ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ БУДУЩЕЕ ГРУЗИИ
Публикации | Георгий ВЕКУА (Грузия) | 06.10.2014 | 12:00
На постсоветском пространстве продолжается формирование межгосударственных структур, которые постепенно расширяют глубину и географический охват интеграционных процессов между странами. После создания Таможенного союза на очереди встал вопрос полноценного функционирования Евразийского экономического союза. Ожидается, что 10 октября в Минске пройдут переговоры, во время которых решится вопрос о принятии в ЕАЭС Армении и Киргизии. Таким образом, если все пройдет нормально, в составе этого интеграционного объединения будет уже пять стран-участников.
Видимо, подобное развитие событий не устраивает многих в мире. Используя события на Украине как предлог, западные страны под нажимом США и Великобритании стали вводить все новые и новые финансовые и экономические санкции против России. Одна из главных целей при этом – затруднить и задержать формирование полноценного экономического объединения на постсоветском пространстве, которое поможет решению экономических проблем постсоветских стран.
После распада Советского Союза экономические связи бывших советских республик постепенно ослабевали. Западные финансовые институты осуществляли специально нацеленные программы «помощи» отдельным постсоветским странам, которые приводили к уничтожению местной промышленности и их превращению в потребителей импортной продукции. В результате этого налаженные десятилетиями кооперационные связи между предприятиями рушились. Экспорт снижался, а импорт рос. Особенно четко это заметно на примере таких стран, у которых нет энергоресурсов для экспорта.
Например, в Грузии уже почти 20 лет импорт хронически превышает экспорт, причем в последние годы дефицит внешней торговли превысил 5 млрд. долларов в год. Если взять структуру внешней торговли Грузии, основной объем импорта приходится на страны ЕС и Турцию (48%), откуда в основном идут товары широкого потребления, машины и оборудование. Из стран СНГ импортируется лишь 24% товаров. Основной объем в них занимают энергоносители. Наоборот, в структуре экспорта страны СНГ занимают 53%, а страны ЕС и Турция – лишь 29%. При этом основная статья грузинского «экспорта» – реэкспорт подержанных машин западного производства в Армению и Азербайджан. Продукция грузинского агропрома почти полностью экспортируется в Россию и другие постсоветские страны.
Из этих цифр видно, что торговля Грузии с Турцией и странами ЕС носит неравноправный и структурно перекошенный вид: Грузия является рынком сбыта товаров и оборудования из этих стран, а взамен направляет лишь сырье – марганец, медь, золото, а также удобрения. Экспорт из Турции и ЕС в Грузию превышает импорт из Грузии почти в пять раз. Аналогичное соотношение для стран СНГ составляет 1,28, то есть превышение импорта над экспортом составляет всего 28% (данные за первые 7 месяцев нынешнего года). Как видно, даже при заявленном Тбилиси намерении присоединиться к НАТО и ЕС, именно торговля с постсоветскими странами поддерживает экономику Грузии.
Западные страны сделали все, чтобы Украина не участвовала в интеграционных проектах на территории СНГ. Более того, подписание Соглашения об ассоциации Украины и ЕС прямо угрожает экономическим интересам России и стран ТС, так как дает возможность попадания на российский рынок дешевой продукции из Европы. То есть Украина не только не становится частью Евразийского экономического союза, но начинает угрожать экономической безопасности восточных соседей.
Несмотря на это, интеграционные процессы на постсоветском пространстве имеют шанс стать устойчивыми и успешными, если будет преодолен ряд проблем. Среди них можно отметить националистические настроения в ряде стран, которые подогреваются извне и оказывают влияние на официальное руководство того или иного государства. Если не будет политической воли к интеграции – одни только экономические мероприятия недостаточны для создания мощного регионального объединения, хотя бы отдаленно сравнимого по своим показателям с тем же Европейским союзом.
Опыт и история показывают, что самое трудное – начать процесс. Начальные этапы всегда оборачиваются наслоением многих трудностей, что может привести к утрате политической воли со стороны элит государств, участвующих в интеграционных процессах. Поэтому важно, чтобы новое объединение уже вскоре после его создания показало бы ощутимые и осязаемые результаты хотя бы в некоторых отраслях и сферах. Это даст важный политический и психологический импульс всему процессу и может стать определенным притягательным фактором для других стран, которые пока не участвуют в экономической интеграции.
Для Грузии в этом смысле показательным фактором будет ситуация в Армении, которая имеет серьезные шансы на присоединение к ЕАЭС. За последние 10-15 лет Грузия и Армения движутся разнонаправленными курсами: Грузия в сторону т.н. евроатлантической интеграции, а Армения больше ориентируется на постсоветские объединения, которые создаются с участием России. Несмотря на то, что евроатлантическое пространство имеет намного более высокий совокупный экономический объем и уровень жизни, чем ставшее объектом его экспансии пространство постсоветское, сравнение экономических и других показателей Грузии и Армении не отражает этого факта.
Грузия имеет выход к Черному морю, морские порты, политическую и экономическую поддержку со стороны США, ЕС, МВФ, Всемирного банка и иные преимущества. Армения находится в полублокаде со стороны двух соседних стран, с юга пролегает граница с Ираном, который находится под жесткими финансовыми и экономическими санкциями тех же западных стран. Доступ к российской территории также ограничен для армянской экономики, например нет железной дороги до России и т.д. Тем не менее показатели экономического, социального и гуманитарного развития Армении за последние 10 лет ничуть не уступают аналогичным показателям Грузии. Более того, ВВП Армении на душу населения в последние годы не намного, но все же превышал показатель Грузии (данные МВФ).
В случае если присоединение к ЕАЭС благотворно скажется на экономике Армении, хотя бы на нескольких ключевых отраслях, то этот факт не останется незамеченным в Грузии. Как известно, она недавно подписала договор об ассоциации с ЕС, который еще не заработал в полную силу. Ближайшие годы покажут, сможет ли страна получить какую-нибудь серьезную выгоду от ассоциации с Евросоюзом. Пока что такой перспективы не просматривается, тем более учитывая возможное осложнение экономических отношений с Россией, которая стала главным рынком сбыта грузинской аграрной продукции. Заметим, это произошло менее чем за год после открытия российского направления для грузинских производителей.
Б. Иванишвили, являвшийся тогда премьер-министром Грузии, то ли всерьез, то ли ради красного словца заявил, что Грузия будет наблюдать за всеми интеграционными процессами, которые протекают вокруг нее. И если страна увидит, что ей интересно сближение с каким-либо из этих объединений, то «почему бы и нет», заметил он. Грузинские политики тогда поспешили «пояснить» слова премьера в том смысле, что Иванишвили не имел в виду отказ от евроатлантической ориентации, которая «неизменна и незыблема». Сам премьер тоже выступил с подобными разъяснениями. Но то, что удачная эволюция постсоветских интеграционных процессов окажет определенное влияние на Грузию, не подлежит сомнению.
Особенно в свете того, что односторонняя ориентация на Запад не приносит южнокавказской стране никаких особых дивидендов – ни в экономической сфере, ни в отношении позитивных подвижек в территориальных конфликтах, ни в других сферах. Более того, из-за существующего курса возникают новые проблемы и вызовы для Грузии, которые все труднее решаются. Эти проблемы включают «ползучую исламизацию» ряда регионов Грузии, насаждение чуждых для общества культурных традиций и пр. Здоровая часть грузинского общества должна будет обратить больше внимания на эти вызовы, которые грозят самим основам существования грузинского государства и народа.
Грузинское руководство стремится всемерно приблизить страну к Североатлантическому альянсу. В июле с.г. со спецпредставителем генерального секретаря НАТО Дж. Аппатураем встретился президент страны Г. Маргвелашвили
Судя по некоторым акциям последнего времени, осознание реалий до некоторой степени происходит. Так, накануне саммита в Уэльсе 4-5 сентября в шести городах страны состоялись акции протеста против вступления страны в НАТО и за ее присоединение к Евразийскому союзу. Организатором акций, прошедших под лозунгом «Нет – НАТО!», выступила коалиция неправительственных организаций «Евразийский выбор – Грузия». Даже согласно опросам американского NDI, сторонником интеграции страны в Евразийский союз является каждый пятый житель страны. Можно предположить, что в реальности таких людей еще больше.
Конечно, несмотря на меняющиеся общественные настроения, инерция «евроатлантического выбора», в том числе в экономической сфере, является достаточно сильной. Однако в случае успеха евразийских интеграционных инициатив, способных позитивно повлиять на неспокойный Кавказский регион, ситуация может начать меняться к лучшему.
По материалам: Ритм Евразии
Армения Грузия Евразийский Союз экономика