РОССИЯ, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ И НОВОРОССИЯ: К ВОССОЗДАНИЮ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Алексей ЧИЧКИН | 10.11.2014 | 14:00
На минувшей неделе после масштабной реконструкции был открыт Рокский тоннель, обеспечивший устойчивую коммуникационную связь между Южной Осетией и Россией, а также другими странами постсоветского пространства. А двумя днями ранее, 5 ноября, Президент Южной Осетии Леонид Тибилов поздравил жителей Донецкой и Луганской народных республик с прошедшими выборами, добавив, что Южная Осетия продолжит курс на сближение с обеими республиками. Следствием активизации политических контактов может стать также новое качество экономических связей, гуманитарных и культурных контактов.
Восстановление и развитие экономики Донецкой и Луганской народных республик – а особенно их высокоиндустриальных отраслей – вполне может происходить в рамках общего экономического пространства или, в качестве первого его этапа, в рамках режима свободной торговли этих республик с Южной Осетией (РЮО). Согласно некоторым данным, создание подобного торгового режима может обсуждаться достаточно серьёзно. РЮО, напомним, официально признала обе республики. А ввиду наличия режима свободной торговли кавказского государства с Россией, российская сторона может вполне легитимно участвовать в проектах экономической реабилитации Новороссии, и – вместе с ДНР-ЛНР – в экономическом развитии РЮО.
Характерны в этом контексте, примеры Индонезии и Малайзии. Активное развитие экономических (как и гуманитарных, информационных) связей индонезийской республики, расположенной во второй половине 1940-х – начале 1950-х только на трех островах (Ява, Суматра и Мадура) с близлежащими этнически и географически близкими, родственными регионами привело к тому, что последние смогли, освободившись от статуса протектората Голландии, уже к середине 1950-х стать частью единого индонезийского государства.
Аналогично и с формированием Малайзии: экс-британская (до 1957 г.) Малайская федерация, активно развивая взаимодействие (экономическое, гуманитарное, информационное) с этнически родственными территориями соседнего Северного Борнео – британскими до 1962-1963 гг. – смогла уже к середине 1960-х трансформироваться, опять же, в единое малайзийское государство. В этом отношении любопытен также пример и Саудовской Аравии, сформировавшейся на тех же принципах в 1920-1927 годах. А также Боснии и Герцеговины, где, опять-таки, в едином экономико-географическом пространстве сосуществуют сербская, хорвато-мусульманская автономные республики, автономный округ Брчко и соответствующие этно-конфессиональные общины.
По сути, речь идет о реальных возможностях «перекрестного» экономического, по сути интеграционного взаимодействия РФ – РЮО – ДНР – ЛНР. В этой связи, отметим и то, что экономические взаимосвязи, как показывает мировая практика, ускоряют формирование – равно как и укрепление – этносоциальной и культурной общности весьма обширных географических пространств.
Напомним, Донбасс (и Новороссия в целом) – многонациональный край, жители которого категорически не воспринимают узко-этнонационалистических лозунгов о расовом и культурном превосходстве одной нации на другой. Жители Донецкой и Луганской областей осетинского происхождения поддерживают тесные связи с соотечественниками как в Северной, так и в Южной Осетии. В ходе грузино-югоосетинской войны августа 2008 года официальный Киев поддержал нападение грузинских вооружённых формирований на Цхинвал, в том числе и отправкой воинских формирований, поставкой техники и т.д.. Воспоминания о трагических событиях 2008 года также во многом обусловили мотивацию как местных жителей, так и добровольцев-осетин, поддержавших сопротивление киевским властям, предпочитающим говорить с гражданами собственного (как они уверяют) государства языком танков, пушек и массовых расправ. Напомним, осетины относятся к тем народам Советского Союза, которые понесли в годы Великой Отечественной войны наибольшие потери. У селения Дзуарикау есть памятник: семь взмывающих в поднебесье журавлей – дань памяти семи братьям Газдановым, полегшим на фронтах Великой Отечественной. Семей, потерявших от четырех и более сыновей в ту войну, в Осетии немало…
Политическая и этнокультурная стабильность на сопредельных территориях, залогом чего являются общие культурно-мировоззренческие установки населения приграничных регионов, является важным фактором устойчивого общественно-политического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Возвращаясь к экономической «конструкции» РФ – РЮО – Новороссия (ДНР-ЛНР) отметим, во-первых, что последняя остро нуждается в промышленном оборудовании для различных (почти всех) отраслей. В рамках же свободной торговли Новороссии с РЮО, последняя может беспрепятственно поставлять в упомянутый регион различные виды продукции. Одновременно могут быть реанимированы крупные промышленные предприятия, расположенные на территории бывшей грузинской автономии, а ныне – независимого государства. Это, прежде всего, заводы «Вибромашина», «Эмальпровод» и лесокомбинат.
«Вибромашина» (основан в 1958 г.) был единственным в СССР по выпуску электровибрационных машин и ряда видов металлоконструкций. Его продукция поставлялась также в некоторые развивающиеся и социалистические страны. Пока он работает максимум на 20% своей мощности, однако его загрузка наверняка в разы увеличится после проведения модернизации под гарантию последующих заказов, в том числе для Новороссии. Тем более что правительство РЮО намерено прямо и косвенно поддерживать восстановление мощностей этого завода, а это – стабильные рабочие места.
«Эмальпровод» (тоже основан в 1958-м) был единственным в Кавказском регионе производителем эмалированных проводов и смежной продукции. Здесь же производятся – хотя пока и в незначительных количествах – некоторые товары металлообработки в основном бытового потребления («мелкой металлургии»). Эта продукция тоже имеет высокий уровень востребованности в Новороссии, что, в свою очередь, выгодно Южной Осетии в социально-экономическом плане.
Аналогичный эффект для обеих сторон будет иметь развитие производства на лесокомбинате в РЮО, работающим в основном на местном сырье. Комбинат еще в 2010 году вышел на довоенный уровень (т.е. до 2008 г.) производства: он выпускает разнообразную мебель и комплектующие; имеются планы налаживания здесь целлюлозного и/или бумажного производства. А упомянутые товары тоже имеют высокую востребованность в Новороссии – по крайней мере, в восстановительный период. Кстати, Новороссия – в отличие от РЮО, поставляющей некоторые лесоматериалы в РФ – была и остается лесодефицитным регионом – в том числе потому, что широкие почвозащитные лесонасаждения, созданные в 1947-1954 гг., были почти на 80 % вырублены в «хрущевско-кукурузный» период. Так что возможны поставки юго-осетинских лесоматериалов в ДНР-ЛНР, в том числе для лесопосадок.
Во-вторых, ДНР-ЛНР остро нуждаются в продовольственной продукции, которую вполне – особенно овощи и фрукты – может предоставить в том числе Юго-Осетия. Тем более это возможно в связи с проектами по развитию овоще-, плодоводства и мощностей по переработке местного плодовощного сырья в РЮО. Частично эти проекты уже реализуются, в основном с российским участием.
В-третьих, в ДНР и ЛНР имеются специалисты и технологии по геологоразведке, что весьма актуально для доразведки и освоения – проводятся частично с российским участием - крупных юго-осетинских запасов металлургического, топливного, химического сырья. Впрочем, и Новороссии, в связи с наличием в тамошних недрахразнообразного промышленного и энергосырья может быть полезен геологоразведочный опыт РЮО.
В-четвертых, Новороссия может обмениваться с РЮО опытом освоения пахотных земель под зерновые и масличные культуры, опытом развития животноводства (особенно свиноводства – традиционной отрасли в Новороссии) и, соответственно, осуществлять совместные с Юго-Осетией проекты в этих секторах АПК: так, в районе Тихрев (РЮО) планируется построить крупный государственный скотоводческий комплекс с мини-молочным заводом. В растущем количестве в РЮО появляются фермерские молочно-товарные хозяйства. Кроме того, в РЮО развивается господдержка свиноводческих хозяйств, что будет иметь мультипликативный эффект: то есть, вызовет развитие местной кормовой базы (особенно по кукурузе на силос, овсу и ячменю).
Тем временем, из 24,5 тыс. га пашни в Южной Осетии почти 22 тыс. га более 20 лет не распахивалось: по этой причине Южная Осетия недополучает ежегодно более 3-х млрд. рублей (в ценах 2012 г.). В 2014-2016 гг. планируется минимум вдвое увеличить площадь обрабатываемой пашни.
Аналогичные «акценты» развития АПК актуальны, заметим, и для Новороссии.
Взаимные энергоперетоки на территории бывшего СССР
Что же касается электроэнергетики, в РЮО – один из минимальных на территории бывшего СССР уровень себестоимости выработки электроэнергии, благодаря колоссальным запасам гидроэнергии (а также российским «электропоставкам»). Согласно ряду оценок, освоение гидроэнергопотенцала Южной Осетии, включая восстановление мощности большинства местных ГЭС, позволит ей не только возобновить поставки не дорогостоящего электричества на Северный Кавказ (как в конце 60-х – середине 80-х). Но и, благодаря сохраняющейся – единой электропоставляющей сети бывшего СССР, – поставлять дешевую, повторим, электроэнергию в Новороссию через РФ. С возможной – полной или частичной – компенсацией РЮО этих поставок в ДНР-ЛНР за счет «электропоставок» из РФ (а российское электричество по-прежнему поступает в РЮО). Во всяком случае, упомянутая комплексная схема наиболее вероятна в период восстановления в Новороссии крупных энергомощностей, работающих в основном на угле и газе, а этот период составит не меньше 5 лет. А примером взаимовыгодных «электрообменов» в экс-СССР могут служить действующие системы взаимообмена электричеством – РФ – Грузия – Армения или БРЭЛЛ, включающая Калининградскую, Псковскую, Смоленскую области РФ, Белоруссию и прибалтийские страны.
Это – основные направления долговременного экономического взаимодействия между РФ, Новороссией и РЮО. Они представляются тем более актуальными, если учесть, что комплексное экономическое восстановление и развитие Новороссии едва ли возможны без российского участия.
В правовом же плане, для ускорения интеграционных процессов в этом «треугольнике» требуется, как уже говорилось выше, режим свободной торговли ДНР-ЛНР с РЮО. Ибо, в связи с аналогичным режимом, действующим у РЮО с РФ, Россия будет «автоматически» вовлечена в режим свободной торговли РЮО с Новороссией. Немаловажно, в том числе политически, и то, что в таком трехстороннем экономическом (можно сказать, «свободно-торговом») режиме единственной межгосударственной валютой станет именно российский рубль. Ввиду его безальтернативности для Южной Осетии и Новороссии – по крайней мере, в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Статья подготовлена в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
культура Новороссия Общество «Знание» Россия экономика энергетика Южная Осетия