КУЛЬТУРА ОСЕТИИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Юлия ЧМЕЛЕНКО | 01.11.2014 | 00:00
Россия – одна из немногих многонациональных стран мира, где самобытная культура составляющих её народов поддерживается на государственном уровне. Несмотря на неоднозначные оценки советского периода, именно при поддержке правительства страны народам юга России удалось сохранить свои памятники устной культуры и творчества.
Сегодня по всей стране проходит множество фестивалей, посвященных культуре народов нашей большой страны. Однако, гладя на яркие наряды народов Кавказа, возникает вопрос о степени преемственности молодого поколения к обычаям своих предков. В этой связи неизбежно встает вопрос: что было, есть и будет с культурой осетинского народа?
Как известно, осетины – северокавказский народ, издревле называющий себя «ирон адам» или «иронский народ», а свою страну – Иристон. После упадка Аланского царства, потесненные с обширных равнин в ущелья Кавказских гор сперва монголами, а затем войсками Тамерлана, осетины значительно изменили свой традиционный жизненный уклад. В XIV-XVI вв. большое влияние на культуру осетин оказывала Грузия, а также соседний кабардинский этнос. К XVII-XVIII вв. осетины образовали пять главных групп, отличающихся друг от друга как в бытовом укладе, так и по диалекту: дигорцы; алагирцы, куртатинцы, тагаурцы. Дигорцы говорят на дигорском наречии, а остальные три группы объединяет иронский говор.
С влиянием времени и соседних народов, одни черты культуры осетинского народа прошли сквозь столетия и сохранились до наших дней, некоторые же древние традиции, наоборот, оказались совершенно утраченными.
Прежде всего, среди ушедших в прошлое культурных традиций осетин следует отметить очень уважительное отношение к домашнему очагу. Исторически, каждое горское жилище имело центральное помещение, где находится очаг – символ единения горской семьи. Считалось, что именно очаг охраняется духом – покровителем дома, поэтому в нем должен быть поддерживаем постоянный огонь. С домашним очагом был связан особый ритуал: вокруг него собиралась вся семья, а цепь, висящая над очагом, считалась священной. Однако, в конце XVIII – начале XIX вв. в дом горца приходит русская печь, и эта традиция начинает уходить в прошлое. Сегодня в древних святилищах-дзуарах, возрождаемых сейчас в Северной Осетии, надочажная цепь вывешивается на почетном месте как дань памяти предкам, но функции ее при этом фактически не восстанавливаются.
Между тем, именно с надочажной цепью связаны старинные песни и ритуал одного из старинных осетинских танцев. Так, раньше в отцовском доме после обряда прощания невесты с очагом и надочажной цепью пожилые мужчины и женщины брались под руки и, замкнув круг, в котором у надочажной цепи находились невеста с шафером, танцевали и пели песню. В доме жениха этот обряд повторялся.
Тaнцы и игры зaнимaли вaжнoе местo в трaдициoннoм быту осетин, огромной популярностью пользуются они и сегодня. Пo своей специфике oсетинские тaнцы пoдрaзделяются нa медленные пластические движения и стремительно быстрые, испoлняемые в aкцентирoвaннoм и кoнтрaстнoм рисунке. На сегодняшний день в Северной Осетии существует огромное количество танцевальных коллективов, солисты которых продолжают традиции своих предков. Огромной популярностью пользуется широко признанный среди осетинского народа Государственный Академический ансамбль «Алан». История ансамбля насчитывает свыше 70 лет. За годы своего существования коллектив ансамбля с блеском представляет культуру своей родной республики не только в российских городах, но и по всему миру.
Большую роль в культуре осетинского народа играют музыкальные традиции. Музыкальный фольклор осетин традиционно представлен песнями, эпическими сказаниями, инструментальными наигрышами. Особенно популярны у осетин были песни о героях, погибших в неравной борьбе, и нартские сказания. Для большинства этих песен характерна сольно-хоровая традиция исполнения. Нартские сказания и песни балладного типа (кадаг) исполнялись сказителем соло под аккомпанемент струнно-щипкового инструмента дыуадастанон или смычкового кисын-фандыра.
Сегодня музыкальные традиции народа поддерживают молодежные коллективы, среди которых следует выделить музыкантов «Къона». Этот музыкальный коллектив базируется в Москве, знакомя всех желающих с аутентичной осетинской музыкой. Прославляет осетинскую музыкальную культуру и Вероника Джиоева — народная артистка РСО – Алания, заслуженная артистка Южной Осетии, солистка Новосибирского театра оперы и балета. Популярностью среди осетинской молодежи пользуется скрипач Георгий Абаев. Нет в Осетии человека, которому было бы неизвестно имя Булата Газданова – прекрасного руководителя оркестра народных инструментов. Хорошо помнят не только в Осетии, но и на территории всей России прекрасного певца, заслуженного артиста СССР Кима Суанова.
Путники
Хаджумар Сабанти
Прекрасные фольклорные традиции осетинского народа сегодня продолжает прекрасный певец, интереснейшая личность и неординарный художник Хаджумар Сабанти. Творчество этого самобытного художника уже не первый год вызывает повышенное внимание специалистов и всех ценителей живописи. Так, большая выставка художника прошла в прошлом году во Владикавказе в Национальной научной библиотеке Северной Осетии-Алании. На встречу с самобытным 84-летним мастером и его произведениями пришло много почитателей таланта художника, среди которых были не только осетины, но и представители других народов России. В экспозиции были представлены как уже известные, так и новые работы живописца. Девять картин предоставил из своей коллекции республиканский художественный музей им. М. Туганова, в том числе культовую «Сказка Ацамаза и Агунды».
Гармония
Очень значимо то, что работы Хаджумар Сабанти уже при жизни автора находятся в музее имени Махарбека Туганова. Этот признанный корифей осетинского национального искусства, ученик Ильи Репина и народный художник СССР, внес огромный вклад в культуру Осетии. Современные искусствоведы и широкая читательская аудитория знают его как основоположника осетинской школы живописи. В частности, Махарбек Туганов считается основателем Цхинвальского художественного училища, которое носит его имя. Сегодня в стенах учебного заведения по прежнему помнят и передают ученикам слова Туганова, что «надо уважать не только самого себя, но и свой народ, его историю, прошлое». «Только уважая свой народ, можно избегнуть пустого лабиринта сомнений и неуверенности», – не уставал повторять Махарбек Туганов.
Знание культуры и традиций своего народа хорошо понимают власти Осетии. В феврале 2013 года по указу главы Таймураза Мамсурова стартовал проект «Культура Осетии детям». В рамках проекта «Культура Осетии детям» в 2014 году школьники республики побывают в Даргавском и Суадагском ущельях. Также они посетят с экскурсией селение Нар, где родился Коста Хетагуров. Как сообщила ведущий консультант министерства культуры Северной Осетии Дзерасса Дзуцева, для учащихся школ также выступят артисты конного театра «Нарты». «Проект «Культура Осетии детям» направлен на развитие детей. Школьники могут бесплатно посещать музеи, выставки, театры, концерты. А для учащихся школ районов мы организуем выезды ансамблей. Это и безопаснее, и удобнее», – сообщила Дзуцева. За время реализации проекта бесплатно посетить культурные мероприятия смогли более 25 тысяч школьников республики.
Сельский праздник
Знакомят с культурой осетинского народа сегодня и жителей Москвы, среди которых также немало осетин, хранящих традиции своей малой родины в сердцах и душе. Так, 27 сентября этого года в парке искусств Музеон прошел фестиваль осетинской культуры «Фарн». Гостям мероприятия была представлена фотовыставка, знакомящая с видами Осетии никогда не бывавших на Северном Кавказе москвичей. В рамках фестиваля также прошли ярмарка ремесел и декоративно-прикладного искусства, красочный фестиваль национального костюма, творческие мастерские. В программе праздника также были: мастер-классы, спортивные состязания, встречи с олимпийскими чемпионами, известными спортсменами, турниры по армрестлингу и борьбе.
Кроме того, павильон прикладного искусства рассказал посетителям фестиваля о народном творчестве Осетии, его формах и традициях, познакомил с аутентичным жилищем и национальной одеждой осетин. На празднике гости также получили возможность продегустировать осетинские пироги, сыр и безалкогольное пиво от лучших производителей. В павильоне «Национальная кухня» все желающие также могли научиться приготовлению традиционных осетинских блюд и постичь секреты осетинских кулинаров. Напомнить о ушедших в прошлое традициях Осетии смогла «Историческая кухня», где прошли мастер-классы по приготовлению пирогов, сыра и пива на основе осетинских старинных рецептов. Кроме того, на фестивале также была представлена масштабная костюмированная реконструкция жизни аланских племен, их быта и уклада. Прошли на фестивале и настоящие «Состязания джигитов», где гости фестиваля смогли увидеть выступления джигитов-наездников и прокатиться на лошадях.
Чтобы сохранить осетинскую культуру и передать ее лучшие традиции молодому поколению сегодня, наряду с государственными программами, существуют и частные клубы, открытые по инициативе молодых осетин. Например, в Москве существует прекрасный клуб осетинского языка ИРОН ÆВЗАДЖЫ КЛУБ. В клубе регулярно проходят открытые занятие, где рады видеть всех интересующихся культурой и языком осетинского народа. Ближайший открытый урок в клубе пройдет уже 1 ноября. Вести открытый урок будет прекрасный преподаватель Залина Кантемирова. В 1993 она окончила филологический факультет СОГУ. Педагог 5 лет проработала учителем осетинского языка и литературы в школе и 11 лет в ГТРК «Алания» в качестве спецкора информационной службы. Также Залина Кантемирова работала корреспондентом информационной программы «Ирыстон абон».
Как правило, пришедшие в клуб, остаются в нем надолго. На встречах клуба пришедшие не только изучают осетинский язык, но также общаются с интересными людьми, едят вкусные осетинские пироги и играют в современную игру «Мафия».
Таким образом, осетинская культура продолжает жить и сегодня, передавая свои ценности от старшего поколения младшему. Конечно, многие традиции осетин сегодня ушли в прошлое, однако это характерно для культуры всех народов России. Куда важнее, что осетинский клуб и фестивали в Москве доказывают, что осетинская культура остается духовным составляющем осетин вне зависимости от сегодняшнего места проживания представителей этого народа.
Статья подготовлена в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
культура Общество «Знание» Россия Северная Осетия этничность / этнополитика