На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

ЦЕНА «АБХАЗСКОЙ СТЕНЫ»

Публикации | Антон КРИВЕНЮК | 16.10.2014 | 00:17

Абхазия обсуждает проект нового договора с Россией, подготовленный в Москве. Теперь очередь за абхазской стороной: до конца месяца, скорее всего, появится версия документа, отражающая интересы Сухума. Похоже, предстоит серьезный и трудный разговор об отношениях России и Абхазии. О том, чего от него ожидать, «Кавказской политике» рассказывает эксперт по вопросу российско-абхазских отношений Антон Кривенюк.

Граница миров

Из России прислали договор об очень тесной интеграции. Единое оборонное, экономическое и социальное пространство. Гармонизация абхазского законодательства с российским, внедрение в республике социальных стандартов РФ.

Этот проект договора — как зеркало российско-абхазских отношений за последние шесть с лишним лет, с тех пор как независимость Абхазии была признана Россией. За эти годы были заключены десятки договоров и соглашений. Не все из них работают, но к сегодняшнему дню 70% бюджета страны дотируется из России, а на границе Грузии и Абхазии документы проверяют российские пограничники.

Это реальность. За шесть лет зависимость Абхазии от России многократно увеличилась. По этому пути страну повели два бывших президента. Но сегодня очень больно смотреть действительности в глаза.

Проект договора, который стал причиной общенационального скандала, — это итог тех процессов, которые продолжались последние шесть лет. Страна не занималась развитием, реформами, не искала путей решения своих проблем. Ее лидеры и правящие элиты считали, что нашли спонсора — одного на всю жизнь. Сегодня он прописал условия контракта.

Этот проект договора, который на днях поступил в Сухум, еще предстоит осмыслить и проанализировать специалистам, активистам, депутатам и всем, кому угодно. Но на самом деле в нем прописаны простые вещи. Эпоха изменилась. Время, когда можно было «приторговывать» географическим положением, закончилось. Мир не стал добрее и лучше за последние двадцать лет. Опять НАТО на пороге, опять холодная война — и, кстати, война вполне горячая, в пятистах километрах от Абхазии, на востоке Украины. Стоит ли удивляться, что стратегический союзник хочет построить на границе миров глухую «абхазскую стену»? Кто виноват в том, что эта граница проходит по реке Ингур?

За интеграцию надо платить

Тут кто-то написал, что сквозь весь текст договора проходит шантаж: «Вы нам страну, мы вам пенсии, пособия..».  А мне кажется, там сквозит другая мысль: «Мы готовы вам дать что угодно, но не хотим играть с вами в геополитические игры. Мы хотим быть у вас настолько плотно, чтобы когда-нибудь послезавтра вы нам не сказали, что рассматриваете возможность обсудить договор об ассоциации с ЕС».

В проекте договора очень много говорится об «унификации», «гармонизации», «корреспонденции» абхазских законов и стандартов со стандартами и законодательством РФ. Это, кажется, выглядит как вызов суверенитету Абхазии. Но когда в республике все эти годы говорили слово «интеграция», интересно, что имели в виду? Мы в 2008 году подписались под идеей союза не только с Россией, мы много лет говорили о том, как хорошо бы принимать участие в новых интеграционных объединениях.

И вот теперь в тексте договора можно прочесть: «Республика Абхазия не позднее 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора реализует комплекс мер по приведению своего законодательства в области таможенного дела в соответствие с актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации...»

Наднациональные интеграционные объединения существуют за счет унификации, стандартизации и, бывает, за счет ограничения национального суверенитета в тех или иных сферах. У России нет своего Таможенного кодекса, он — единый со странами-участниками ЕАЭС. Грузия, чтобы когда-нибудь, может быть, получить дивиденды от торгового соглашения с ЕС, вынуждена выполнить целый список требований по реформе судебной, политической системы и так далее. Евросоюз самым беззастенчивым образом вмешивается во внутреннюю политику стран, которые стремятся к нему присоединиться.

Я это все пишу не к тому, что этот проект российско-абхазского договора идеален. А к тому, что в нем все, от первого до последнего слова, отталкивается от реальности – геополитической, региональной, военно-политической и, конечно, реальности, сложившейся в российско-абхазских отношениях. Еще, естественно, Москва не забыла и про свои интересы.

Счет за «удочку»

Проблема не в договоре, его можно переписать. Проблема в тяжелейшем кризисе государственности в Абхазии, в деградации национальной идеи, отсутствии проекта созидания страны и концепции отношений с внешним миром. Нет даже научно-исследовательской школы, которая могла бы на экспертном уровне провести оценку перспектив и рисков в развитии государственного проекта. Ничего нет.

Десять лет страна стояла на месте, а спонсор оплачивал текущие счета. Хорошо, так бывает. Но этих лет было вполне достаточно, чтобы, как правильно написал кто-то из абхазских критиков договора, разработать концепцию национальной безопасности и отталкивающуюся от нее концепцию отношений с Россией. Чтобы разобраться: а чего мы, собственно, хотим от этой страны, сколько должны будем за это заплатить, какие и в чем существуют «красные линии». Теперь все это придется обсуждать по ходу, редактируя текст договора.

И последнее. Странно, но никого не удивил тот факт, что свою практическую деятельность новые абхазские власти начинают не с конституционной реформы или обсуждения экономической программы, а с презентации, по сути, концепции отношений со стратегическим союзником. А ведь это очень важно. Поскольку, опять таки, реальность такова, что никакие экономические реформы и развитие вообще сегодня без российской помощи не осуществить. А если попытаться, то через год те, кто сегодня дружно восстал против договора, так же дружно восстанут против новой власти.

А новая власть, когда еще не была таковой, говорила, что стране нужны не дотации, а «удочка». И вот Абхазии выставили счет за «удочку». Дорого? Давайте поторгуемся.

Антон Кривенюк, по материалам: Кавказская Политика

Абхазия безопасность политика и право Россия экономика энергетика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info