ОТ «ЗЕЛЕНОГО ПОЯСА» – ДО «УМЕРЕННОГО ИСЛАМА»
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Адгезал МАМЕДОВ | 29.10.2014 | 13:24
Сегодня, когда за активизацией «Исламского Государства» в Сирии и Ираке с тревогой наблюдают в столицах многих государств, вопрос об использовании национальных и религиозных движений в конкретных геополитических интересах отдельных государств и международных структур становится всё более актуальным. В своё время так называемый «зеленый пояс» был проектом вовлечения СССР в войну на ее южных рубежах. Стратегия была простой – использовать ислам в качестве оружия против России. Под влиянием проекта «Зеленый пояс» Советский Союз попадает в ловушку: вторгается в Афганистан в 1979 г., втягивается в 9-летнюю войну, которая стала затем одной из причин распада государства.
За время этой войны под руководством ЦРУ были созданы боевые группы ваххабитов-салафитов, позже получившие название «Аль-Каида» («Основа»). Это террористическое оружие стало использоваться в других странах по всему миру. Однако распад СССР не был главной целью проекта «Зеленый пояс». Главной его целью было уничтожение России. Он был направлен на подрыв духовных сил именно русского народа.
На 1990-е годы приходится второй этап реализации проекта. Речь идёт, в частности, о событиях в Чечне после распада СССР, остриё которых было направлено против России. Согласно замыслу американских стратегов, «чеченский огонь» должен был переброситься на Дагестан, в результате чего эта ключевая республика, в свою очередь, должна была отделиться от РФ, что, в конечном итоге, привело бы к потере контроля России на Кавказе. За этой операцией стояли США и его союзники КСА и Пакистан. Турция оказывала им скрытую поддержку. Для воздействия в тех местах, де влияние ваххабитов-салафитов не могло быть велико, в ЦРУ был разработан новый проект под названием «умеренный ислам» (1). По мнению ряда авторов, в качестве базы для поддержки проекта вновь была выбрана Турция, а в качестве субподрядчиков проекта – общество Ф. Гюлена.
В 2002 г. директор ФСБ Н. Патрушев заявил, что школы, фонды и ассоциации этой общины действуют в тесном сотрудничестве со спецслужбами США. В России началось закрытие школ, а ряд некоторые лидеры общин были выдворены за пределы РФ.
По информации турецкой прессы, во время официальных встреч в ходе визита российской делегации в Турцию в декабре 2004 года затрагивался в том числе вопрос о школах Ф. Гюлена, некоторые сотрудники которых обвинялись в сотрудничестве с ЦРУ и подготовке кадров для террористических религиозных организаций (2). Разделяя озабоченность Москвы, Совет национальной безопасности (СНБ) Турции в 2004 г. и предложил принять меры по данному вопросу, однако правительство во главе с Р.Т. Эрдоганом пренебрегло этим предложением. Впоследствии лидеры АКП (правящая партия справедливости и развитие – А.М) признавали факт своего необдуманного пренебрежения российскими предложениями.
Сегодня ощутимое большинство членов правящей партии, а также 80 % населения Турции настроено против западных подходов и политики США в регионе. Заметен политический дрейф страны к границам тюркского мира. Видя неизбежность выбора этой стратегии со стороны Турции, США делают все возможное, чтобы предотвратить сближение Турции и России.
Несмотря на то, что политические лидеры Турции дежурно выражают свою преданность евроатлантизму, традиционная военно-политическая доктрина основанной Мустафой Кемалем Ататюрком республики не чужда тактике воссоединения Турции с тюркским миром и движения в сторону Евразии. Сегодня Россия и Турция, как и во времена начала «холодной войны» сталкиваются с дилеммой: либо они, действуя совместно, будут строить евразийское пространство, либо повторят ошибки, стоившие и той и другой стране большой крови и развала двух макрорегиональных империй – Российской и Османской.
Вопрос территориальной целостности также является для обеих стран весьма актуальным. В новых геополитических реалиях распад одной страны может повлечь за собой распад другой. В этом плане судьбы обеих стран также зависят друг от друга, что вынуждает Анкару и Москву к сотрудничеству на стратегическом уровне.
Примечания
(1) Отметим, что проект «умеренного ислама» имел как турецкую, так и арабскую версию. В арабской версии его разработчиком стал Юсуф Аль-Карадави, запустивший проект «аль-васатыйа» - умеренность» как в арабо-мусульманском мире, так и в Европе. Добавим, что сами последователи Ф. Гюлена отвергают какие-либо связи с американскими спецслужбами (Прим. ред.)
(2) Cenk Başlamış’ın Moskova mahreçli haberi, “Rusya’dan Gülen
okullarına yasak”, Milliyet, 20 Şubat 2006.
Ближний Восток ислам Турция