АРМЕНОВЕДЕНИЕ В РОССИИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Андрей АРЕШЕВ | 15.11.2014 | 21:00
Россия как многонациональная страна давними традициями комплексного исследования религии, история, культуры, языка обычаев и традиций многих народов. Исторически являясь неотъемлемой составляющей как научной и интеллектуальной жизни, включая многочисленные армянских поселений на территории России, отечественная арменистика получила значительное развитие в дореволюционный период. Несмотря на многие несомненные достижения, в советское время традиции научных школ Москвы, Петербурга и других признанных центров не только российского, но и европейского были арменоведения в значительной степени в значительной мере утеряны. Распад Советского Союза, региональные конфликты на Кавказе, кризисные явления в научной сфере, разрыв гуманитарных связей, мировоззренческий вакуум поставили исследователей-арменоведов перед необходимостью решения новых задач. Вместе с тем, новая ситуация породила и новые возможности, которыми, однако, следует еще и эффективно воспользоваться. Представляется, что сегодня для армянского сообщества России, представляющего из себя достаточно пёструю мозаику, достаточно актуальной является выработка эффективных форм организации современных исследований в различных областях – истории, этнографии, литературы, лингвистики, политологии и др.
В мае 2014 года в Москве были предприняты шаги по учреждению Российского общества арменоведов, куда могли бы войти многие известные представители гуманитарной науки, представляющие московские академические центры, региональные университеты и общественные организации. Отмечалось, что Российское общество арменоведов будет способствовать таких задач, как консолидация ученых, занимающихся армянской проблематикой, помощь в создании и развитии научных и образовательных структур, поощрение арменоведческих исследований молодых ученых. Немаловажная роль отводилась также укреплению международных научных связей с академическими, образовательными и исследовательскими структурами в республике Армения и в третьих странах.
Важным шагом в реализации данной идеи стала прошедшая 14 ноября 2014 года в Москве, в Храмовом комплексе Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви научная конференция «Арменоведение в России: история и современность». Мероприятие было призванное консолидировать арменоведческие силы, восстановить картину исторических этапов развития арменоведения в России, представить исследования ученых в различных областях в настоящем, а также способствовать дальнейшему информационному обмену между учёными. И, думается, это вполне удалось. В ходе конференции был представлен ряд интересных докладов, раскрывающих различные, подчас малоизученные аспекты многовековых российско-армянских политических, социально-экономических и культурных связей, а также грани историко-культурного наследия армянского народа как органичной части не только российского, но также и кавказского и ближневосточного культурного мира.
Председатель культурно-просветительского общества «Арарат» Эмануил Долбакян охарактеризовал отличительные черты общинной жизни армян Москвы вчера и сегодня. Начав с уточнения толкования самого термина «диаспора» (которым зачастую подменяют более уместный во многих случаях термин «община»), он указал на бросающееся в глаза несоответствие официальной статистики общеизвестным этнодемографическим изменениям в ряде российских регионов, включая Москву. Сегодня, согласно некоторым неофициальным оценкам, в Московском регионе может проживать от 500 до 700 тысяч армян, и таким образом данные переписей 2002 и 2010 годов вряд ли могут быть источником объективных данных.
К 1917 году общинная жизнь московских армян была хорошо структурирована, действовал ряд общественных, культурно-просветительских, благотворительных, образовательных и иных организаций, издавались печатные издания. Радикальные изменения XX века привести к значительным изменениям в структуре общественной жизни московского армянства, которая стала постепенно возрождаться после 1988 года, и можно сказать, что абсолютное большинство организаций вышло из «карабахской шинели». В течение двух последних десятилетий насчитывалось минимум 4 попытки некоторой координации их деятельности, исходя из принципов единства мыслей и предпринимаемых шагов при отсутствии единоначалия. В настоящее время большинство армян (не только в Москве, но и в регионах) не живёт активной «общинной» жизнью, что связано со многими факторами объективного и субъективного свойства. Несомненно одно – армянские общинные организации Москвы и России в целом находятся в сложном, подчас болезненном поиске оптимальных форм взаимодействия как между с собой, так и с другими сегментами российского гражданского общества.
Представители Нижегородского государственного университета д.и.н. Александр Корнилов и Регина Сафарян рассказали о позитивном опыте как своего образовательного центра, так и Нижегородской области в целом. Армянская община Нижнего Новгорода традиционно отличается активностью и высоким уровнем взаимодействия с российскими образовательными, предпринимательскими и государственными структурами. Участники конференции представили работу Центра арменоведения при Нижегородском университете, сотрудники которого ведут активную научную, культурно-просветительскую и общественную деятельность. Многочисленные мероприятия, проводимые центром начиная с 2000 года, стали важной предпосылкой установления, в том числе, межрегиональных связей приволжского региона с марзом Вайоцдзор Республики Армения.
Глава «Русско-армянского содружества» Юрий Навоян отметил, что диаспоральные организации серьёзно дополняют деятельность дипломатов и государственных чиновников, что ещё более важно в контексте формирующегося евразийского интеграционного проекта. Активизируется просветительская деятельность, создаются новые организации, в том числе молодёжные, предпринимаются попытки координации деятельности на региональном уровне. Общественная дипломатия, важным фактором которой понемногу становятся армянские организации, живо откликающиеся на актуальные проблемы Кавказа, Ближнего Востока и самой России, должна вестись профессионально, опираясь на подлинно научные знания.
Участниками конференции подробно рассматривались не только прикладные аспекты многогранной деятельности армянских организаций в Москве и регионах, но и теоретические проблемы арменоведения, важное место среди которых занимает лингвистика. Д.ф.н. из Института языкознания Владимир Плунгян остановился на достижениях и проблемах в изучении армянского языка в России и в мире. Несомненно, язык является одним из ключевых факторов, определяющих идентичность, однако не менее важным вопросом является определение его места в системе общего, теоретического языкознания. Здесь ситуация двойственная: армянский язык изучается во многих странах и в престижных научных центрах, здесь накоплены богатые традиции. Однако с другой стороны, существует мнение о недостаточной изученности и слабой известности армянского языка в современной теоретической лингвистике. Отличительными особенностями армянского языка является наличие у него непрерывной традиции письменности начиная с V века (случай достаточно редкий), а также его развитие в тесном взаимодействии с соседними языковыми ареалами. Как следствие, внутри индоевропейской языковой семьи у армянского языка особое место, и арменистика предполагает комплексное изучение региона. Между тем, знание армянского языка является достоянием по преимуществу самих арменистов, языковеды-теоретики знают его достаточно редко, в то время как он должен быть частью общелингвистической подготовки. Древнеармянскому языку (грабару) повезло в этом отношении несколько больше, и он имеет для индоевропеистов колоссальное значение.
К сожалению, в России, где раньше была неплохая традиция изучения армянского языка, сегодня можно говорить преимущественно о разрозненных усилиях энтузиастов. Среди серьёзных проектов можно отметить Интернет-ресурс «Электронный корпус армянского языка», призванный стать удобным средством решения актуальных лингвистических задач. Об этом проекте, включающем тексты ряда художественных произведений, а также и других перспективных направлениях развития российского арменоведения рассказал научный сотрудник Института языкознания РАН, к.ф.н.Арег Баяндур.
В выступлениях д.ф.н. Эрнеста Григоряна и д.ф.н. Теймураза Караева нашли отражение проблемы современной социальной философии, а также трансформации преподавания древней и средневековой (в том числе армянской) философии. В центре армянских философов (Езник Кохбеци, Давид Анахт и др.), по крайней мере, начиная с периода раннего средневековья, находятся (помимо онтологии, гносеологии, космогонии) находились также проблемы этики (включая разработку специального категориального аппарата), впоследствии – социальные и национальные аспекты жизни общества.
Д.и.н. Алла Тер-Саркисянц подробно представила современные аспекты экономической, социальной и культурной жизни Нагорного Карабаха, являющегося для российских армян несомненным фактором политической самоидентификации.
Нина Габриэлян (Союз Писателей России)выступила на тему «Армянская художественная интеллигенция России. Борис Отаров: жизнь и творчество», рассказав о жизненном пути и творчестве этого живописца, оригинальные работы которого являются частью не только советского и российского, но и мирового культурного наследия.
В центре внимания магистранта РГГУ Гаяне Хачатрян – механизмы сакрализации власти в эпоху Багратидов с целью утверждения данной династии в качестве источника легитимной власти в средневековой Армении.
В выступлении доктора искусствоведения Армена Казаряна было подробно рассказано о непростом процессе восстановления историко-архитектурных памятников древней столицы Армении Ани, расположенной на сопредельной с Республикой Армения современной турецкой территории. Наряду с турецкими и армянскими специалистами, реставрационные работы поддерживаются (хотя и не без сбоев) международными организациями в сфере сохранения и реставрации историко-архитектурных памятников.
В докладе «Новоев изучении армянской средневековой нумизматики» Александр Акопян привёл интересные данные, свидетельствующие в пользу тесных династических связей между армянской и мусульманской (курдской оседлой) знати эпохи Шеддадидов X- XI веков.
К.п.н., председатель армянского родословного общества Рафаэл Абрамян охарактеризовал состояние генеалогических исследований армянских родов в исторической ретроспективе, особо остановившись на армянском краеведении в России и СССР, которое может представлять значительную научно-историческую и общественную ценность.
Кандидат искусствоведения, сотрудник Матенадарана Микаэл Аракелян в докладе«Армянские иллюстрированные рукописи в собраниях Москвы и их каталогизация» подробно рассказал о недавно выявленных коллекциях связанных с Арменией исторических актов в российских хранилищах и их богатом и оригинальном художественном оформлении. В настоящее время проводится значительная работа по описанию, систематизации и каталогизации этого бесценного культурного наследия (ранее аналогичная работа была проведена в архивах Германии).
В выступлении «Сохранение и развитие национальной культуры в армянской диаспоре» к,ф,н. Бурастан Зулумян, наряду с тревожащими ассимиляционными процессами в армянской диаспоре, отметила также и различные формы сохранения национальной культурной идентичности, вырабатывавшиеся на протяжении веков. Одним из примеров подобного рода является конгрегация мхитаристов, однако не менее важная роль принадлежит российским армянским общинам и влиятельным родам. В известной мере, их активная культурно-просветительная деятельность побудила русских царей к началу кавказских походов, по результатам которых карта Кавказа приобрела принципиально иной вид.
Вне зависимости от места проживания, тесно интернируясь в окружающие общества, представители армянского населения не теряют тесных духовных, социальных, культурных связей с исторической родиной. Развитие и укрепление этих связей – прочный залог укрепления российского многонационального общества, государственности Республики Армения и российско-армянских отношений в целом.
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
Армения диаспоры историография Общество «Знание» Россия