АРМЕНИЯ – ЕАЭС: ДОГОВОР ПОДПИСАН, ОБСУЖДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Андрей АРЕШЕВ | 07.11.2014 | 23:03
После подписания 10 октября 2014 года Договора о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу наступил черед внутригосударственных процедур. В Армении, согласно законодательству, договор будет рассмотрен в Конституционном суде страны, после чего будет представлен на ратификацию в Национальное Собрание. Это не мешает рассмотрению документа в стенах парламента (в частности, в рамках парламентских комиссий) уже сейчас, не дожидаясь 14 ноября – тем более что недавно правительством страны на рассмотрение депутатов был внесён проект государственного бюджета страны на 2015 год.
В правительстве Армении объявлено о создании специального министерства, в ведении которого будут находиться вопросы участия страны в международных интеграционных объединениях. Речь идёт не только о Евразийском Экономическом Союзе, но также о Европейском Союзе, политико-дипломатические контакты с которым идут своим чередом.
И тем не менее, в фокусе ангажированной «общественности», не очень многочисленной, но весьма информационно активной, в который уже раз оказались различные аспекты взаимодействия Армении с евразийским интеграционным объединением. Причём делается этос использованием заведомо негативных коннотаций и исключительно мрачных эпитетов. Традиционно, наиболее последовательная критика членства Армении в ЕАЭС ведется не со стороны властей (что понятно) и не со стороны пользующихся ощутимой общественной поддержкой оппозиционных сил, а в основном групп или же отдельных лиц, являющихся на армянском политическом поле маргиналами. Интересно, что авторы неадекватных определений наподобие «евразийского концлагеря», с тоской вспоминающие о «нереализованном» якобы «европейском проекте», не спешат ссылаться на опыт «процветающих» в составе Европейского Союза Литвы или Болгарии. Ссылки же на «утрату национального суверенитета» выглядят и вовсе анахронизмом, ибо те же прибалтийские или же балканские «новобранцы» Евросоюза даже ключевые кадровые назначения не производят самостоятельно, без согласования с брюссельским или же вашингтонским начальством…
При этом представители властей, не скрывая объективных трудностей (которые, заметим, отнюдь не исчерпываются негативным влиянием, которое оказывают на Россию – ключевого торгово-экономического и военно-политического партнёра Армении – незаконные западные санкции), не забывают о преимуществах и иных позитивных последствиях углубления взаимодействия в рамках евразийского интеграционного проекта. Так, заместитель министра финансов Павел Сафарян отвергает постоянно повторяемое в различных СМИ предположение об отсутствии каких-либо экономических расчётов относительно последствий присоединения Армении к ЕАЭС. «Для нас это имеет политическое значение, и есть определенные экономические оценки, что нам будет выгодно. Мы знали, что выгода будет, потому что, по нашим расчетам, дополнительно в бюджет поступит 180 млн. долларов, это порядка 60 млрд. драмов. Если внедрить их в экономику, это может обеспечить 1% прироста ВВП, а это 14 млрд. налоговых доходов», - говорит Сафарян.
Вступление Армении в Евразийский экономический союз будет способствовать развитию местного производства, полагает глава Союза отечественных товаропроизводителей Вазген Сафарян. По его словам, «…вступление Армении в ЕАЭС позволит стране интегрироваться на российский рынок и увеличить объем местного производства. Для этого необходимо наладить сотрудничество с предприятиями, занимающимися машиностроением и приборостроением в РФ. Нам необходимо реализовывать различные заказы подобных компаний». Для развития экономики Армении необходимо задействовать индустриальные предприятия, которые не только создадут рабочие места, но и позволят увеличить объем ВВП до 20 %, считает Вазген Сафарян. В числе перспективных предприятий он назвал зангезурский медно-молибденовый комбинат, армянский химический гигант «Завод Наирит».
Хотя переговоры о более эффективном задействовании производственных возможностей «Наирита» в рамках ЕАЭС продвигаются достаточно сложно, дальнейшее углубление российско-армянского сотрудничества, в том числе в сфере химической промышленности, может открыть здесь новые перспективы. Как и в деле разработки новых программных продуктов, где позиции армянских специалистов традиционно сильны.
О позитивных тенденциях в армянской экономике свидетельствуют и данные национальной статистической службы относительно внешнеторгового баланса страны за 9 месяцев 2014 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он вырос на 3,9 % - до 4,3 миллиарда долларов.
Вопреки некоторым иным оценкам, первым внешнеторговым партнером Армении является Россия: за январь-сентябрь 2014 года торговля между двумя странами составила 985,5 миллиона долларов, увеличившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на 8 %. Доля внешнеторгового оборота Армении с Россией от общего внешнеторгового оборота республики за этот период составила 22,9 %. Экспорт в Россию за январь-сентябрь составил 219,9 миллиона долларов, снизившись на 6,2 %, в то время как импорт – 765,5 миллиона долларов, увеличившись на 12,9 %. Согласно официальным статданным, внешнеторговый оборот Армении со странами СНГ составил 1,191 миллиарда долларов (рост по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 3,6%, доля – 27,7%), со странами ЕС – 1,187 миллиарда долларов (спад на 1% и доля – 27,6%) и с другими странами – 1,921 миллиарда долларов (рост на 7,4% и доля – 44,7%). Из европейских стран в списке ключевых внешнеторговых партнёров Армении значатся лишь Германия (третье место) и Италия (седьмое место; интересно, что она пропустила вперёд Турцию, с которой у Армении нет дипломатических отношений).
Расширение армянского экспорта во многом связано с модернизацией производственных инфраструктур, унификацией правил ведения хозяйственной деятельности, однако предстоит преодолеть ряд трудностей, связанных не в последнюю очередь со специфической культурой ведения бизнеса на постсоветском пространстве. Глава союза работодателей Армении Гагик Макарян обращает внимание на необходимость правильно использовать открывающиеся возможности, с чем, по его мнению, у местного бизнеса имеются немалые проблемы. «Недавно я общался с грузинскими коллегами, они рассказали, что не успевают экспортировать грузинские вина в Россию, поскольку масштаб экспорта огромен… Армянские бизнесмены привыкли к тому, что рынок Армении коррумпирован, привыкли, что между властью и бизнесменами братские отношения, в результате которых частный предприниматель не имеет каких-либо препятствий для ведения бизнеса», – говорит Макарян, и, скорее всего, здесь тоже есть некоторая доля истины. Как и в том, что встраивание армянских предприятий в формирующиеся производственно-кооперационные цепочки в рамках ЕАЭС требует некоторых усилий не только со стороны отдельных производственников, но и государственных структур Армении. Например, далеко не всем потенциальным заказчикам и партнерам в России известно о том, что в Армении производятся фрезерные станки повышенной точности, причем имеющиеся мощности задействованы в малой степени. Отсутствие государственной поддержки на должном уровне приводит к тому, что, как подчеркнул в своем недавнем интервью директор завода «Ерфрез» Эдуард Григорян, «при мощности в 300-400 станков даже с 30 не могу попасть на российский рынок».
Взвешенный и конструктивный характер обсуждения внешнеэкономических приоритетов Армении можно только приветствовать. Пока, к сожалению, идет не столько обсуждение, сколько повторение одних и тех же пропагандистских штампов. Примечательно, что в отличие от многих армянских авторов, специалисты МВФ не рисуют перспективы вступления Армении в ЕАЭС исключительно чёрной краской. Они констатируют, что интеграция южнокавказской республики в евразийское экономическое пространство расширяет перспективы торговли и финансовых потоков для Армении. Но обращают внимание и на более высокие общие тарифы в ЕАЭС, нежели те, которые действуют на сегодня в Армении. На это можно заметить, что в целом на переходный период этот вопрос в договоре урегулирован, а переговоры в рамках ВТО могут длиться достаточно длительное время.
Членство Армении в ЕАЭС, конечно, вызывает возражения со стороны американских и британских дипломатов, однако, скажем, вице-президент Азиатского банка развития (АБР) Жанг Венкай, посетивший недавно Ереван, не видит в этом ничего предрассудительного… Но если визит функционера АБР носил все же ознакомительный характер, то учреждённый Россией и Казахстаном в 2006 году Евразийский банк развития уже выделил 11 млн долларов горнодобывающему предприятию «Сагамар» на реализацию инвестиционной программы по развитию полиметаллического Арманисского месторождения в Лорийском марзе. И это не первый случай предоставления Россией и другими участниками ЕАЭС кредитов, направленных на развитие различных отраслей армянской экономики…
Любая рациональная аргументация не в состоянии изменить сознание и подходы тех, кто априори полагает любые связи с Россией как «абсолютное зло» и активно выражает свою позицию. Согласно информации ряда армянских изданий, недавно в одном из ереванских кафе состоялась встреча деятелей, выступающих против вступления Армении в ЕАЭС. По итогам мероприятия было решено организовать акции протеста с целью недопущения ратификации соглашения в Национальном Собрании. С этой целью сформирована инициативная группа, призванная координировать мероприятия, в которую вошли как депутаты парламента, так и общественные и политические деятели, гражданские активисты. В скором времени группа намерена выступить с обращением к гражданам и депутатам парламента. «Союз информированных граждан» (координатор Даниел Ионнисян) подал заявку на проведение 14 ноября митинга перед зданием КС Армении. Та же организация предполагает провести митинги перед зданием парламента с 15 по 20 ноября против ратификации договора о членстве Армении в ЕАЭС.
Конечно, Армения, как и Россия, демократическое государство, граждане которого вольны выражать любую точку зрения. В конце концов, никто не препятствовал сторонникам радикальных украинских националистов ходить с «маршами мира» по улицам Москвы… Однако складывается впечатление, что полувиртуальный собрат казахстанского Антиевразийского форума в Армении вряд ли соберёт более нескольких десятков активных участников…
Несмотря на попытки нагнетания истерики в связи с предстоящей ратификацией договора о вступлении в ЕАЭС, в Армении имеется убеждение, что в итоге против документа выскажется лишь незначительное меньшинство народных избранников. Например, глава парламентской фракции критически настроенной по отношению к ЕАЭС партии «Наследие» Рубен Акопян заметил, что, будучи принципиально против членства Армении в ЕАЭС, тем не менее, «если вопрос экономической безопасности Арцаха будет обеспечен, это можно обсудить».
Желание разобраться и задавать те или иные вопросы, высказать те или иные мнения не следует путать с категорическим неприятием Договора или же самой идеи евразийской интеграции Армении со стороны определенных политических сил. Для республики участие в Евразийском Экономическом Союзе является взвешенным прагматичным шагом, выбором в пользу комплексного обеспечения безопасности, привлечения внешних инвестиций и поощрения экспорта на традиционные рынки, а также подтверждением высокого уровня двусторонних российско-армянских отношений. Очевидно, что при этом учитывался и опыт тех стран Восточной Европы, которые после вступления в Европейский Союз не обрели обещанного благополучия, а столкнулись с новыми проблемами.
Конечно, подписание Договора о вступлении республики в ЕАЭС изначально не могло быть панацеей отвсех имеющихся социально-экономических и финансовых проблем. Оно не снимает необходимости серьёзных внутренних управленческих и экономических преобразований, создания дополнительных импульсов к развитию основных секторов экономики страны, и прежде всего – отраслей, производящих продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости. Ссылки же на «исключительно негативные» последствия евразийской интеграции могут быть разве что средством манипулирования общественным сознанием.
Армения дипломатия Евразийский Союз политика и право экономика