются для общества «белым пятном».
Поэтому очень часто обсуждение темы ПМВ ведется не на основе обобщения и анализа достоверных фактов, а на основе мифологии прошлого, нынешних трактовок и истолкований этой мифологии. Эти трактовки зачастую до сих пор продолжают оставаться «белыми» или «красными», так как несут на себе отпечаток времени, представлений, идеалов и личности прошлых и современных авторов.
Российское общество до сих пор не имеет общепринятой или хотя бы приемлемой для его большинства версии отечественной истории ХХ века. Несмотря на продекларированную после распада СССР деидеологизацию истории, «классовый подход» продолжает оставаться отличительной чертой большинства современных авторов, повторяющих былые «белые», «красные», «монархические», «казацкие» и т.п. трактовки и аргументы. В результате продолжает широкое хождение множество штампов, сохраняется высокая степень мифологизации истории ПМВ.
Сторонники «белой России» продолжают повторять миф об иностранных агентах, ударивших в спину победоносной императорской армии в самый канун ее победы над врагом. Они предпочитают не вспоминать о многочисленных издевательствах и убийствах русских офицеров и генералов, той трагедии русского офицерства, которая началась задолго до октября 1917 г.
Сторонники страны Советов повторяют «красную правду» о прогнившей и не имевшей исторического будущего монархии, и такой же прогнившей армии под командованием бездарных «классовых господ» царских генералов, представляют ПМВ как череду непрерывных поражений русской армии.
Большое распространение в Интернете получило противопоставление 1914 – 1941 годов. Причем сторонники монархии видят в нем доказательство своей правоты, так как, по их мнению, отступление русской армии имело принципиально иной характер, чем катастрофа Красной армии в 1941 г. Их оппоненты подчеркивают, что Российская империя под влиянием военных поражений рухнула, а в истории СССР после трагического 1941 года был победоносный 1945-й.
Активное обсуждение темы ПМВ на Интернет-сайтах, форумах и в обществе можно лишь приветствовать. Но нельзя не видеть, что наряду с просветительской ролью оно бередит старые раны, оживляет былые фобии. Главная беда нынешней общественной дискуссии о ПМВ состоит в том, что многие наши современники (юные, да и в преклонных годах) склонны принимать правду одной из противоборствующих сторон былой Гражданской войны и совершенно отказываются слышать другую. А хотелось бы, чтобы она способствовала восстановлению исторической памяти, осмыслению собственной истории, а значит, консолидации общества и укреплению современной российской государственности.
Изменить положение может введение в научный оборот и в общественную дискуссию принципиально нового пласта объективных документальных источников об истории ПМВ. Речь идет о военных архивах полков русской армии, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве. Их изучение позволяет подняться над «красно-белым» видением истории ПМВ и дать обществу возможность узнать о реальных событиях по уникальному и объективному первоисточнику.
До сих пор полковые архивы малоизвестны даже специалистам-историкам и используются ими очень ограничено. Об этом свидетельствует в том числе и то обстоятельство, что согласно отметкам о просмотре тех дел, которые я изучал в РГВИА, за последние десятилетия их просматривало по одному или несколько человек, а некоторые вообще не просматривались ни разу.
Архивы полков русской армии, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве, дают возможность узнать о событиях по уникальному первоисточнику.
В фонде 3363 РГВИА документы 29 Сибирского стрелкового полка за 1914-1917 гг. Они являются летописью полка и позволяют составить представление о повседневной жизни солдат и состоянии русской армии. Документы показывают, что уже на начальном этапе войны наряду с массовым героизмом солдат и офицеров командование имело большие проблемы с поддержанием дисциплины среди нижних чинов. Показательны аргументы и меры, при помощи которых командование стремилось решить проблемы дисциплины. Были ли они адекватными военной ситуации или способствовали будущему распаду армии?
Представим читателям самим ответить на этот вопрос на основании архивов 29 Сибирского стрелкового полка. Вот что нам говорят полковые приказы и другие документы:
7 августа 1914 г.
Ввиду приближения к району сосредоточения армии и ввиду того, что еще не все запасные нижние чины прониклись мыслию, что внутренний порядок и строгое, до мелочи, исполнение приказаний и соблюдение дисциплины есть первый залог победы над врагом, приказываю всех чинов полка в первую очередь победить в самих себе все свои страсти и вредящие службе побуждения и стремления к удобствам без которых можно и обойтись. Начальствующим лицам всех степеней приложить большой труд и выдающуюся энергию для того, чтобы внутренний порядок при всех обстоятельствах соблюдался строго, по уставам.
При остановках поездов внушить нижним чинам, что отлучаться от поезда ни в коем случае нельзя, разрешается сходить за кипятком в привокзальную лавочку, в назначенное место для исполнения естественных надобностей, но отнюдь не в частные дома, а тем более в город; при длительных остановках в город можно увольнять только командирам, при записках за подписью ротных начальников.
Командир 29 ССП полковник Смирнов
14 августа 1914 г., станция Брест-Литовск.
К стыду нашему и населения Сибири, значительное число нижних чинов, преимущественно из призванных из запаса, самовольно отлучились из рот и команд, а так как эти отлучки продолжались для некоторых более 7 суток, то бежавшие с военной службы, при условии военного времени, покрыли себя, своих родителей, свои деревни несмываемым позором, лишив армию хотя и незначительного числа защитников родины в очень серьезный переживаемый ею момент, они тем служат и помогают врагу.
Бесспорно, узнав про их побег, от них отвернется не только всякий русский человек, но родная мать, жена, невеста с презрением отвернутся от них. Не желая служить несколько месяцев в рядах армии во время войны и тем исполнить свой священный долг защиты родины, они неразумно поступили, так как испортили себе всю жизнь: кроме презрения от окружающих, все они будут привлечены к судебной ответственности по законам военного времени и понесут достойное наказание, которое оторвет их навсегда от своей деревни.
Предлагаю всем командирам рот и начальникам команд донести о всех самовольно отлучившихся с указанием: числа, места, при каких обстоятельствах, какие казенные вещи унесены, какой губернии, уезда, деревни.
Теперь, когда мы вышли в район сосредоточения армии, надеюсь о подобных явлениях слышать более не придется.
За грехи таких не разумных и недостойных сынов родины, нам остается только с еще большей энергией, умением и самоотвержением стать на защиту родины и поддержать уважение к званию русского воина, несмотря на указанное выше явление.
Командир 29 ССП полковник Смирнов
16 августа 1914 г. Варшава
Сего числа командующий армией встретил 3 батальон идущий по улице города широким фронтом, с песнями, люди в ротах шли не в порядке и даже некоторые были замечены курящими папиросы.
Впредь по людным улицам роты и команды не водить, водить в колоннах со вздвоенными рядами, музыке играть, но песен не петь.
За допущенный беспорядок командующий армией приказал арестовать командира 3 батальона на 7 суток домашним арестом.
На каждый момент батальоны должны быть готовы к выступлению за 10-15 минут, а не целые часы, как было сегодня с 1 и 2 батальонами.
Командир 29 ССП полковник Смирнов
23 августа 1914 г.
Объявляю для сведения и исполнения приказ по 1 бригаде 8 Сибирской стрелковой дивизии:
Вчера на походе несколько раз пропустил мимо себя 30-й полк и убедился, что его походное движение еще далеко от порядка настоящей боевой части. Находятся много лодырей и нахалов, которые создают себе совершенно незаконное привилегированное положение, так: все отделение идет по дороге, по камням, а один какой-нибудь нахал выходит из строя и идет в стороне по мягкой тропинке, на которой отделение поместиться не может. Или так: все строевые полки несут на себе свои скатки и ранцы, а разные писаря, музыканты, фельдшера, кашевары, артельщики, денщики и т.п. черлядь болтается возле повозок и не только везут на них свои скатки и ранцы, но и сами едут и при том несколько человек на одной повозке.
Это возмутительное нахальство и полный беспорядок, который требую устранить самыми суровыми мерами: на повозках кроме конюхов никого не должно быть.
рукописная записка
Командиру 29 ССП 30 августа 1914 г.
Без особой нужды не поджигать селений, так как они будут необходимы для нас же, для тыла.
Полковник (подпись неразборчива)
30 августа 1914 г. 8 Сибирская стрелковая дивизия при действии против неприятеля перешла границу Германии.
рукописная записка
Командиру 29 ССП
Мною получены сведения, что нижние чины вверенного Вам полка, находясь в авангарде, при занятии неприятельской деревни Байдковен, ограбили женщину, отняв у нее золотой браслет и во мароке (? неразборчиво) денег.
Предписываю немедленно произвести обыск и о результатах мне донести. При этом вменяю в обязанность следить, чтобы нижние чины не отлучались из биваков иначе как командами под начальством унтер-офицеров, и в этих случаях начальники команд обязаны являться перед отправлением и по прибытии дежурному по части офицеру.
Начальник отряда, генерал-майор Пепеляев
рукописное распоряжение
Командиру 29 ССП
Стрелок вверенного Вам полка Устин Баганов (? неразборчиво) грабит мирных жителей и был задержан на месте преступления командиром горного дивизиона полковником Мышаковым. Приказываю строжайше взыскать с виновного и принять самые энергичные меры к предупреждению повторения подобных случаев.
Начальник отряда генерал-майор Пепеляев
Начальник штаба полковник Петров
1 сентября 1914 г.
По аэропланам дозволяется стрелять не иначе, как с разрешения командира батальона или полка, так как до настоящего времени нами выведено из строя своих аэропланов гораздо больше, чем неприятельских.
Генерал Родкевич
Временный командир дивизии генерал-майор Пепеляев
19 октября 1914 г.
Полковник Воронецкий начальнику штаба 7 ССД
При подборе убитых стрелков 30 ССП обнаружено, что немцы добивали раненых штыками или несколькими выстрелами в голову.
Командир 26 ССП доносит командованию об обстрелах санитаров несущих раненых и стрельбе немцами разрывными пулями 25-26 ноября 1914 г.
11 ноября 1914 г.
Объявляю для сведения и исполнения копию поступившего из штаба 10 армии приказа.
В последнее время в войсках замечено массовое ранение нижних чинов в руки. По тщательном исследовании этих ран врачами оказалось, что имеются умышленные ранения самими нижними чинами, желающими таким способом освободиться от службы.
Для прекращения на будущее время подобного рода членовредительства приказываю уличенных в нем после перевязки отправлять на передовые позиции, кроме того духовенству и ближайшему начальству выяснить нижним чинам всю подлость подобных поступков.
Декабрь 1914 г.
Урядник Михаил Белотов Оренбургской казачьей дивизии расстрелян за изнасилование двух местных жительниц германских подданных, одна девочка 14 лет лишена им невинности.
13 июня 1915 г.
Стрелки, присяга данная нами при поступлении на службу обязывает нас защищать родину до последней капли нашей крови. Между тем были случаи, когда как отдельные лица, так и значительные команды и части почти без сопротивления сдавались неприятелю, а иногда даже и добровольно. Пусть каждый помнит, что это измена родине, она ободряет врага и позорит не только сдавшихся, но часть, в которой он служит, всю русскую армию, весь русский народ, деревню и общину из которых он вышел, позорит своего отца и мать, которая родила подобного сына, отвернется от него, когда он явится из плена. Весь русский народ живет одной мыслью во что бы то ни стало победить врага, а негодяи, сдавшиеся добровольно, идут против своего народа, и таковые достойны только смерти и по возвращении, после суда, будут расстреляны. Но и до этого, если есть возможность, они должны быть, для уменьшения позора, расстреляны; поэтому предписываю каждому из нас порознь и всем вместе, если будет замечено подобное без сопротивления сдача в плен, расстреливать таковых без разбирательства, будь ли это чины нашей или соседней части. Расстреливать самым беспощадным образом, особенно из пулеметов, для чего начальнику пулеметной команды и дать надлежащие указания наводчикам.
Горько, больно и печально писать такие приказы, но надеюсь, что в нашем полку впредь подобных позорных дел не будет.
Командир полка полковник Смирнов
19 июня 1915 г.
Добровольно сдавшихся в плен прапорщиков 25 ССП Михалевского и Яковицкого военно-полевой суд приговорил:
Михалевского к расстрелу
Яковицкого к лишению Георгиевского креста и ордена Св. Анны 4 степени и к расстрелу.
18 июня 1915 г. полковой суд под председательством подполковника Корсака рассмотрел дело о стрелке 13 роты Степане Петровиче Худобе.
Основываясь на собственном сознании подсудимого, из которого видно, что он действительно оскорбил на словах своей роты унтер-офицера, приговорить Худобу подвергнуть одиночному заключению в военной тюрьме по 3-й степени низшей мере, на 2 месяца с переводом в разряд штрафованных.
26 августа 1915 г.
Подлежит оглашению приказ командующего 10 армией Генерала от инфантерии Родкевича от 20 августа 1915 г.
Грабеж мирных жителей даже в неприятельской стране строго наказывается законом, грабить же своих родных и братьев более чем преступно.
Обратить особое внимание на тыловые, обозные, транспортные и санитарные части, а также конные задерживающиеся в тылу, уличенных же на месте грабителей и мерзавцев наказывать самым беспощадным образом, предавая немедленно полевому суду.
Подлежит оглашению резолюция начальника 8 ССД генерал-лейтенанта Редько:
Установить самые строгие меры по наведению порядка. Не допускать людей бродить, назначать патрули и обходы, в селениях выставлять часовых.
Первая мировая война