РОССИЯ – АБХАЗИЯ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ НОВОГО КОРИДОРА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Алексей ЧИЧКИН | 30.10.2014 | 00:00
1 комментариев
Согласно последним данным торгпредства России в Абхазии, свыше 60 % внешнеторгового оборота Республики Абхазия приходится на Россию. До 70 % объема внешнеторговых перевозок Абхазии тоже приходится на российские коммуникационные «артерии». В то же время, РФ заинтересована в «выходах» (железнодорожных и автомобильных) к абхазским черноморским портам, поскольку российские порты на сопредельных территориях (Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Кавказ), как отмечалось на недавних конференциях по вопросам транспортной инфраструктуры в РФ и СНГ, работают на пределе своих возможностей.
Действующая зона свободной торговли РФ – Абхазия, не говоря уже о дипломатических отношениях между Москвой и Сухумом, способствуют более активному взаимодействию России с абхазской транспортной системой и, в целом, российско-абхазским экономическим связям. Тем более что и абхазская сторона заинтересована в продвижении своей продукции в «глубинные» регионы РФ. Между тем, президент ТПП Абхазии Геннадий Гагулия отмечает «недостаточную информированность российских предпринимателей о перспективах и особенностях ведения бизнеса в Абхазии».
По многим оценкам, решающая роль России во внешней торговле Абхазии не изменится. Это связано не только с экономическими и географическим факторами, но также с тем, что торговые связи других стран с Абхазией впрямую зависят от их взаимоотношений с Грузией и определяются непризнанием международного статуса Абхазии. Теоретически некоторое исключение здесь может составить Турция, которая (в том числе, благодаря усилиям крупной абхазской диаспоры) де-факто признала бы Абхазию экономически, сохраняя при этом тесные политические, как и транспортно-экономические связи с Грузией. Поэтому, при том, что доля Турции во внешней торговле Абхазии не достигает и 15 %, в долгосрочной перспективе турецкая сторона не сможет стать конкурентом РФ в торговле с Абхазией.
В этой связи примечательны данные российского торгпредства в этой стране: «В 2013 г. на 1,09 млн. литров – на 514,2 млн. руб. в стоимостном выражении увеличились объемы экспорта винодельческой продукции ООО «Вина и воды Абхазии», пользующейся стабильным спросом на российском рынке. В связи с очень хорошим урожаем 2013-2014 гг. значительно – на 30,7 тыс. т и на 223,5 млн. руб. в стоимостном выражении вырос экспорт цитрусовых. Неудовлетворительные результаты весенней и осенней путин - 2013, а также увеличение объемов выпуска продукции экспортоориентированными рыбоперерабатывающими предприятиями республики имели следствием снижение объемов вывоза живой рыбы и рыбопродуктов. Значительно сократились экспортные поставки ореха-фундука и акации серебристой (на 360 и 10,5 т соответственно)». Кроме того, «вывоз лома черных металлов снизился на 9,0 тыс. т; угля – на 132,6 тыс. т. В то же время, постепенно расширяется товарная номенклатура абхазского экспорта: в 2013 году осуществлялись поставки на российский рынок минеральной воды, шампанского и коньяка».
Согласно тем же и другим данным, до 70-75 % объема экспорта всей упомянутой продукции приходится на Россию. При этом, практически все средства производства, топливные, металлургические изделия и т.п. продукция поступает опять-таки из РФ. Однако эти связи «поддерживает» пока только один транспортный (железнодорожный и автомобильный) коридор – вдоль Черноморского побережья. Как уже говорилось выше, нагрузка на эту артерию уже настолько высока, что, по данным регионального управления ФТС, с 2012 года случаются перебои с отправкой абхазской сельхозпродукции в Россию через приграничные терминалы в гг. Весёлое и Адлер, особенно в ноябре – декабре.
На экономических картах Грузинской ССР многие отрасли экономики и особенно полезные ископаемые в Абхазии не обозначались... (карта 1959 г.)
Лишь на некоторых картах были в Абхазии исколаемые ресурсы, хотя и не все... (Ba - барит, Hg - ртуть, «38; 98» и схожие кружки - геотермальные источники и минводы; уголь (черный круг); стройматериалы)
Впрочем, задержки с взаимопоставками случаются и в близлежащем Туапсе или на магистрали Весёлое – Адлер – Сочи – Туапсе, поскольку эту линию (включая местный порт Туапсе) с остальными регионами РФ связывает только одна железная дорога. При этом прямой железной дороги между Туапсе и Новороссийском нет, хотя ее проект разработан еще в конце 1940-х гг., обновлён к концу 1960-х…
В то же время, Сухумский порт пока остаётся недозагруженным. Здесь создаётся российский зерноэкспортный терминал, который, по ряду оценок, позволит на 13-15 % снизить загрузку Новороссийского портового зернотерминала, пропускные мощности которого с 2011 г. едва справляются с грузопотоками. Повторимся, в этой связи, что все основные порты Черноморского, а также Азовского бассейнов РФ чрезвычайно перегружены, в то время другие российские порты в этих бассейнах не имеют надлежащих технолого-географических условий для обслуживания крупных грузопотоков и крупнотоннажных судов. И не все эти порты состыкованы с железными дорогами, обладающими высокой пропускной способностью (например, порты Темрюк, Приморско-Ахтарск, Тамань, Азов).
В контексте упомянутых факторов, экспертные сообщества обеих стран выдвигают проект восстановления Военно-Сухумской автомагистрали (ВСА, 280 км), бездействующей с 1950-х гг., предлагая также реанимировать проект начала 1950-х гг. – строительства параллельной ВСА железной дороги (Черкесск – Теберда – Мархеул – Сухум). По имеющимся данным, правительство Карачаево-Черкесии тоже поддерживает те же проекты, полагая, что они позволят увеличить доходы республиканского бюджета на 20 % и создать десятки дополнительных рабочих мест.
Военно-Сухумская дорога асфальтирована только на отдельных участках в Карачаево-Черкесии
Глава КЧР Рашид Термезов в недавнем «Прямом эфире» сообщил о двух вариантах строительства «дороги, которая соединяет не только КЧР и Северо-Кавказский Федеральный округ, но в данном случае и Приволжский, и Уральский Федеральный округ с Черноморским побережьем Абхазии и России. Какой вариант будет выбран, зависит от определённых экономических показателей». По словам главы республики, вопрос прорабатывается профильными федеральными ведомствами, и «любой вариант строительства дороги нас устроил бы, так как для любого субъекта транспортная тупиковость только в минус… В ближайшее время мы встретимся с нашими коллегами из Абхазии, обсудим все эти вопросы, думаю, это будет межгосударственное межведомственное взаимодействие».
Более того, восстановление ВСА еще в начале июля 2010 г. поддержал Владимир Путин, заявив при этом, что «одним из приоритетов развития транспортной инфраструктуры на Северном Кавказе является восстановление Военно-Сухумской автомобильной дороги…» А Дмитрий Медведев в конце ноября 2011 г. назвал проект восстановления ВСА «перспективным и в силу геополитического значения дороги и региона», и потому «имеющим право на существование. Эта тема прорабатывалась некоторое время назад».
Карта Абхазского (Грузинского) сектора ВСА, 1974 г. (Тбилиси, изд-во «Сакартвело»)
Если точнее, большинство районов Северного Кавказа и, в целом, Россия получит транспортно-экономический выход к Черному морю по кратчайшему пути. И, соответственно, к недозагруженным портам Абхазии, наиболее крупный из которых – Сухумский. Очевидно, что это новое направление транспортно-экономических связей между РФ и Абхазией выгодно и самой Абхазии – в т.ч. потому, что ее экспорт получит наиболее короткий путь в «глубинные» регионы РФ. Да и растущий внешнеторговый транзит РФ через Абхазию наверняка приведет к росту ее транзитных доходов (что особенно важно в связи с бездействием проходящей через Абхазию Транскавказской железной дороги). Плюс к тому, новый коридор (т.е. ВСА и возможная параллельная железная дорога) позволит также освоить запасы лесного, металлургического, химического, энергетического сырья в районах РФ (Карачаево-Черкесия) и Абхазии, примыкающих к упомянутым магистралям.
В связи с этим обратим внимание на недавнюю публикацию журналиста Антона Кривенюка: «Для многих районов Северного Кавказа это (ВСА - Прим. А.Ч.) прямой путь к морю, к портам и курортам. Дорога, по которой за несколько часов можно будет добраться из Сухума в Нальчик или Черкесск и наоборот, сделает намного больше для полноценных и регулярных хозяйственных и экономических контактов. Насколько известно, Москва лояльно относится к восстановлению этой дороги. И несколько недель назад (в сентябре 2014 г. – Прим. А.Ч.) в Карачаево-Черкесии был объявлен тендер на разработку технической документации для восстановления Военно-Сухумской дороги в ее части, проходящей по территории этой республики вплоть до границы с Абхазией».
Следует отметить, что проекты восстановления Военно-Сухумской магистрали, а также и создания параллельной железной дороги пока еще не перешли в практическую плоскость. Не исключено, что это связано с позицией тех, кто обращает внимание на необходимость решения комплекса проблем, связанных с трансграничной безопасностью. Конечно, они должны быть должным образом решены, и в этом случае данные проекты будут целиком и полностью востребованы с точки зрения стратегических, долговременных интересы обеих стран.
Военно-Сухумская дорога – историческое название тракта, связывающего через Главный Кавказский хребет города Черкесск и Сухум. Ее строительство было начато в 1894 г. и окончательно завершено в 1903 г.
В 1942-1943 гг. дорога активно использовалась для поддержания обороноспособности советских войск в Абхазии, в том числе для снабжения этих войск, а также местного населения и беженцев с оккупированных районов Северного Кавказа.
Абхазия коммуникации Россия экономика