«ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО» И КАВКАЗ: НА ПОРОГЕ НОВЫХ ВЫЗОВОВ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Дмитрий НЕФЁДОВ | 26.10.2014 | 18:16
Выступая на международном дискуссионном клубе «Валдай», Президент России обратился к теме поддерживаемого западом международного терроризма. Запад раз за разом наступает на одни и те же грабли, спонсируя исламских экстремистов, напомнил Владимир Путин: «В свое время они спонсировали исламские экстремистские движения для борьбы с Советским Союзом, которые прошли закалку в Афганистане. Из них выросли и Талибан, и Аль-Каида». По мнению главы российского государства, Запад если не поддерживал, то, во всяком случае, закрывал глаза на вторжение международных террористов в Россию и страны центральноазиатского региона.
Активизация радикальной группировки «Исламское Государство» в Сирии и Ираке чем дальше, тем больше становится предметом обеспокоенности властей тех государств, на территории которых эта «раковая опухоль» может дать свои метастазы. В том, что подобное будет происходить и дальше, судя по динамике происходящего, сомневаться не приходится. Оснований полагать, что Соединённые Штаты заинтересованы хотя бы в относительной стабильности, становится всё меньше, а следовательно, странам, расположенным в широком географическом диапазоне от Марокко и Алжира до Центральной Азии и Китая следует быть готовым к различным неприятным сюрпризам.
В силу своего географического положения и тесных связей со странами Ближнего Востока, Кавказский регион занимает здесь особое место. И вряд ли удивительно, что сообщения об участии в боевых действиях или же гибели в Сирии выходцев из Азербайджана и Грузии (особенно её приграничных с российским Северным Кавказом районов) появляются в последнее время с «завидной» регулярностью. Согласно турецким СМИ, несколько дней назад в результате бомбардировки позиций боевиков «Исламского государства» был убит один из командиров боевиков, уроженец Тертерского района Ровшан Бадалов. Создав на территории Сирии группу «Табук» из числа воюющих в Сирии выходцев из Азербайджана, он смог быстро выдвинуться на командные посты в ИГ, и был назначен на должность «эмира ИГ» на Кавказе.
Характерный эпизод имел место 12 октября в ходе недавнего митинга азербайджанских оппозиционных партий и групп в Баку, когда некие люди подняли флаг «Исламского Государства».
Согласно информации западных СМИ, к армии новоявленного «халифата» примкнули около трёх тысяч граждан из Европы, США и республик бывшего СССР, включая Россию (преимущественно из Чечни). При этом невозможно отделаться от ощущения, что в публикациях западной прессы, действующей в духе информационной войны, делается сознательный упор на сознательное разжигание нового этнополитического конфликта на Кавказе. Во-первых, чётко видна линия на отождествление с «кавказцами» и «чеченцами» даже тех боевиков, судить об этнической принадлежности которых весьма затруднительно. Во-вторых, ссылки на перманентный «русско-чеченский конфликт», тянущийся якобы с 1785 года, при полном отрицании неудобных фактов, например, таких, как референдум 2003 года в Чеченской Республике и его итоги. В-третьих – понимание стабильности на Кавказе как важного фактора общественно-политической жизни России в целом, что в полной мере проявилось и в ходе информационной кампании по раскручиванию «черкесского вопроса» накануне сочинской Олимпиады. Кроме того, российское руководство обвиняется в стремлении затормозить развитие ряда территорий я целью сохранения над ними политического контроля – опять-таки при сознательном игнорировании серьёзных позитивных сдвигов в социально-экономическом развитии ряда республик Северного Кавказа. И наконец – внимание, уделяемое ресурсам региона (в том числе демографическим) в связи с укреплением российской армии и стремительным изменением военно-политического ландшафта по периметру границ нашей страны (в частности, речь идёт об августовской войне с Грузией 2008 года и продолжающихся столкновениях на Украине, где «кавказский фактор» также заметен).
Один из законов вооружённых мятежей и гражданских войн с множеством участников и внешних интересантов состоит в том, что боевики из группировок, терпящих поражение или испытывающих недостаток в ресурсно-материальной базе, присоединяются к более успешным. В контексте сегодняшних сирийских и иракских реалий это, конечно, прежде всего «Исламское Государство». Судя по всему, данная группировка, о которой еще год назад мало кто знал, постепенно оформляется в серьёзный транснациональный проект. Помимо значительной финансово-экономической, военной составляющей, он также обладает выстраиваемым в соответствии с современными стандартами медийно-пропагандистским аппаратом. В случае создания (де-факто и де-юре) на сирийской и турецкой территории лагерей по подготовке и обучению террористов можно говорить о непосредственных угрозах безопасности Кавказскому региону. Не так давно о планах по размещению тренировочного лагеря так называемых «умеренных» сирийских боевиков на территории Грузии (которые, судя по всему, поддерживаются частью руководства этой страны) сообщило авторитетное американское издание «ForeignPolicy». Вряд ли такие планы стоит рассматривать вне контекста военно-политического сотрудничества Грузии с НАТО, которое может включать самые разнообразные форматы.
Западные военные эксперты с нескрываемой тревогой пишут о том, что они называют «стратегическими последствиями аннексии Крыма», включая укрепление Черноморского флота, что предполагает укрепление позиций России не только в Причерноморье, но также на Балканах и в регионе Средиземного моря. На полном серьёзе утверждается, что Россия, располагающая значительными запасами энергоресурсов, является едва ли не единственной силой, не заинтересованной в стабильности на Ближнем Востоке. Москву продолжают обвинять в поддержке «тоталитарного режима Башара Асада» и прочерчивают линию жёсткого противодействия, указывая на то, что захват в октябре текущего года боевиками сирийской свободной армии российско-сирийского пункта радиотехнической разведки свидетельствуют о глубине «сговора» между Москвой и Дамаском и о масштабе российской разведывательной деятельности всюду по всему Леванту. Западные наблюдатели отмечают также значительные экономические (включая энергетическую сферу) отношения с Ираном, Турцией, Кипром, Ираком, Сирией и Израилем. Видимо, особое беспокойство вызывают продолжающиеся переговоры с Тегераном, успешное завершение которых способно не только вывести взаимодействие наших стран на качественно новый уровень, но также в значительной степени свести на нет незаконные торгово-экономические ограничения со стороны Запада.
В этом контексте сопредельный с Россией, Турцией и Ираном Кавказ представляет, конечно, перспективный очаг дестабилизации, и недавние попытки организации нескольких террористических актов на территории Чеченской Республики вряд ли можно рассматривать как простую случайность. Недавно свою оценку действиям «ИГ» дал Рамзан Кадыров: «Я попросил бы не называть их исламским государством. Это шайтаны, цель которых – заработать больше денег. Они выполняют поручения Запада и целенаправленно убивают мусульман. Им помогали и помогают западные спецслужбы. Они снабжают их всем необходимым. Откуда у этих бандитов самолеты, средства на полное вооружение десятков тысяч людей?» Кадыров добавил, что, по его мнению, руководят ИГ работники спецслужб, а Абу Бакр аль-Багдади завербован ЦРУ: «Он должен снять маску и открыто сказать, что он является работником ЦРУ. Если он действительно считает себя истинным мусульманином, должен открыто признать, что убивает своих братьев по вере, извиниться перед единоверцами и расформировать свою банду. В противном случае их нужно только уничтожать».
Думается, реальность в полной мере подтверждает правоту руководителя Чечни, ставя расхожий тезис о возможности совместных (пусть даже и ограниченных) действий России и США по противодействию терроризму, как минимум, под сомнение. Факт встречи Джона Маккейна с группой боевиков, включая аль-Багдади в мае 2013 года на территории захваченной ими Северной Сирии в районе Идлиба давно уже стал достоянием широкой общественности. Довольно странное впечатление производили также «внезапные» налёты боевиков (тогда ещё) «Исламского государства Ирака и Леванта» на базы «сирийской свободной армии» аккурат после получения ею очередных партий очередных партий вооружения и амуниции. Таким образом, лишь за несколько месяцев прошлого года тогдашнему ИГИЛ было передано 2 тысячи автоматов АК-47, около тысячи единиц автоматического оружия других систем, противотанковые и реактивные гранатометы, тяжелые пулеметы калибра 14,5 мм, 200 тысяч тонн боеприпасов и сотню военных внедорожников. Вот и совсем недавно, груз с военным снаряжением, сброшенный американцами якобы для обороняющих Кобани курдских сил, по чистой случайности попал в руки боевиков…
В связи с событиями, разворачивающимися в Сирии и Ираке, всё чаще можно встретить суждение о том, что мы имеем дело с войнами нового поколения. В посвящённой этому вопросу статье, опубликованной в «Газете корпуса морской пехоты» США еще в 1989 году, было высказано предположение о том, что «военные действия четвертого поколения будут в высшей степени рассредоточенными и по большей части неопределенными; разделительная черта между миром и войной будет размыта вплоть до полного исчезновения. Война будет нелинейной в такой степени, что, вполне возможно, в ней будут отсутствовать поддающиеся идентификации поле боя и линии фронта. Различия между «гражданским» и «военным», вероятно, исчезнут. Действия будут одновременно направлены на всю «глубину» участвующих сторон, включая все их общество, понимаемое не только в его физическом, но и в культурном аспекте».
Очевидно, что всё это происходит не только на Ближнем Востоке, но и на охваченной гражданской войной Украине. Риск распространения этноконфессиональной напряжённости актуален также и для многих стран Европы, где недавно уже имели место столкновения между езидами и выходцами с Кавказа. Причём, как отмечает местным пресса, у некоторых из участников беспорядков, по-видимому, уже имеется опыт боевых действий в Сирии и Ираке.
Конечно, имеются влиятельные силы, стремящиеся направить по этому пути также Россию и её народы. Помимо этого, выпячивание роли боевиков с Северного Кавказа в сирийских и иранских событиях может быть представлено в качестве повода к усилению того, что скрывается под эвфемизмом «усиление внимания международного сообщества к проблемам Северного Кавказа». Чтобы этого не произошло, помимо внутренних мер, необходим комплекс эффективных внешнеполитических мероприятий, направленных на нейтрализацию угроз «на дальних рубежах», включая чёткую идентификацию их основных источников.
По материалам: Фонд стратегической культуры
Азербайджан безопасность Ближний Восток Россия США терроризм Чечня