Публикации
АЗЕРБАЙДЖАН – ИЗРАИЛЬ: «ИСТОРИЧЕСКИЙ ВИЗИТ» И СДЕРЖАННАЯ РЕАКЦИЯ ИРАНА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Михаил АГАДЖАНЯН | 29.10.2014 | 00:00
Международная выставка оборонной промышленности «ADEX», состоявшаяся в Баку 11-13 сентября, стала хорошим поводом для упрочнения Азербайджаном отношений с одним из своих приоритетных партнёров в сфере военно-технического сотрудничества. Стороннего наблюдателя уже трудно удивить очередным свидетельством доверительных связей руководств Азербайджана и Израиля. Но в середине прошлого месяца подобный случай представился. Столицу прикаспийской республики посетил министр обороны Израиля Моше Яалон. Визит был приурочен к участию высокого израильского гостя в работе «ADEX», однако, вышел далеко за рамки сугубо представительских целей. Глава израильского военного ведомства был удостоен аудиенции президента Азербайджана, что на нынешнем этапе процессов в регионах Кавказа и Каспия не могло не носить демонстративный в отношении иранского соседа характер.
Первый за все последние годы азербайджано-израильских отношений визит главы минобороны Еврейского государства в Баку был назван «историческим». Пребывание израильского министра в Азербайджане получило резонанс в СМИ обоих государств, что также указывает на взаимный интерес Баку и Тель-Авива акцентировано представить продвинутый характер их отношений, в особенности по военно-политическим и оборонным вопросам. За каждой встречей в азербайджано-израильских верхах, тем более, если в них присутствует военный компонент сотрудничества, из Тегерана традиционно следовали предупредительные в сторону Баку заявления. Чаще всего это выражалось в предостережениях начальника генштаба Исламской республики. Но по итогам визита Яалона в Баку иранская сторона отреагировала скорее молчанием. Во всяком случае, громких заявлений высших армейских чинов Ирана не последовало, а некие дипломатические сигналы через иранскую дипмиссию в Баку или напрямую из МИД Ирана уже давно как не имеют на азербайджанское руководство сдерживающего влияния.
В связи с этим возникает несколько вопросов, ответы на которые позволят более адекватно представить текущий этап отношений между углами условного треугольника «Азербайджан – Израиль – Иран». Почему Тегеран посчитал неуместным вновь «отдёрнуть» Баку от слишком тесного сближения с Тель-Авивом? А также – почему власти Азербайджана решили поставить под вопрос наработанный за предыдущие несколько месяцев позитив в их непростых отношениях с южным соседом? За апрельским визитом президента Азербайджана в Тегеран этого года, заметным оживлением контактов по торгово-экономической линии проведения межправительственных встреч у многих создалось впечатление надвигающегося «ренессанса» в азербайджано-иранских отношениях. Выбить взаимные политические подозрения экономическим инструментарием – на постановку такой совместной цели соседствующих по южному Каспию стран указывали их последние межгосударственные контакты. Но после тёплого приёма израильского министра обороны в Баку, отношения Азербайджана и Ирана вновь отброшены на прежние рубежи взаимного недоверия. Жёстких заявлений из Тегерана не последовало, дабы не усугублять ситуацию в отношениях с Азербайджаном перед Каспийским саммитом в Астрахани. Иранские власти также сочли это неуместным на общем фоне потепления их отношений с западными державами. Перед шиитской державой стоят куда более важные задачи на Ближнем Востоке, которые требуют приоритетного внимания.
По поводу продолжения тесных контактов Баку и Тель-Авива у Тегерана нет иллюзий в том плане, что их удастся повернуть вспять действиями лишь одной иранской дипломатии и задействованием других ресурсов влияния Исламской республики. Если угроза салафитского экстремизма всё же серьёзно затронет Азербайджан (первые симптомы назревающих в республике стычек на почве религиозной нетерпимости уже имели место, но носили локальный характер и были нейтрализованы властями), то в борьбе с ней продвинутые отношения с Израилем будут для прикаспийской республики не того чтобы бесполезными, а в определённой мере даже обузой. Ведь дружба с Еврейским государством для любой мусульманской страны – это не только позитив, материализующийся в военно-технической и экономической сферах. Это и существенная нагрузка на внутреннее общественное мнение, одним из консолидирующих факторов которого могут стать настроения исламской солидарности и вытекающие из неё претензии к политической элите. Разворачивающаяся на Ближнем Востоке «геополитическая драма» борьбы спонсоров (США и примкнувшие к их новой коалиции страны) с их бывшими клиентами (так называемый «экстремистский интернационал») демонстрирует особые позиции Ирана в регионе. Отвлекаться последнему на уже ставшие во многом «региональной частностью» тесные азербайджано-израильские отношения нет особой надобности. Вероятное разрастание ближневосточного кризиса, с охватом новых прилегающих к обширному региону территорий, неминуемо вернёт Азербайджан в круг нуждающихся в иранской поддержке государств.
Ответ на другой поставленный выше вопрос – интерес Азербайджана спровоцировать новые подозрения у Ирана – может быть дан с учётом неудавшейся весной этого года попытки Баку привлечь Тегеран на свою сторону в Южнокавказском регионе. Визит азербайджанского лидера в Иран одной из целей преследовал отвлечение иранцев от их партнёрских отношений с Арменией. Нечто подобное, опять-таки с выдвижением всех возможных экономических преференций, Баку предпринял на российском направлении осенью 2008 года, добиваясь благосклонности Москвы вокруг азербайджанского видения карабахского урегулирования. Ни тогда, ни теперь, уже в случае с иранцами, азербайджанскому руководству не удалось заручиться поддержкой. Осенью 2008-го погоду на южнокавказской политической сцене делали последствия «пятидневной войны» в зоне югоосетинского конфликта. Весной 2014-го – активный поиск дополнительной опоры в регионе азербайджанцам диктовали развития после Крымского референдума в частности и нарастающая конфронтация между Россией и Западом вокруг Украины в целом. Если Тегеран ответил нам отказом, то пусть впредь не удивляется, если мы будем принимать с «историческими визитами» в Баку новых высоких израильских гостей, такой сигнал решили отправить южному адресату азербайджанцы.
Отношения Азербайджана и Израиля достигли своего потолка роста, за которым они могут развиваться лишь в экстенсивном режиме, без обнаружения неких точек для прорывов на качественно новых межгосударственных направлениях. Азербайджанская нефть вносит значительный вклад в дело обеспечения энергетической безопасности Израиля (до 40% своих внутренних потребностей в нефти израильтяне покрывают поставками каспийских углеводородов). В свою очередь, Израиль решительно поддерживают планы пополнения военных арсеналов Азербайджана современными вооружениями и военной техникой. В этой межгосударственной системе «сообщающихся сосудов», когда потраченные израильтянами доллары на апшеронскую нефть затем возвращаются к ним уже с высокой добавленной стоимостью за поставку азербайджанцам оружейной продукции, очевидно, кто получает преимущественную выгоду. У Израиля в партнёрах на сегодня только две мусульманские страны, с которыми он имеет продвинутые контакты по политической и военной линиям. Это Египет и Азербайджан. Причём, первый в отличие от второго, всячески сторонится опубличивания темы его кооперационных связей с израильским руководством, будь то взаимодействие спецслужб или армейского командования. Даже давний и традиционно последовательный партнёр израильтян в регионе, Иордания, ныне дистанцировалась от близкого с ними формата политических сношений. Не в последнюю очередь, дабы не провоцировать радикальные исламистские элементы на своей территории.
Выгоды же Азербайджана от нефтяного и военно-технического сотрудничества с Израилем носят ограниченный во внешнеполитическом плане характер. В Баку стремятся распространить наработанный за годы партнёрства с Тель-Авивом потенциал на более высокие политические материи, но, как можно понять, без особых успехов. Попытки азербайджанских властей получить доступ к ресурсам влияния израильского лобби в Конгрессе США продолжаются. Впрочем, подобные усилия не трансформировались в системность действий, а остаются на уровне эпизодических всплесков активности. Некоторые инициативы американских конгрессменов, в рядах которых легче всего найти недружественные по отношению к Ирану силы, были блокированы внешнеполитическим ведомством США даже на пике противостояния Запада с Ираном. В 2012 году Азербайджану при поддержке Израиля не удалось продвинуть проект инсталлирования на южных рубежах прикаспийской республики средств радиоэлектронного слежения за иранской территорией. Сделку азербайджанцев с американскими компаниями-поставщиками соответствующей аппаратуры тогда заблокировал госдепартамент.
Освещая визит министра обороны Яалона в Баку, израильская и азербайджанская прессы часто приводили факт его состояния в должности главы военной разведки Израиля в 1995-1998 годы. Именно с этого периода, когда в Израиле, как и теперь, действовал кабинет министров под руководством Биньямина Нетаньяху, зародились доверительные отношения Еврейского государства с политической элитой далёкой закавказской республики. Израильские эксперты в связи с этим любят вспоминать визит премьер-министра Нетаньяху в Баку в августе 1997 года и его встречу с президентом Гейдаром Алиевым. Отношения двух стран за прошедшие 17 лет выросли до уровня многопланового партнёрства, но не переросли в некий двусторонний альянс, в рамках которого партнёры готовы при любых условиях продвигать интересы друг друга на международных площадках и в важных для них центрах глобальной силы. Каким для израильтян и азербайджанцев, безусловно, являются Соединённые Штаты. В свою очередь, ценность для американцев укрепления азербайджано-израильской связки в качестве сдерживающего Иран на Южном Кавказе фактора заметно снизилась. Превращение южных районов Азербайджана в «разведывательный плацдарм» сбора информации по Ирану, создание которого при содействии израильской стороны особо и не утаивается Баку и Тель-Авивом, американцы склонны считать двусторонним делом израильтян и азербайджанцев. Участие в этих «проектах слежения» с явной демонстративной составляющей американцам всё менее интересно. Отношения Вашингтона и Тегерана стоят на пороге важных прорывов, первые предпосылки для которых уже развёрнуты на ближневосточном театре ведения совместной борьбы с «экстремистским интернационалом».
Специально для kavkazoved.info
Азербайджан безопасность Ближний Восток воинское искусство / вооружения Израиль Иран политика и право
|
Выбор редакции
22.02.2022
"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...
21.05.2020
Интервью Александра КРЫЛОВА
01.10.2019
Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...
17.09.2019
В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...
11.08.2019
Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...
05.05.2019
Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам
27.03.2019
В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...
Библиотека
| | |
29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.
АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.
ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...
УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...
РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...
ГОВОРЯТ АРХИВЫ. О ДИСЦИПЛИНЕ В РУССКОЙ АРМИИ В 1914-1915 ГГ.
...До сих пор полковые архивы малоизвестны даже специалистам-историкам и используются ими очень ограниченно... Архивы полков русской армии, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве, дпют возможность узнать о событиях по уникальному первоисточнику...
On the Vector of Economic Development of Post-Communist Georgia
The paper discussed the problem of the vision about the issues concerning the direction of development of Georgia’s economy after the restoration of the country’s independence and the model upon which it should be based. The victory of the Georgian Dream coalition in the Parliamentary elections of 1 October 2012 made the issue of choice topical again in Georgia as high priority was given to the subject of which vector of development needed to become determining after the nine-year governance of the United National Movement leaded by Mikheil Saakashvili.
О проекте общекавказского алфавита
В работе приводятся обобщенные алфавиты западно- и восточнокавказских языков в раз работанном нами специальном шрифте Aria Caucasica Unicode, основанном на изометрических прин ципах семейства Arial, наряду с фонетической транскрипцией букв в обозначениях IPA.
Убыхи и их этнокультурные связи с абхазами
...Изложенные факты, количество которых можно было бы значительно увеличить, с несомненностью свидетельствуют не только о тесных социально-экономических и политических связях убыхского народа с его юго-западными соседями, но и о том, что убыхи, обладая бесспорной этнической индивидуальностью, о чем говорит, прежде всего, наличие у них самостоятельного языка, исключающее встречающееся в литературе отождествление их с абхазскими или адыгскими племенами, проявляли вместе с тем большую этно-культурную близость именно к абхазам в единой абхазо-адыгской группе родственных народов.
КАВКАЗОВЕДЕНИЕ [О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЗИАТСКОГО МУЗЕЯ]
...Естественно, что современное развитие науки в советских республиках Закавказья - Грузии, Армении, Азербайджане - и на Кавказе изменило традиционное содержание кавказоведения как исторически сложившейся комплексной дисциплины... Отдельные проблемы истории и культуры Кавказа и Закавказья ещё могут потребовать своего решения путём комплексного рассмотрения...
Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе
В. В. Латышев — автор классических трудов, наибольшее значение среди них имеют: «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (в 2-х т., в 4-х вып., 1885—1901), «Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе» (в 2-х т., в 5 вып., 1893—1906, оригиналы и русский перевод; русский перевод переиздан в 1947—1949 гг. в журнале «Вестник древней истории»)...
Зимние походы убыхов на Абхазию
Ежегодные походы убыхов на Абхазию заслуживают особенного внимания по многим обстоятельствам и в особенности по необыкновенным затруднениям с какими они совершаются...
Научная миссия на Кавказе господина Эрнеста Шантре, заместителя директора Лионского музея. 1881
Научная миссия на Кавказе господина Эрнеста Шантре, заместителя директора Лионского музея. 1881. Фотогалерея.
|