НАПИШУТ ЛИ АМЕРИКАНЦЫ ЖАЛОБУ НА САМИХ СЕБЯ?
Публикации | Наира АКОПЯН | 27.11.2014 | 15:36
Вторая декада ноября в Армении была отмечена активизацией процессов вокруг договора о присоединении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Центральным сюжетом здесь является уточнение позиций ведущих политических сил, что имеет и будет иметь важное значение для перспективы развития Армении и ее безопасности на фоне непростых событий, происходящих на постсоветском пространстве и в мире в целом.
14 ноября Конституционный суд (КС) принял решение о соответствии Основному закону страны обязательств, закрепленных в подписанном 10 октября в Минске договоре о присоединении Армении к ЕАЭС. Параллельно заседанию у здания КС проходила акция против вступления в ЕАЭС. Однако это мероприятия также как и все предыдущие подобные пикеты, собрала едва два-три десятка участников и, как обычно, вновь оказалась не замеченной широкой общественностью.
24 ноября в Национальном Собрании (НС) Армении состоялись парламентские слушания по вопросу о присоединении Армении к договору о ЕАЭС. Заместитель руководителя аппарата президента Вардан Арамян заявил: в том, что Армения предпочла ЕАЭС договору об Ассоциации с Европейским Союзом, решающую роль сыграли три фактора: торговля с Россией, финансовые связи (в частности, иностранные инвестиции, большая часть которых приходится на страны ЕАЭС в лице России), а также вопрос о трансграничном передвижении. По словам Арамяна, после вступления в ЕАЭС наладятся проблемы мигрантов, что для Армении является чрезвычайно важным.
На положительные изменения в банковской сфере и в сфере трудовой миграции обращает внимание депутат парламента от правящей РПА, председатель парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Гагик Минасян. Он напоминает, что «ЕАЭС является подчеркнуто экономическим союзом, и Армения получает доступ к огромному рынку, ведь у нас появится возможность экспортировать продукцию без каких-либо ограничений». По его словам, экономическая выгода также заключается в том, что многие крупные страны с объемными рынками изъявили желание в том или ином формате сотрудничать с ЕАЭС. «Речь идет не только о новых возможностях в сфере экономики, но и о свободном передвижении граждан и услуг. Это также положительно отразиться на банковской системе, у людей появится возможность легко найти работу в странах-членах ЕАЭС», – считает депутат. Немаловажно и то, что «государства Евразийского союза смогут воспользоваться экономически выгодными армянскими каналами для экспорта своих товаров в европейские страны. Смогут ли хозяйствующие субъекты и политические структуры обеспечить наилучшие условия для реализации подобных возможностей – покажет время». По словам Минасяна, многие страны, лишившиеся возможности экспортировать товары в Россию, могут основать производства на территории Армении, и без ограничений экспортировать продукцию в Россию или в иные страны-члены ЕАЭС.
Заместитель министра финансов Армении Сурен Караян заявил, что по соглашению доля Армении в общем объеме таможенных пошлин за импортируемые на территорию ЕАЭС товары третьих стран составляет 1,13 %. Эти средства будут рассчитываться и перечисляться в госбюджет страны спустя месяц после вступления соглашения в силу. Караян также сказал, что после вступления в ЕАЭС доля Армении в общем объеме собранных таможенных пошлин составит около 250 млн долларов. При этом членский взнос в ЕАЭС Армения составляет приблизительно 1,5 – 2 млн долларов. Касаясь вопроса о повышении цен на импортируемые товары, замминистра финансов отметил, что роста цен на мясную продукцию и иные товары первой необходимости в свете членства в ЕАЭС не будет.
Согласно подписанному документу, в ближайшие 5 лет таможенные пошлины на импорт 750 наименований продукции будут сохранены на нынешнем уровне. Кроме того, в рамках ЕАЭС также согласована особая политика в сфере энергетики, транспорта и сельского хозяйства.
Большим достижением армянская сторона считает и то, что в итоговом документе зафиксировано сохранение высокого уровня торговых и экономических отношений с Грузией, а также с Ираном. Обсуждаются также дальнейшие пути упрощения коммуникационных связей Армении с «ядром» ЕАЭС. По словам главы управления торговли министерства экономики Армении Гагика Кочаряна, Россия может открыть для Армении «зеленый коридор» на контрольно-пропускном пункте «Верхний Ларс»: «Вопрос предоставления Армении «зеленого коридора» обсуждается представителями армянского посольства в РФ с российской стороной». Председатель Союза промышленников и предпринимателей Армении Арсен Казарян отметил, что у армянских предпринимателей возникают проблемы с прохождением КПП «Верхний Ларс» вследствие значительного потока автомобилей, что связано, в том числе и с позицией Турции. «Поскольку Турция не присоединилась к применяемым в отношении России санкций, она значительно увеличила объемы экспорта продукции в РФ, преимущественно наземным путем, что привело к определенным задержкам на КПП «Верхний Ларс», – отметил Казарян. Заметим, наземная связь между Турцией и Россией осуществляется через территорию Грузии, не имеющей с последней дипломатических отношений. Это – лишнее доказательство того, что поддержание торгово-экономических связей между Арменией и ЕАЭС не представляет собой неразрешимой задачи и может быть организовано к взаимной выгоде.
О необходимости создания на другой стороне логистической цепочки – в Москве – центра оптовой торговли армянскими товарами легкой промышленности говорит директор обувной компании «Люкс» Гагик Бостанджян. Наличие специализированного центра, основанного на принципах государственно-частного партнёрства, позволит армянским компаниям обеспечить постоянное присутствие на российском рынке.
26 ноября постоянная Комиссия по экономике парламента одобрила Договор о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу. «За» проголосовали 5 депутатов: проводивший заседание зампред Комиссии, депутат от «Процветающей Армении» Микаэл Мелкумян, а также депутаты от правящей Республиканской партии Армении Гарегин Нушикян и Арман Саакян, член фракции АРФ Дашнакцутюн Армен Бабаян и не включенный во фракцию бывший член «Оринац еркир» Карен Ботоян. «Против», заметим, вполне предсказуемо, высказались секретарь фракции «Наследие» Теван Погосян и не включенный во фракцию глава партии «Свободные демократы» Хачатур Кокобелян. Оба они являются радикальными противниками евразийской интеграции Армении и сторонниками прозападного курса.
Пройдя через профильные комиссии, Договор будет представлен на ратификацию в ходе ближайшего пленарного заседания парламента 1 – 4 декабря.
Отметим, что Национальное Собрание будет обсуждать вопрос о ратификации Соглашения о присоединении Армении к Евразийскому союзу 1 декабря.
Таким образом, с учетом сделанного в прошлом году 3 сентября заявления президента Сержа Саргсяна о готовности Армении вступить в Таможенный союз (ТС), процесс подготовки к присоединению вначале к ТС, а потом и к ЕАЭС продлился более года. На протяжении этого времени в политических, экспертных и журналистских кругах не прекращались активное обсуждение целесообразности этого шага. Вполне предсказуемо экспертное сообщество страны разделилось на два лагеря – сторонников и противников вступления в ЕАЭС.
Сторонники считают, что вступление в ЕАЭС предполагает свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы. Многие специалисты в Армении придают также важное значение льготному режиму в вопросе цен на энергоносители, ибо членство в ЕАЭС предполагает 30 % скидку на энергоносители.
«На сегодняшний день практически вся готовая продукция из Армении экспортируется в Россию. Армения зависит от российских энергоносителей: 100% атомного топлива и свыше 90 % газа мы ввозим из России, большая часть инвестиций и частных трансфертов также поступает из этой страны. Что касается энергоносителей, то мы получаем газ по цене 189 долларов за 1 тысячу кубометров. Это позволит армянским потребителям за пять лет сэкономить порядка +1 млрд», – говорит экономист Ашот Тавадян. По его словам, интеграция в ЕАЭС предоставит Армении реальные возможности и принесет экономические выгоды: экономический рост, изменение структуры ВВП, создание новых рабочих мест и пр.
Председатель Союза промышленников и предпринимателей РА Арсен Казарян напоминает, что 30% производимой в Армении продукции реализуется на российском рынке, а в сфере переработки сельскохозяйственной продукции – около 80 %.
Руководитель исследовательской организации «Интеграция и развитие» Арам Сафарян полагает, что главным приобретением Армении при вступлении в Таможенный союз и ЕАЭС является открытие российского рынка труда, что благоприятно скажется на рынке труда Армении. По его словам, миграционная политика России в отношении граждан Армении изменена, и даже есть договоренность о снятии запрета на въезд для тех 60-70 тысяч граждан Армении, которые не смогли в этом году въехать в Россию.
В свою очередь, противники вступления в ЕАЭС обеспокоены возможным ростом социальной напряженности, сокращением экономического роста и инвестиций, усложнением процедуры лицензирования бизнеса, которая в России намного труднее, увеличением зависимости от России и пр. При этом, заметим, общий бизнес-климат в стране определяется не только (и даже не столько) легкостью его регистрации, но и условиями повседневной предпринимательской деятельности. А здесь, известно. Существуют свои писаные и неписаные законы – будь то в России, Армении или любой другой стране.
Другим важным эмоциональным доводом является тезис о так называемой «изоляции» страны. «Опасность изоляции Армении сегодня еще больше усилилась. Выбор Арменией ЕАЭС вместо Евросоюза сократил возможности Армении. Что бы ни произошло, Армения уже сделала неправильный выбор. ЕАЭС является новой разделительной линией, основанной на российском контроле над ближним зарубежьем. Армения еще глубже погрязает в зоне российского влияния, что означает, что у Армении появится не только меньше возможностей, но она также и превратиться в заложника решений Москвы», – пишет в своей статье «Разграничение и разделительные линии: вставшая перед Арменией опасность изоляции» директор Центра Глобализации и региональных исследований Ричард Гирагосян.
Директор радио «Ай», политолог Андриас Гукасян уверен, что вступление в ЕАЭС приведет к ухудшению условий жизни в Армении и в Нагорном Карабахе, увеличению оттока населения и снижению производства потребительских товаров. По его мнению, в Армении многие это понимают, «но все они в душе надеются, что Запад рано или поздно «выкупит» Армению у России. Некоторые эксперты выражают тревогу в связи с резкими колебаниями курса российского рубля, снижением цен на предметы традиционного экспорта республики (перерабатывающей промышленности и горнорудной отрасли) и падением объема частных трансфертов из России.
Что касается политического поля, то за участие в договоре выступает правящая Республиканская партия Армении, а также партии, входящие в парламентскую оппозицию в лице «АРФ «Дашнакцутюн» (АРФД), «Процветающей Армении» и «Армянского национального конгресса» (АНК). Таким образом, положительное отношение к присоединению к ЕАЭС выражают все ведущие силы, за исключением сравнительно небольшой парламентской партии прозападного толка «Наследие».
«Членство в ЕАЭС исходит из жизненных интересов Армении. АРФ «Дашнакцутюн» поддерживает вступление в эту структуру, приняв во внимание вопросы безопасности. Однако мы считаем, что Армения в этом союзе должна иметь равные права с остальными членами», – заявил руководитель парламентской фракции «АРФД» Армен Рустамян. Первый президент, лидер АНК Левон Тер-Петросян уверен, что вступление Армении в ЕАЭС необратимый факт и означает, что в обозримом будущем страна будет жить в рамках этой структуры. В своем выступлении в ходе крупного оппозиционного митинга 24 октября он специально отметил, что с этой реальностью не хочет считаться горстка людей, пытающихся спровоцировать в Армении антироссийсие настроения.
В целом, даже позиция относительно маловлиятельной партии «Наследие» в этом вопросе довольно сдержана, не считая поведения некоторых членов этой структуры. Так, в ходе парламентских слушаний депутат от партии «Наследие» Заруи Постанджян заявила: «Очевидно, ЕАЭС это политическая повестка, которая родилась в противовес Евросоюзу, а власти Армении пытаются убедить, что со вступлением в ЕАЭС в Армении наступит рай. Я уверена в обратном: рая не будет». По ее самоуверенному убеждению, голосовать за вступление Армении в ЕАЭС – преступление: «Депутаты, которые 17 ноября проголосуют за Договор о вступлении Армении в Евразийский экономический союз, станут государственными преступниками и предатели».
Оставим в стороне те сверхполномочия, которые пытается взять на себя г-жа Постанджян, и рассмотрим это заявление с точки зрения его воздействия на общественное мнение. Дело в том, что подобные заявления, несмотря на большой энтузиазм отдельных прозападных политиков и представителей ряда НПО, существующих на западные гранты, игнорируются гражданами. И такая позиция общества вполне адекватна – не только потому, что в Армении, несмотря на все старания небольшой группы «евроинтеграторов», нет почвы для антироссийских настроений. Следует иметь в виду, что представители этой группы, являющиеся, как правило маргиналами наподобие лидера партии «Республика» Арама Саргсяна, или бывшего министра иностранных дел, члена партии «Свободные демократы» Александра Арзуманяна, не обладают серьёзным политическим весом. В этом контексте удивление вызывает позиция некоторых российских СМИ (в том числе весьма раскрученных и тех, которым, что называется, «по статусу» положено разбираться в том, что они пишут), которые продолжают придавать существенное значение тем или иным маловлиятельным политическим деятелям Армении. Иногда даже создаётся впечатление, что это делается намеренно.
Таким образом, «фронт» противников ЕАЭС, несмотря на значительную медиа-активность его представителей, в Армении так и не состоялся. Немногочисленные противники евразийской интеграции действуют особняком, не привлекая особого внимания ни общества, ни политических сил; кроме того, их действия не оказывают какого-либо влияния на внутриполитические процессы. На фоне событий, происходящих на Украине, большая часть населения четко осознает опасность откровенно неадекватных призывов.
Выбор Армении в нынешней сложной геополитической ситуации является прагматичным, что неоднократно подчёркивалось как представителями властного лагеря, так и «актуальной оппозиции». Причём едва ли не ключевую роль в этом плане сыграла (и продолжает играть) именно оппозиция, ибо армянская власть, находящаяся сегодня, на взгляд многих наблюдателей, в «полуразобранном» виде, не в состоянии решить ни одного серьезного вопроса без участия вневластных парламентских фракций. Иное дело, что Запад, и в первую очередь американцы, раздражены самостоятельностью армянской парламентской оппозиции. Ведь согласно американской логике именно, противники властей обязаны были вывести на улицы десятки и сотни тысяч людей против вступления Армении в ЕАЭС и, соответственно, «за Европу» – чего однако оппозиция не сделала и вероятнее всего делать не намерена.
С другой стороны, именно западные политики и политтехнологи все эти годы последовательно поддерживали действующую армянскую власть. Однако руководство страны в своих «геополитических шатаниях» в конце концов остановило свой выбор на ЕАЭС, выбрав, исходя из вполне понятных прагматичных соображений, прледлагаемый Россией евразийский интеграционный проект. Поняв это, Вашингтон, недовольный поведением официального Еревана, попытались было использовать в делах дестабилизации ситуации оппозицию, однако тщетно. И сегодня страна, охваченная волнениями на расовой почве и ставшая закопёрщиком антироссийских санкций, де-факто действует и против интересов Армении – хотя публично господин Хефферн пытается изворачиваться и пытаться утверждать нечто противоположное.
…А ведь еще в октябре 2008 года в разгар митингов оппозиции, находящийся в тот момент в Ереване заместитель госсекретаря Дэниел Фрид подчеркнул: «Армении нужен именно такой президент, как Серж Саргсян».
Что ж, если точка зрения американцев переменилась, то им остается писать жалобу на самих себя. А ответственным общественно-политическим силам Армении – как провластным, так и оппозиционным, следует сделать всё, чтобы элементы украинского сценария в Армении не были реализованы.
По материалам: russia-armenia.info
Армения Евразийский Союз политика и право экономика