САММИТ В АСТРАХАНИ ЗАЛОЖИЛ ОСНОВУ НОВОГО ЭТАПА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА КАСПИЙСКОГО МОРЯ: ОБЗОР ПРЕССЫ АЗЕРБАЙДЖАНА (29 сентября – 5 октября 2014 г.)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Обзор прессы | 08.10.2014 | 10:00
Основное внимание азербайджанской прессы было сфокусировано на итогах Каспийского саммита в Астрахани. Заданный лидерами «каспийской пятёрки» тренд на прорывной характер результатов работы форума проявился в комментариях экспертов. Между тем, значительная часть испрошенных азербайджанскими печатными СМИ политологов выразила сдержанный оптимизм, что связано со сложными процессами в прилегающих к Каспию регионах.
Краткую справку по итогам работы саммита приводит агентство «Trend». По единогласному мнению всех сторон, форум на высшем политическом уровне стал поворотной точкой в переговорах по статусу Каспия. Произошло то, на что мало кто надеялся – странам «пятёрки» после многих лет переговоров удалось согласовать ключевые принципы правового статуса моря. Стороны договорились о принципах взаимодействия и подписали политическое заявление, которое предваряет заключение Конвенции о правовом статусе моря. Лидеры стран Каспия выразили убеждение, что окончательно согласовать указанную Конвенцию, а значит, уладить все остающиеся разногласия удастся к следующему саммиту в Казахстане в 2016 году. Предварительно уже достигнута договорённость о разделе Каспийского моря на две зоны – государственного суверенитета прибрежных стран (шириной в 15 морских миль) и рыболовства (10 миль). Но главным вопросом в течение 18 лет переговоров оставался вопрос разграничения акватории моря, а точнее раздел шельфа. И это неудивительно, ведь именно вопрос разграничения шельфа в конечном итоге определит долю доступа каждой прибрежной страны к углеводородам закрытого водоёма. Позиции Азербайджана, России, Казахстана по этому вопросу совпадают, так как каждая из стран может получить более 20% площади дна Каспия. На основании заявлений лидеров Азербайджана, России и Казахстана о том, что саммит в Астрахани стал прорывным, можно предположить, что именно этот вопрос стороны попытались решить на прошедшей встрече и добились определённого прогресса. Особняком здесь всегда стояла позиция Ирана, который продолжал настаивать на том, что национальной зоной страны является та, которой она обладала в бытность разделения Каспия между ней и СССР. Однако сегодня есть вероятность того, что при раскладе «четверо против одного» Тегеран смягчит позицию в обмен на экономические выгоды, предполагает «Trend».
Саммит в Астрахани заложил основу нового этапа определения статуса Каспийского моря, приводит слова заместителя министра иностранных дел Азербайджана Халафа Халафова газета «Эхо». Соглашение о биоресурсах предоставит всем пяти странам возможность более рационально их использовать. Вторым важным моментом саммита, на который указал замминистра, является достижение согласия по сотрудничеству в чрезвычайных ситуациях.
Политолог Расим Агаев обратил внимание на проявившееся впервые в работе Каспийского саммита единогласие по обсуждаемым вопросам. На удивление, было достигнуто согласие всех сторон по вопросу того, чтобы на берегах Каспия не появлялись международные силы и в вопросах региональной безопасности взаимодействовали только прибрежные государства, признался эксперт в беседе с изданием. Это гарантирует дальнейшее укрепление связей между странами Каспия, а также даёт определённые гарантии безопасности. Очень важно, чтобы в рамках «каспийской пятёрки» царила конструктивная атмосфера работы и взаимопонимание. Между Россией и Азербайджаном уже имеется определённое положительное сотрудничество в этом направлении. Две страны демонстрируют, как можно избежать противоречий при установлении новых отношений в рамках тех или иных проектов. Такого рода контакты должны быть налажены между всеми пятью государствами, заключил политолог.
После саммита в Астрахани эксперты с большей уверенностью предполагают, что эскалация на Ближнем Востоке, обострившиеся противоречия между Россией и Западом, не затронут безопасность Каспийского регион. Имеется твёрдая предпосылка к тому, что в будущем Каспий, весь прикаспийский пояс, не станут ареной ожесточённого противостояния, заявил в интервью агентству «Новости-Азербайджан» политолог Тофик Аббасов. В плане результатов саммит превзошёл все ожидания, считает эксперт. В наиболее актуальные на сегодня для стран региона вопросы Аббасов вывел поддержание безопасности. По его мнению, здесь восторжествовал единый подход. Лидеры государств решили, что в нынешних условиях нельзя допустить военного вмешательства в эту очень чувствительную зону внерегиональных держав. Это может сохранить стабильный режим в зоне Каспийского моря на долгую перспективу. Потому что в основном все обострения, конфликты, потенциальные риски появляются там, где есть разность подходов, есть неразрешимые вопросы, и в этом случае стороны прибегают к использованию силовых методов, приводит мнение политолога «Новости-Азербайджан».
С азербайджанской стороны возросший оптимизм по каспийской повестке просматривается и в экономической плоскости сотрудничества прибрежных стран. В дополнение к проекту железнодорожного кольца вокруг Каспия, из Баку звучат и другие идеи по углублению межгосударственных связей, которые приводит агентство «Новости-Азербайджан». Эксперты считают целесообразным реанимировать идею создания Прикаспийского экономического союза, что может придать качественный импульс расширению интеграционных связей между странами региона. В этом направлении свою позитивную роль сыграют транспортные коридоры «Север – Юг» и «Европа – Кавказ – Азия». Значимость последнего возрастёт с вводом в строй железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс. Одновременно с этим представляется целесообразным создание своего рода Хартии прибрежных органов местного самоуправления, а именно – сотрудничество муниципалитетов прикаспийских стран, непосредственно примыкающих к побережью моря.
Отношения стратегического партнёрства с Турцией заставляют азербайджанских комментаторов внимательно отслеживать действия Анкары на острие ближневосточных процессов. В войне против «Исламского государства» (ИГ), судя по всему, назревает перелом, отмечает портал «Day.az».
Парламент Турции разрешил вооружённым силам проводить операции за рубежом. С запросом на использование армии против боевиков ИГ в Сирии и Ираке ранее к парламенту обратилось турецкое правительство. Вступление Турции в военную операцию против радикальных исламистов, ведомую международной коалицией во главе с США, поддержал и президент страны Реджеп Эрдоган. Турция до последнего времени отказывалась присоединяться к антиджихадистской коалиции и ограничивалась лишь выражением политической поддержки военной операции против ИГ. Однако затем ситуация в регионе кардинально изменилась. Руководство страны объявило, что авиаударов по позициям воюющих в Сирии и Ираке радикалов, не имеющих ничего общего с исламской религией, недостаточно, и необходима полномасштабная наземная операция.
Смена позиции Анкары связана с рядом обстоятельств, переходит к анализу электронный ресурс. Во-первых, была разрешена проблема, ранее сдерживавшая прямое вовлечение Турции в войну против ИГ. Правительству Ахмета Давутоглу удалось освободить 49 сотрудников турецкого консульства в иракском Мосуле, попавших в плен к исламистам. Во-вторых, боевики ИГ вплотную приблизились к турецко-сирийской границе. Радикальные исламисты атакуют близлежащие к Турции районы, населённые преимущественно курдами. Регулярно поступают сообщения об обстрелах турецкой границы, в связи с чем в приграничные районы страны, ещё до принятия парламентом решения о вступлении в войну, была в большом количестве стянута военная техника. Наконец, чашу терпения Анкары переполнило вторжение боевиков ИГ на территорию находящейся в сирийской провинции Алеппо усыпальницы Сулейман Шаха, деда основателя Османской империи султана Османа I. В соответствии с договором от 1921 года, усыпальница является турецким анклавом на территории Сирии, где её охраняют турецкие военнослужащие. Вице-премьер Турции Бюлент Арынч заявил, что его страна считает своим правом защищать этот объект от любых угроз.
Между тем, дав согласие на присоединение к военной операции против ИГ, Турция, очевидно, преследует цели, связанные не только с противостоянием расширяющемуся влиянию радикальных исламистов непосредственно у своих границ, резонно предполагает «Day.az». Прежде всего, необходимо учитывать всё более обостряющийся для Анкары курдский вопрос. Обращает на себя внимание ужесточившийся тон руководства Рабочей партии Курдистана (РПК), требующего от Анкары принятия решительных мер против ИГ в турецко-сирийском приграничье. Лидер РПК Абдулла Оджалан, отбывающий пожизненное заключение в турецкой тюрьме, пригрозил, что мирные переговоры между его партией и Анкарой немедленно прекратятся, «если Турция позволит террористам «Исламского государства» безнаказанно убивать сотни курдов на территории Сирии неподалеку от границы».
Однако не угрозы со стороны РПК повлияли на решение Анкары вступить в войну с ИГ. Прекрасно осознавая заинтересованность США в создании ещё одной курдской автономии, теперь уже на сирийской территории, по иракскому аналогу, турецкие лидеры сочли необходимым присоединиться к коалиции, дабы предотвратить возможные негативные последствия очередной антитеррористической операции Запада для интересов Турции. В этом контексте, показательно выражаемое Анкарой намерение создать буферную «зону безопасности» на территории Сирии, что предполагает полномасштабный ввод в этот регион турецких войск. Турецкие стратеги, судя по всему, полагают, что подобная мера не только обезопасит саму Турцию от действий ИГ, но и не позволит РПК разместить свои базы в курдонаселённых областях Сирии. Несомненно, вступая в войну против ИГ, Турция предусматривает и достижение уже давно преследуемой ею цели – свержения режима сирийского президента Башара Асада. Расчёт, в частности, строится на том, что, ведя боевые действия на территории Сирии, будет легче взаимодействовать с силами, добивающимися смены власти в этой стране.
Перечисляя цели турецких властей, «Day.az» также не забывает упомянуть настороженное отношение к интервенционистским планам официальной Анкары со стороны ведущей оппозиционной партии. Руководство Народно-республиканской партии Турции убеждено, что президент Эрдоган и премьер Давутоглу втягивают страну в большую авантюру на территории чужого государства, с самыми непредсказуемыми последствиями для турецких интересов.
Любая региональная и международная площадка используется официальным Баку для донесения своей позиции по карабахскому конфликту. В этом отношении не стал исключением и саммит в Астрахани, и состоявшийся 2-3 октября в республике Международный гуманитарный форум. Азербайджан сталкивается с несправедливостью и двойными стандартами, применяемыми мировым сообществом при подходе к карабахской проблеме, заявил президент страны Ильхам Алиев, выступая на открытии Форума. Глава республики вновь указал на карабахский конфликт, как на самую большую угрозу региону, сообщает издание «Bakupost.az».
Тот же ресурс решил обратиться к вопросу предстоящего вступления Армении в Евразийский экономический союз. Как известно, прикаспийская республика с недавних пор взяла в правило не только представление Армении на всех межгосударственных площадках общения в качестве «агрессора», но и стала выражать сомнения в целесообразности вхождения соседней страны в евразийский интеграционный блок, предсказуемо связывая этот вопрос с карабахской проблематикой.
10 октября Армения должна будет фактически и документально подтвердить своё вступление в ЕАЭС, информирует «Bakupost.az». Впрочем, процедура уже несколько раз откладывалась, и экспертное сообщество, как в самой Армении, так и за её пределами, сходится во мнении, что подписание соответствующих документов в указанную дату может и не состояться. Времени остаётся мало, а вопросов, не снятых с повестки дня, много. В их числе, как считают армянские аналитики, возможность блокирования вступления республики в ЕАЭС партнёрами России по Союзу и влияние на процесс наличия нерешённого карабахского конфликта. Тем не менее, автор публикации считает «совершенно очевидным», что подписание документов о полноправном членстве Армении в ЕАЭС состоится. Не исключено, что оно будет в очередной раз отложено по «техническим причинам», но не более того. В любом случае, у «ереванского режима» ещё есть время «торговаться» с Россией, ведь ЕАЭС должен начать функционировать с 1 января будущего года, с сарказмом отмечает электронная газета.
Издание «Xalqqazeti» анализирует интервью завотделом общественно-политических вопросов администрации президента Азербайджана Али Гасанова агентству «АзерТАдж». Чиновник заявил, что отдельные организации направляют получаемые из-за рубежа миллионы грантовых средств на сомнительные цели, игнорируя при этом законные требования госорганов Азербайджана. Он также подчеркнул, что предпринимаемые меры, направленные на предотвращение противоправных действий, лишают «пятую колонну» выполнять поставленную им зарубежными кругами задачу по созданию внутри Азербайджана ситуации, которая служила бы рычагом давления на власти республики. По мнению Гасанова, именно это обстоятельство непосредственно послужило принятию Европарламентом резолюции, касающейся Азербайджана и высказыванию президента США Барака Обамы на собрании «Глобальной инициативы Клинтона» (CGI).
Развивая мысль официального Баку о происках западных партнёров, незаслуженно вменяющих в вину республике нарушения прав человека и попирание демократических свобод, газета подмечает следующую особенность. Самые остроэкспрессивные моменты «недопонимания» у Азербайджана возникают не с большинством стран, с которыми он успешно сотрудничает в различных областях, а, как правило, с заявляющими себя стратегическими партнёрами нашего суверенного государства странами, которые формируют глобальный климат мировой политики. Если сегодня на слуху термин «гибридная война», то не ровен час, когда может появиться и термин «гибридное давление». Принципы стратегического партнёрства подразумевают совпадающие внешние национальные интересы, приверженность подходам по защите территориальной целостности государств и невмешательства во внутренние дела друг друга, убеждено печатное издание. Большого сожаления достоин тот факт, что стратегические партнёры Баку время от времени не только зондируют слабые места у Азербайджана, но и грубо вмешиваются в его внутренние дела. Различные методы давления на республику – не что иное, как доходящие до нас раскаты войны между двумя мировыми системами управления, приходит к выводу «Xalqqazeti».
2 октября стал тяжёлым днём для главы внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльмара Мамедьярова, делится своими впечатлениями информационно-аналитический портал «Haqqin.az». Группа азербайджанских политэмигрантов устроила акцию протеста на пленарном заседании ПАСЕ в Страсбурге во время выступления главы МИД республики. Активисты в ложе зала скандировали: «Свободу политзаключённым Азербайджана!». После того как глава ПАСЕ Анн Брассёр попросила протестующих соблюдать тишину, акция продолжилась в безмолвной форме: одетые в красные футболки с изображениями политзаключённых, политэмигранты вскинули руки. Сама Брассёр, перед тем как предоставить слово Мамедъярову, пожелала услышать объяснения о происходящих в стране процессах. При этом она отметила, что имеет в виду аресты активистов. Председательствующая сказала, что на прошлой неделе была в Азербайджане и встречалась с некоторыми из арестованных. В Азербайджане есть серьёзные проблемы с соблюдением стандартов Совета Европы и, в частности, в области независимости суда, обеспечения свободы собраний, выражения мнений, констатировала Брассёр.
Однако Мамедъяров парировал подобную критику, акцентировав внимание на деятельности Совета Европы в период председательства Азербайджана (продлится до ноября текущего года). Примечательно, что, говоря о событиях в Украине, министр ни разу не упомянул Россию, негодует электронное издание.
Тем не менее, проблему прав человека в Азербайджане подняли депутаты ПАСЕ. Роберт Бедрон, в частности, поинтересовался, почему налоговым проверкам подвергаются независимые НПО, но это не касается правительственных фондов. На вопрос Тини Кох, почему после обещания азербайджанских властей провести «круглый стол» на тему политзаключённых, в Азербайджане произошли новые аресты, а мероприятие так и не состоялось, Мамедъяров ответил, что, поскольку были летние каникулы, форум пришлось отложить, и что после праздника Курбан байрам обязательно начнётся работа в этом направлении. В заключение министр заявил, что в Азербайджане нет политзаключённых, а все перечисленные в ходе слушаний в ПАСЕ люди были арестованы за реальные преступления, пишет «Haqqin.az».
Азербайджан дипломатия Евразийский Союз Иран Каспий политика и право Россия