Так, 6 сентября активисты организации, известной как «Предпарламент», провели акцию протеста против военных действий в Сирии рядом с посольством этой страны в Ереване. Конечно, возникает вопрос, почему возмущенные граждане не отправились после этого к американскому посольству – ведь, как известно, военные действия в Сирии, следствием которых стало уничтожение значительной части армянской общины (прежде всего в Алеппо), являются прямым следствием поддержки американцами и их союзниками вооруженных радикальных групп на территории этой арабской страны.
Не забывали общественные активисты, конечно, и о России, протестуя против присоединения Армении к Таможенному и Евразийскому экономическому союзам – соответствующая акция была организована 3 сентября, то есть в годовщину заявления президента Армении Сержа Саргсяна, объявившего курс на евразийскую интеграцию. Борцов против российского влияния и президента России Владимира Путина набралось не так много, и акция получилась не очень шумной. Более примечательным, в силу ряда причин, оказался так называемый «Марш мира», организованный в Ереване 8 августа и приуроченный к трехсторонней встрече в Сочи Владимира Путина, Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, поводом и причиной для которой стало резкое обострение ситуации вокруг Нагорного Карабаха, а также на армяно-азербайджанской границе.
Демонстрация мускулов, предпринятая официальным Баку, закончилась вполне предсказуемо, значительными потерями нападающей стороны. Не повторяя уже высказанные мнения, в том числе и на страницах «Ноева Ковчега», отметим в этой связи ряд заявлений, сделанных министром обороны Армении Сейраном Оганяном в ходе встреч со студентами Армянского государственного экономического университета?в начале сентября. Глава военного ведомства страны, в частности, отметил: «Благодаря героизму и самоотверженности наших военнослужащих мы сумели не только отбросить назад диверсионно-разведывательные группы противника, но и на нейтральной полосе смогли осуществить превентивные и упреждающие мероприятия. Это все благодаря грамотным действиям армянских командиров и военнослужащих». По оценке С. Оганяна, с которой трудно не согласиться, все это помогло главе государства выступить с более уверенных позиций на состоявшейся 10 августа в Сочи вышеупомянутой встрече президентов. Глава Минобороны также подчеркнул, что мощь армии состоит не в количественном ее преимуществе и вооружении, которым так любят кичиться лидеры соседнего государства: «В 1992-1994 гг. Азербайджан также обладал количественным преимуществом, превосходил нас и по количеству вооружений. Сейчас сложилась такая же ситуация. Однако без вмешательства третьих сил (на планете нет ни одной зоны конфликта, где не было бы третьих сил) армянские войска дают достойный ответ противнику благодаря боевому духу и преданности наших военнослужащих».
Патриотический порыв жарких августовских дней 2014 года, когда ветераны боевых действий, родители военнослужащих, общественные активисты сочли своим долгом отправиться на передовую, с тем чтобы поддержать находящихся там солдат и офицеров, стал важным фактором сплочения общества. Едва ли не впервые за последние годы в фокусе внимания оказались не сомнительные персонажи из светских тусовок или криминальных хроник, а настоящие герои – те, кто охраняет мир и покой не только Армении и Карабаха, а и, в известной мере, всего региона. Стоит еще раз напомнить, что армянские бойцы срочной службы столкнулись с профессионалами-спецназовцами, вылазки которых были, тем не менее, успешно отбиты…
На этом фоне весьма странными (хотя, с другой стороны, как никогда закономерными) кажутся попытки направить патриотические настроения армянского общества в псевдопацифистское и антироссийское русло. Именно этой задаче и был посвящен упомянутый «Марш мира», на котором стоило бы остановиться подробнее. Прежде всего, в силу технологичности подобного рода акций, выдающих умелую и натруженную руку организатора. Не будем идти далеко на Ближний Восток (хотя аналогии можно найти и там) и упомянем в этой связи так называемый «Марш мира» в Москве 15 марта этого года – в день, предшествовавший всенародному референдуму по изменению политико-правового статуса Республики Крым (очередной такой марш запланирован на 21 сентября). Выступая под украинскими националистическими лозунгами и по умолчанию оправдывая все действия новых киевских властей, пришедших к власти на волне государственного переворота, участники подобного рода акций становятся наглядным воплощением расхожей формулы «Мир – это война»…
Вот и немногочисленные участники ереванского шествия, проследовавшие от здания МИД через площадь Свободы к посольству России, не нашли ничего лучшего, нежели отстаивание идей ложно понятого пацифизма, густо приправленного откровенной русофобией. И дело вовсе не только в призывах к отставке президента России. Участники марша высказывали уверенность в том, что стрельба на линии соприкосновения и участившиеся диверсии со стороны соседнего государства связаны с «империалистическими» амбициями Москвы и мифическими «имперскими планами Кремля», направленными якобы на восстановление СССР. Например, по мнению правозащитника Микаела Даниеляна, Россия обладает имиджем страны, провоцирующей конфликты, и именно ей выгодна напряженность на армяно-азербайджанской границе, что якобы призвано отвлечь внимание «цивилизованного мира» от войны на Украине. Как говорится, чем грубее и примитивнее ложь, тем больше вероятности, что в нее поверят. Один из постоянных участников антироссийских акций, глава Ванадзорского офиса «Хельсинкской гражданской ассамблеи», обвиняет Москву в стремлении дестабилизировать ситуацию на Южном Кавказе – при этом, правда, так и не удосужившись объяснить, почему именно Кремлю это так необходимо, да еще и аккурат в момент введения очередной серии санкций со стороны ЕС и США.
Другой непременный участник антироссийских акций, бывший советский диссидент и кандидат в президенты, а ныне председатель партии «Объединение национального самоопределения» Паруйр Айрикян, основной свой обвинительный пафос обращает на политику все той же России, назвав президента Путина «рядовым представителем русского империализма, не первым и не последним»: «Установить мир при участии русских, Путина? Только идиот может мечтать о таком».
Традиционной составляющей «пацифистского» направления является вопрос о продаже Россией оружия Азербайджану. По их мнению, причиной агрессивного поведения Баку стала именно продажа наступательных вооружений российского (а не, например, израильского или турецкого) производства: «Ни одна страна не вооружает Азербайджан в таких объемах, как Россия, а значит, вина за происходящие диверсии в первую очередь лежит на России. Именно страна – сопредседатель Минской группе ОБСЕ и занимается разжиганием конфликта», – полагает Артур Сакунц. Подобного рода высказываний можно цитировать много, однако при этом никто из убежденных «борцов за мир» не вспоминает о том, сколько оружия предоставляет Россия Армении, причем не на коммерческой основе, а на основании Договора о военно-техническом сотрудничестве. «Мы изо дня в день расширяем военно-техническое сотрудничество, в особенности с нашими стратегическими партнерами, конкретно с Россией, и модернизируем вооружение», – отмечает министр обороны Армении.
Некоторые «миротворцы», убежденные в несовпадении национальных интересов наших стран – в лице, например, Агаси Енокяна, – призывают не искать в России союзника. По словам обозревателя интернет-издания «1.in» Егиазара Айнтабци, было бы наименьшим из зол, если бы, будучи де-юре союзниками, общество Армении де-факто понимало, что Россия на самом деле не является стратегическим союзником, а если и является, то ровно в той же степени, что США, Евросоюз или Иран: «Россия для Армении является союзником момента, «лотерейным» союзником, и если в данный момент ей это нужно, то она обеспечит безопасность Армении, а если нет, то Россия безопасность Армении выставит на международный или, по крайней мере, региональный аукцион, как она делала в разные исторические периоды». Главный редактор интернет-ресурса lragir.am прямо называет Россию «автором» последней эскалации, стремясь «доказать», что едва ли не исключительно «четкая и последовательная реакция западных держав» позволила, дескать, сорвать совместные планы Москвы и Баку. В общем, «Америка нам поможет!», а кто не согласен или задает вопросы – тот пособник «русских империалистов», точка зрения которого будет (и это в лучшем случае) наглухо блокироваться.
Своеобразной «кульминацией» деятельности ереванских «пацифистов» стало «заявление граждан» Армении, Азербайджана и других стран, призывавших прекратить стрельбу: «Мы, нижеподписавшиеся граждане Азербайджана, Армении и других стран, требуем от сторон нагорно-карабахского конфликта немедленно прекратить стрельбу и нападения на линии соприкосновения и армяно-азербайджанской границе. Мы требуем, чтобы одна из сторон, как шаг доброй воли, остановила стрельбу в одностороннем порядке и другая сторона затем сделала то же самое…» Думается, что данная инициатива является еще более непонятной и странной, нежели «Марш мира». В первую очередь потому, что имена нескольких десятков под ней подписавшихся (среди которых, к слову, немало представителей американских и британских структур), за исключением двух бывших послов США в Армении – Джона Эванса и Майкла Леммона, армянскому обществу мало о чем говорят. Это же относится и к нескольким лицам, которые представляют в данном списке Армению. Интерес в этом плане вызывает, по мнению армянских наблюдателей, разве что бывший сотрудник радиостанции «Голос Америки», а ныне представитель местной общественной организации «Многовекторная дипломатия» Арсен Харатян, являющийся одним из руководителей инициативной группы «Гражданский договор», которая активно продвигает мутный проект по продвижению оппозиционного политика Никола Пашиняна…
Конечно, в связи со всем вышеизложенным может возникнуть вопрос: зачем такое внимание к не очень большой группе людей – ведь таких псевдоборцов за мир по всей стране едва ли несколько десятков (а что касается Нагорного Карабаха, где, в отличие от Еревана, нет американского посольства, оно вообще исчезающе мало)? Однако сам факт того, что эта публика, действуя последовательно и системно, пытается активно влиять на общественное сознание, поневоле наводит на мысль о том, что кому-то патриотические настроения в обществе (объективно не имеющие антироссийской направленности) совсем не по нраву. В том числе и потому, что эти настроения представляют опасность для тех, кто прилагает значительные усилия для реанимации армяно-турецких протоколов, подписанных несколько лет назад в Цюрихе.
Конечно, патриотизм, имеющий целью сильное, способное себя защитить государство, представляет для некоторых сил несомненную опасность в контексте не только армянских, но и российских реалий. По одной простой причине – таким государством гораздо сложнее манипулировать, оно прекрасно осознает опасность, способно четко идентифицировать угрозы и действовать в соответствии не с навязанными «правилами игры», а на упреждение, как это было не только в Карабахе, но и, например, в Крыму в феврале – марте. Это вызывает откровенный испуг, пропагандистские истерики, введение незаконных санкций, стремление расколоть общество. Иначе чем объяснить наличие среди российских поклонников воинственных киевских властей столь значительного количества раскрученных медийных персон – журналистов, блоггеров, музыкантов, писателей и т.д.? Людей, готовых вольно или невольно под благородным предлогом «борьбы за мир» вызвать к жизни демонов не просто войны, но и самого неприкрытого геноцида.
…Сегодня ситуация на границах Армении и Нагорного Карабаха относительно спокойная – насколько, конечно, такое спокойствие возможно в условиях сохраняющегося военно-политического конфликта. К сожалению, не приходится сомневаться в том, что очередные попытки эскалации напряженности более чем вероятны – особенно на фоне традиционно непростой «политической осени» в Ереване и нелицеприятных оценок посреднической деятельности России, выдаваемых западными специалистами по Кавказу вообще и Карабаху в частности. Равно как и в том, что очередные «пацифисты» выйдут на очередные марши, символизируя стремление заинтересованных сил расколоть общество, посеять в нем зерна недоверия к защитникам государства. И чем меньше будет таких «пацифистов» – тем выше уровень духовного здоровья общества.