На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

ТУРЦИЯ ПЕРЕД ЛИЦОМ ВОЗРАСТАЮЩЕГО ДАВЛЕНИЯ ЗАПАДА

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Георгий ВЕКУА (Грузия) | 18.11.2014 | 00:00

События последних месяцев в Сирии и Ираке, в частности, резкое усиление террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), которое объявило о создании «Исламского халифата», в значительной степени изменили складывающуюся ситуацию в регионе «Большого Ближнего Востока». 

Так как ИГИЛ относится к группировкам т.н. ваххабитского толка, многие эксперты заговорили о том, что за спиной этой организации могут стоять страны Запада, в частности США и Великобритания. Как известно, эти страны имеют долгую историю тесного сотрудничества с «ваххабитами», которая только в «открытом» виде тянется еще со времён Первой мировой войны. Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ – страны, где различные версии «ваххабизма» считаются официальной идеологией, уже долгое время являются ближайшими союзниками США на Ближнем Востоке.

Несмотря на то, что на данный момент США и некоторые другие страны ведут ограниченные военные действия против боевиков «Исламского халифата», нет никаких причин считать, что совсем недавно или даже сейчас они же не оказывают им же определённую помощь. Она может заключаться в предоставлении разведывательной информации через некоторых посредников, активизации прозападной «спящей» агентуры в государственных структурах Ирака и Сирии, чтобы изнутри ослабить их и облегчить боевикам борьбу с государственными структурами этих стран и т.д.   

 Какие цели могли ставиться американцами и их союзниками в Ираке и Сирии, после того, как ИГИЛ внезапно ворвалась на военно-политическую сцену в этом регионе? Например, в Ираке американцы явно пытались и все еще пытаются воспользоваться хаосом, созданным в результате молниеносного наступления ИГИЛ летом этого года, чтобы закрепить свои позиции в этой стране. Первая задача – усилить военное присутствие в Ираке, что уже осуществляется, в виде наращивания численности американских и западных «советников», «охранников» посольства США и т.д. Некоторые американские военные и политические деятели открыто призывают к введению сухопутных войск США в Ирак, что должно быть впоследствии закреплено воссозданием некоторого количества постоянных военных баз. Пример подобной стратегии мы видим в Афганистане, где США добились сохранения и легализации части своих войск на длительной основе. Недавно поступила информация, что американцы уже создают военную базу в т.н. Иракском Курдистане – автономном регионе Ирака (военный аэродром Харир).

Вторая задача – сменить прежнее, не очень удобное для Вашингтона руководство в Багдаде и попытаться протолкнуть к власти более прозападные фигуры, как из состава шиитов, так и суннитов и курдов. Эта задача также частично решена американцами, но не полностью, так как и новое руководство Ирака, под давлением антиваххабитских сил и вооруженных добровольческих формирований страны, пока не готово официально узаконить американские военные базы или постоянное присутствие в Ираке наземных войск западных стран.

Кроме того, продвижение ИГИЛ все больше приближает фронт военных действий к границам Ирана. Включение Ирана в военные действия с суннитско-ваххабитскими группировками и разжигание шиитско-суннитского и ирано-арабского противостояния также могут быть логическими целями американских и западных стратегов.

Что касается Сирии, здесь тоже возникла любопытная ситуация. Во-первых, наступление ИГИЛ на позиции курдов на севере Сирии позволяет Западу шантажировать курдские силы в Сирии и в Турции (Рабочая партия Курдистана – PKKи отряды самообороны – YPG), которые считаются более просирийскими и проиранскими, чем руководство Курдской автономии на севере Ирака и Демократической партии Курдистана. Оказывая ограниченную военную и гуманитарную помощь курдам в районе города Кобани, американцы рассчитывают постепенно переманить их на свою сторону и со временем пристегнуть к создаваемым сейчас антиасадовским силам. Или, как минимум – добиться их нейтралитета и отказа сотрудничать с армией Сирии.

Во-вторых, под давлением оказывается сама Турция, которая попадает в неловкую ситуацию. В Анкаре поставили себе целью свержение правительства Сирии (Башара Асада) и для этого использовали все вооруженные формирования суннитских боевиков, в том числе связанные с «Аль-Каедой» и т.д. Имееются признаки того, что стремительное усиление ИГИЛ произошло не без помощи некоторых турецких структур, во всяком случае, территория Турции практически свободно использовалась для пополнения рядов этой организации иностранными боевиками, налаживания экономических связей. Теперь же Турции предлагают участие в боевых действиях против тех группировок, которые воюют против Асада.

Если турецкое руководство с подобной перспективой не согласится, то активизация курдских повстанческих отрядов на юго-востоке страны может стать свершившимся фактом, ибо турецкие курды не могут спокойно смотреть, как ИГИЛ осуществляет геноцид курдского населения на севере Сирии. Таким образом, Запад получает еще один инструмент давления на турецкое руководство.

Для чего все это нужно? Вряд ли правильно думать, что Запад внезапно воспылал любовью к Башару Асаду и так уж испугался усиления ваххабитских группировок (которых сам же тайно или косвенно пестовал и усиливал, натравливая на ту же Сирию и Ирак), что готов серьезно бороться с ИГИЛ и другими «джихадистами» и смирился с победой Асада в войне в Сирии.  Заявления западных представителей о начале нового этапа подготовки полностью подконтрольных американцам боевиков в Сирии, которые должны свергнуть сирийское правительство, свидетельствуют об обратном.

На наш взгляд, американцы усиливают давление на Турцию и президента Эрдогана с целью более активного подключения этой страны к российской (а точнее антироссийской) «повестке дня». На Западе, похоже, осознали, что в Сирии они не смогут добиться победы, пока официальный Дамаск поддерживают одновременно Иран (вместе с союзными ему шиитскими группировками) и Россия, которая может блокировать антисирийскую резолюцию в ООН и продавать оружие сирийскому правительству. Поэтому, на Россию и Иран оказывается колоссальное давление, в том числе и посредством односторонних экономических санкций, с целью ослабления их позиций в Сирии, Ираке, и на всем Ближнем Востоке и в других регионах мира.

Пока что Анкара воздерживалась от конфронтации с Москвой. Товарооборот между двумя странами серьезно вырос за прошлые годы, российский рынок стал одним из главных рынков сбыта для турецких товаров, а энергоносители из России обеспечивают значительную часть потребностей Турции. Турция сравнительно сдержанно реагировала на ситуацию в российских национальных республиках, в том числе, тюркоязычных, или в регионах исторически сильного влияния ещё со времён Османской империи. В разное время многие территории Северного Кавказа и Крым входили в сферу влияния Турции, а в республиках Поволжья живут народы, говорящие на тюркских языках и исповедующие то же ханафитское течение ислама, что и большинство населения ближневосточной страны. Контакты Турции с разнообразными национал-сепаратистскими и исламистскими силами могут быть очень быстро воссозданы и задействованы. 

В каком-то смысле, Турция незаменима в качестве притягательной силы и «точки сборки» для возможных национал-сепаратистских и  исламистских сил в России. Одна лишь Саудовская Аравия с Катаром не потянут эту роль без деятельного участия Анкары. Поэтому для Запада, которому могут понадобиться новые и новые рычаги воздействия на Россию, после того, как экономические санкции, по их замыслу, несколько ослабят положение и устойчивость России, роль Турции становится крайне важной.

При этом сами турки, во всяком случае, значительная часть элиты и населения, пока не очень-то жаждут участвовать в новых авантюрах США и его союзников, тем более, направленных против России. Для Турции это направление политики сулит множество возможностей, но и много вызовов, поэтому принимать какое-либо решение очень трудно. Если Западу удастся сломить Россию и повторить успех, достигнутый в противостоянии с Советским Союзом в 80-х годах, для Турции  открываются большие перспективы, связанные с упрочением влияния как на территории России, так и на Кавказе и в Центральной Азии. В этом случае Турция может попытаться представить себя перед Западом в качестве оператора и лидера многочисленных тюркских и мусульманских народов и этносов на просторах Евразии. Вместе с тем, участие Турции в проведении рискованной политики может обернуться очень тяжелыми последствиями для самой этой страны и поставить ее на грань распада.

Если вернуться к ситуации на севере Сирии, Турция все еще пытается «усидеть на двух стульях» - не допустить возмущения курдов и не ввязаться в войну с ИГИЛ. С этой целью турки не стали препятствовать переходу колонны бойцов «пешмерга» из дружественного им Иракского Курдистана в Кобани через территорию Турции. Однако силы самообороны курдов в Сирии заявляют, что им не нужна помощь в живой силе (которая и так достаточна), а нужны тяжелые вооружения, которые американцы и турки им не дают.

Одновременно со стороны Запада продолжается экономические давление на  Анкару. Те же санкции в отношении России косвенно бьют и по Турции, так как падение курса рубля, которое наблюдается в последние недели, ограничивает возможности российских импортеров, что может негативно сказаться на объемах турецкого экспорта в Россию. Тем самым Турция экономически еще больше привязывается к Западу. Так же фактически приостановлен проект «Южный поток», по которому Турция могла бы получить российский газ, вместо него в Европе продвигаются другие проекты, в том числе строительство терминалов по приему сжиженного газа и т.д. Тем не менее, Россия пытается каким-то образом не допустить падения товарооборота с Турцией и даже увеличить его объемы.

В целом, на сегодняшний момент, Запад обладает более действенными инструментами воздействия на Турцию, чем Россия, Иран и другие страны. Постепенное превращение территории Турции в качестве плацдарма для поддержания национал-сепаратистских и исламистских сил в России представляется неизбежным, как это произошло в случае с Сирией. Особенно это вероятно в случае дальнейшего обострения отношений между Западом и Россией и проявления первых результатов воздействия санкций на Россию. Тогда Запад попытается подключить Турцию ко второму этапу антироссийского пакета действий. Руководству России, по всей видимости, придется разрабатывать специальные сценарии для нейтрализации этих угроз в будущем, в противном случае, последствия могут быть весьма серьезными.

По материалам: Фонд стратегической культуры

безопасность Ближний Восток Россия США Турция



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info