ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА СОЮЗ С РОССИЕЙ АБХАЗИЯ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ СТАБИЛИЗАЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
ИНТЕРВЬЮ | Давид ДАСАНИА (Абхазия) | 14.10.2014 | 00:00
Свой первый официальный визит в качестве главы государства Рауль Хаджимба совершил на Северный Кавказ. Это символично. Наверняка похолодание в отношениях с Северным Кавказом завершается. О том, что было и что будет в абхазо-адыгских отношениях, мы спросили у Давида Дасаниа, руководителя проекта "Кавказ - наш общий дом", эксперта, прекрасно разбирающегося в этой проблематике.
- Сначала о контексте. Визит Хаджимба на Северный Кавказ стал его первым официальным визитом как главы государства. Стоит ли здесь искать символизмы?
‒ Ответить на этот вопрос я хотел бы со вступительной части. В этом мире для нас, абхазов, нет никого ближе народов Северного Кавказа. По языку и происхождению нам, прежде всего, близки абазины и адыги. Значение языка велико. Именно язык определяет нашу национальность. У каждой национальности есть своя исконная этническая территория. Безусловно, не будь абхазского языка, не было бы ни абхазской нации, ни его страны ‒ Абхазии. Но язык, каким бы значением он не обладал, всё же, не формирует генетики народа. Генетически у нас на Кавказе больше родственников. Значительное количество карачаевцев и часть балкарцев являются носителями абхазо-абазинских генов. Немало фамильных и генеалогических схождений между абхазами и осетинами. Есть определённые генеалогические взаимосвязи с народами Чечни, Ингушетии и Дагестана, но они, к сожалению, пока не до конца изучены. Удивительно, но абхазов считают наиболее близкими по отношению к себе практически все народы Кавказа, за исключением армян и азербайджанцев. Даже народы Дагестана, общаясь с абхазами, чувствуют в нас более близких родственников, чем иные соседние народы, проживающие в той же республике.
Рауль Хаджимба открыт этому миру и, прежде всего, Кавказу и его народам так же, как и первый Президент Республики Абхазия Владислав Ардзинба. Быть может, другой президент на его месте предпочёл бы первый свой официальный визит совершить в одну из стран, признавших нас. Но, когда речь идёт о братских народах, то тут все лишние вопросы отпадают сами по себе. Лично я приветствую этот шаг нашего президента. Укрепление братских отношений между кровнородственными народами не идут во вред третьей стороне. Наши контакты не направлены против кого-либо. Наоборот, ориентированная на союз с Российской Федерацией Абхазия будет способствовать лишь гармонизации межнациональных отношений на Северном Кавказе и укреплению мира и стабильности в регионе. А это цель не может быть не поддержана Россией.
- Учитывая политическую позицию президента и его соратников, можно ли нам ожидать прекращения «северокавказского похолодания»?
‒ Безусловно, такое тёплое, воистину братское отношение к народам Северного Кавказа позволит завершить бесславный период похолодания, имевший место практически до недавнего времени. Но это только начало утепления наших отношений. Впереди ‒ сотрудничество в разных сферах, общие проекты, частые контакты, связи между коллегами. Я вижу столицу Абхазии в качестве центра общекавказского взаимодействия. Как руководитель международного проекта «Кавказ ‒ наш общий дом» я готов всемерно поддержать шаги нового абхазского руководства и сделать всё возможное, что в моих силах, а также в силах активистов данного проекта. Считаю необходимым перерегистрировать ту организацию, которую я возглавлял в начале 2000-х годов. Речь идёт об Организации международного сотрудничества «Кавказ ‒ наш общий дом».
Фактически мой общекавказский проект начал действовать с 1994 года. А «сквозняки» в абхазо-северокавказских отношениях впервые стали появляться именно со второй половины 90-х годов прошлого века. После окончания Отечественной войны в Абхазии наши контакты с братскими республиками Северного Кавказа пошли на спад. На это были свои причины: информационная и экономическая блокада Абхазии, боязнь тесных контактов Абхазии с северокавказскими субъектами РФ со стороны Москвы и т.п. Да и немного подустали от своей деятельности организаторы и активисты общекавказского сотрудничества. Смириться с ослаблением связей Абхазии с северокавказскими народами лично я не смог. В 1994 году впервые в системе АГТРК я при поддержке Владимира Зантариа создал разветвлённую корреспондентскую сеть, объединившую весь Юг России, а также Татарстан и Башкортостан. В 1997 году к существующему проекту добавился проект «Кавказское содружество», основанное на организации взаимодействия и телерадиообмена между государственными каналами Абхазии и Северного Кавказа. С 2002 года начал развиваться проект «Кавказ ‒ наш общий дом». Отныне стали взаимодействовать министерства образования братских республик, началось проведение межреспубликанских конкурсов по истории Абхазии и народов Северного Кавказа. В итоге на Северном Кавказе, в различных школах, поддержавших проект, появились группы знатоков истории Абхазии, а в нашей стране ‒ группы знатоков истории народов Северного Кавказа. Вскоре, уже при Анквабе, по вине тогдашнего министра образования Индиры Вардания, я был вынужден остановить этот популярный проект. В общем, бывшей властью делалось всё возможное для прекращения сотрудничества с северокавказскими республиками. Я рад, что это время кануло в Лету. Надеюсь, что навсегда.
- Кстати, на ваш взгляд, было ли это «похолодание». Как вы оцениваете то, что происходило во взаимоотношениях с адыгским миром за последние несколько лет?
‒ Да, это было похолоданием. Ещё немного, и это похолодание могло перейти в начальную фазу «ледникового периода». Не хотелось бы повторения всего того, что произошло за это время. Более того, не хочется всё это даже вспоминать. Имело место антиабхазская истерия в интернете. В нескольких адыгских сайтах «гонениям» были подвергнуты абхазские и абазинские пользователи. На абхазов полились ушаты грязи. Грубым фальсификациям подвергались история, язык и культура абхазского народа. Мы долго не отвечали на провокации. Однако после трёх месяцев агрессивной атаки у меня сдали нервы. Зарегистрировался на форумах, вёл разъяснительную работу, аргументировано отстаивал наши интересы и позиции. Позднее решил создать «Единый Абхазо-Абазинский Форум». О значении данного ресурса в борьбе против организованной антиабхазской истерии пусть скажут другие. Но я честно выполнил свою задачу. И ни о чём не сожалею.
А вот наглядный пример того, что происходило в период «похолодания» в отношениях между Абхазией и адыгами. Узнал об этом от моих коллег, абхазских учёных. Международная научная конференция в одной из адыгских республик. Организаторы конференции пригласили учёных из Грузии. Одного из многочисленной грузинской делегации посадили в президиум конференции. Абхазского представителя никто в президиум так и не пригласил. Грузины получили право выступить с приветственным словом, как на пленарном заседании, так и на банкете. Абхазам не дали выступить даже на банкете, в котором вместе с адыгскими песнями и танцами не раз были исполнены танцы и песни грузинского народа.
Хотелось бы отметить, что все мои проекты, направленные на укрепление абхазо-северокавказских отношений, развивались мною лично при поддержке многих моих коллег, друзей и родственников. Однако от руководства Абхазии ни до Анкваба, ни в период его правления, мне никто ни разу так и не помог.
- Вообще, за рамками риторики, что Абхазия может дать адыгам? Я имею в виду, в практическом, прикладном смысле. Может ли возникнуть какое-то большее участие черкесского мира в жизни страны, в разных сферах?
‒ Вспоминаю в связи с вашим вопросом наивные претензии части адыгской общественности, которая на полном серьёзе рассчитывала, что Абхазия, победив в Отечественной войне 1992-1993 годов, должна была объявить себя «черкесским» государством. Причём термин «черкесы» они понимали однобоко: «черкесы» ‒ это адыги, говорящие на адыгском языке.
Что может сделать Абхазия для черкесского мира? В моём понимании черкесский мир ‒ это мир языка, истории и культуры всех без исключения абхазо-адыгских народов (называю народы в алфавитном порядке): абазин, абхазов, адыгов, убыхов. Абхазия должна стать центром этого общечеркесского взаимодействия. На абхазах лежит, по моему глубокому убеждению, самая большая ответственность за стабильность братских народов. Причём эта стабильность эта касается не только самих народов, но и их языков, истории и культуры.
Каким я вижу Абхазию в качестве центра черкесского мира? Необходимо организовать в Абхазии курсы изучения абхазо-адыгских языков, летние школы и университеты абхазо-адыгской молодёжи; реанимировать убыхский язык; наладить теле- и радиовещание в рамках черкесского мира; нужно уже запускать спутниковое телевидение; обеспечить взаимодействие различных министерств и ведомств; решить вопросы организации льготного отдыха северокавказцев в Абхазии… И это всего-навсего несколько пунктов из возможных сотен полезных дел.
- Насколько я помню обсуждения, у нас не было даже консенсуса насчет того давать или нет гражданство этим людям. Как вам видится поиск этих консенсусов внутри абхазского общества?
‒ Слов нет, гражданами Абхазии по факту рождения являются все абхазы и абазины, независимо от того, где они родились. Никаких препятствий в предоставлении гражданства Абхазии не должно чиниться убыхам, которые остались не только без родины, но и языка. Убыхи ‒ не абхазы и не адыги. К кому они ближе по языку и генетике, пусть решают учёные. Здесь, в этом конкретном вопросе, не должно быть никаких спекуляций. Гражданами нашей страны, конечно же, могут быть и адыги, но только те из них, кто: 1) прибыл на Кавказ из горячих точек планеты; 2) относится к семьям добровольцев, отстоявших вместе с абхазами свободу и независимость своей страны; 3) представляет собою ценность для черкесского (абхазо-адыгского) мира. Не должно быть препятствий и для тех адыгов из Северного Кавказа, кто хотел бы переехать в Абхазию на постоянное место жительства. При этом первые пять лет таким людям можно предоставить лишь паспорт с видом на жительство. Думаю, что всем понятно, почему я предлагаю обеспечить их вначале лишь видом на жительство. Большинство претендентов на получение абхазского гражданства, получив его, не остаются жить в Абхазии. Наш паспорт им нужен для определённых целей. Если человек остался в стране в течение пяти лет, то ему необходимо предоставить гражданство Абхазии. Дети адыгов будут иметь возможность посещать курсы родного языка, но при этом они обязаны будут изучать в школе государственный абхазский язык.
- Насколько я могу понимать происходящее, Анкваб в свое время, когда возникли трения и вопросы по поводу олимпиады, и по поводу дороги, занял жесткую позицию. Можно ли сказать, что эта его политика нанесла вред абхазо-адыгским отношениям? Вообще, его период в этих отношениях запомнится только негативом, или были и светлые стороны?
‒ Политика, проводимая Анквабом в отношении Северного Кавказа, безусловно, нанесла определённый вред абхазо-адыгским отношениям. Но я не склонен переоценивать степень этого вреда. Несмотря ни на что, основная масса адыгов знает и всегда помнит о кровном и духовном родстве с абхазским народом. Как бы кто ни старался, никто не сможет расколоть единство абхазо-адыгских народов. Не стоит забывать и о том, что, несмотря ни на что, я и мои коллеги по проекту «Кавказ ‒ наш общий дом» активно проводим все свои задуманные мероприятия. Деятельность по сближению народов Абхазии и Северного Кавказа нами ни на день не прекращалась. И сейчас у нас немало задумок. Правда, их реализация напрямую зависит от степени поддержки со стороны нового руководства Абхазии.
- Вообще, я, когда общаюсь с представителями адыгской общественности и Адыгеи и КБР и не только, возникает ощущение, что в их обиде на Абхазию много чего-то личного. Не в том смысле, что кому-то не дали должности. А чего-то большего они ждут от государства. Вот где корни этих обид, претензий? Я имею в виду и Аскера Сохта, и во многом Ибрагима Яганова тоже.
‒ Вы правы, Антон. И меня не покидает то же ощущение. Корни обид и претензий? Отчасти я уже ответил на этот вопрос. В своё время мы обделили их вниманием. Помня о том, как возрождалось наше братство, сколько было позитивных эмоций и надежды, действительно, нетрудно разочароваться в том, что последовало за победой в 1993 году. Всегда легче победить в войне, нежели одержать победу в организации жизни после войны. Как известно, свято место пусто не бывает. Там, где ты прекращаешь действовать, может возникнуть движение с иной стороны. Официальные круги Абхазии, минимизировав связи с братскими республиками Северного Кавказа, получили то, что получили. Тем временем Грузия, встрепенувшись ото сна, использовала ситуацию в своих интересах и противопоставила часть адыгов Москве. Но мы с вами знаем, что этот временный успех, по сути, ничего полезного не дал Грузии. А связанные с Грузией организаторы антиабхазской истерии в интернете, получив неоднократные тумаки от своих же соотечественников - адыгов, вынуждены были успокоиться.
Вопросы задавал Антон Кривенюк, sukhum-moscow.ru
Абхазия политика и право Россия черкесы