РОССИЙСКО-АБХАЗСКИЙ ДОГОВОР КАК НОВЫЙ КОРИДОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Андрей АРЕШЕВ | 26.11.2014 | 09:00
24 ноября в Сочи был подписан российско-абхазский Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве. Документ очерчивает новый контур общей военной и экономической политики, отвечая интересам обеих сторон.
Подготовку окончательного текста договора сопровождала оживлённая общественная дискуссия, главным образом в Абхазии, пережившей в уходящем году, как результат мощного общественного движения, смену власти и внеочередные президентские выборы. Однако очевидно, что новому президенту страны, Раулю Хаджимба, в любом случае пришлось бы столкнуться с теми же проблемами, которые не смог решить его предшественник, и предложить обществу модель экономического развития, адекватную реалиям XXI века, а не ту, которая была основана на элементарном «проедании» российской финансовой помощи.
И такую возможность признанному Россией независимому государству новый договор, безусловно, предоставляет. По словам Президента России, общий объем российских финансовых гарантий Сухуму на 2015 год на цели договора оценивается в 5 миллиардов рублей. Уже сегодня в Абхазии функционирует уже более 50 предприятий с участием российского капитала, представленные в топливно-энергетическом комплексе, связи, коммуникационном секторе, банковских услуг. Ощутимую отдачу приносит и Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию Абхазии на 2013–2015 годы. В текущем году в рамках этой программы планируется завершить строительство 54 объектов – в области транспортной инфраструктуры, ЖКХ, в сельском хозяйстве. Предполагаемый объём финансирования в рамках инвестпрограммы составляет 4 миллиардов рублей ежегодно. Это, по словам Президента России, означает, что «по следующему году по сравнению с текущим годом финансирование Абхазии будет увеличено практически в два раза – до 9,2–9,3 миллиарда рублей».
Средства, выделяемые в соответствии как с договором, так и с инвестпрограммой, включают не только расходы на социальные гарантии жителей Республики Абхазия на уровне Южного федерального округа, но также и средства на развитие тех отраслей производства, которые могли бы быть востребованы Россией – в том числе в контексте санкций, введённых в отношении нашей страны Вашингтоном и Брюсселем. Речь, конечно, идёт прежде всего о развитии агросектора республики, а также о реализации ряда коммуникационных проектов, на которые особое внимание обратил Президент России Владимир Путин. Перспектива возобновления железнодорожного сообщения по линии Россия – Абхазия – Грузия – Армения, что будет «способствовать созданию условий для развития сотрудничества между всеми заинтересованными странами в регионе». Россия заинтересована в дополнительных наземных «коридорах» к черноморским портам Абхазии, поскольку российские порты на территории Краснодарского края, работают на пределе своих возможностей. В этой связи вряд ли стоит откладывать «в долгий ящик» развитие дорожной, портовой инфраструктуры, модернизацию «Военно-Сухумской дороги» (Сухум – Мерхеул – Теберда – Черкесск) и другие коммуникационные проекты.
Без формирования устойчивой материальной базы национальной независимости любые разговоры о ней имеют очевидный изъян. Россия готова выделять материальные средства, оказывать иную помощь, ориентируясь на достижение взаимных выгод и эффективной борьбы с имеющимися проблемами (одной из которых является, к примеру, контрабанда и «серые» товаропотоки). Залогом же более эффективного распределения выделяемой помощи станет предусмотренная договором постепенная унификация таможенно-тарифной политики (очевидно, что о вступлении в евразийский экономический союз государства, не признанного в качестве такового ни Минском, ни Астаной, речи не идёт) и усиление совместной борьбы с трансграничным криминалом. Договором предусматривается создание Совместного информационно-координационного центра органов внутренних дел, специализированного таможенного органа, ряда других структур, а также организационную и иную помощь со стороны России. Это тем более важно, что, согласно данным торгпредства России в Абхазии, на Россию приходится свыше 60 % внешнеторгового оборота кавказской страны (доля ближайшего «конкурента» – Турции – не достигает и 15 %). До 70 % объема внешнеторговых перевозок Абхазии также приходится на российские маршруты. Нашло отражение в документе также и стремление абхазской стороны развивать национальный язык, культуру, двигаться к построению современной системы образования. Достаточно болезненно воспринимаемый в Абхазии вопрос о гражданстве также нашёл позитивное для Сухума решение.
Абхазия заинтересована в участии в интеграционных процессах, инициируемых Россией на постсоветском пространстве, отношения выходят на новый качественный уровень, подчеркнул в ходе подписания договора президент Рауль Хаджимба. «Наши отношения выходят на новый качественный уровень, предполагающий тесное взаимодействие сторон в обеспечении региональной безопасности и стабильности. Россия вновь демонстрирует свою приверженность равноправному сотрудничеству с Абхазией», заявил глава Абхазии, подчеркнув последовательную ориентацию республики на Россию, являющуюся залогом обеспечения общих интересов.
Со своей стороны, Россия получает необходимые политические и военные гарантии на случай очередного обострения ситуации на Кавказе. В целях отражения внешней агрессии создаётся Объединенная группировка войск (сил), выделяемых из состава Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия. Подобный формат двустороннего военно-политического и военно-технического сотрудничества будет способствовать модернизации абхазской армии, в том числе в защите границ страны и обеспечении внутренней стабильности. Немаловажное место в двусторонних отношениях занимает координация внешнеполитического курса, включая совместную деятельность в рамках Женевских дискуссий по вопросам стабильности и безопасности в Закавказье.
Новый раунд этих дискуссий намечен на 9-10 декабря (а на этой неделе в Москве – встреча их сопредседателей), и насколько они окажутся успешными, по крайней мере, в ближайшее время – большой вопрос. Подписание договора вызвало нервную реакцию со стороны как официального Тбилиси, так и Европейского Союза, госдепа США и (что особенно занятно) структур Североатлантического альянса. Они весьма оперативно поспешили высказать свою позицию относительно непризнания российского договора. Между тем, как могли бы этого не делать, ибо взаимоотношения России соседними государствами вряд ля являются предметом оценок и комментариев со стороны третьих сил. Если эти комментарии всё же поступают, то и юридически, и политически они для Москвы и её партнёров являются ничтожными.
Более того, очередной шумной пропагандистской компанией по осуждению росссийско-абхазского договора так называемой «мировой общественностью» Тбилиси и его союзники заявленных целей не только не добьются, но ещё больше заведут ситуацию в тупик. Конечно, грузинские власти, попавшие сейчас в непростое положение, вынуждены отвечать «старой» и «новой» оппозиции, использующей карту «российской аннексии грузинских территорий» в том числе и в ходе уличных выступлений. Оппоненты, к которым не так давно присоединился бывший министр обороны Ираклий Аласания, привычно обвиняют правительство в «сдаче национальных интересов» и «сговоре с Москвой». Премьер-министр Гарибашвили уже выступил с жёсткими заявлениями, а грузинский МИД потребовал экстренного созыва Совбеза ООН.
Всё это вполне понятно, однако более конструктивным подходом было бы продолжение российско-грузинского диалога в рамках существующих форматов и более детальный анализ тех преимуществ, которые грузинская сторона могла бы получить в случае гипотетической реализации взаимовыгодных торгово-экономических проектов «поверх» имеющихся конфликтов и противоречий.
По материалам: Фонд стратегической культуры
Фото: lenta.ru
Абхазия дипломатия коммуникации политика и право Россия экономика