КАСПИЙСКИЙ ВЕКТОР
Публикации | Максим ВОЛЬФ | 05.10.2014 | 15:55
Президенты сразу пяти прикаспийских государств собрались 29 августа в Астрахани, где подписали политическое соглашение, которое ляжет в основу будущей Конвенции о правовом статусе моря. Встреча оказалась не только знатной, но и очень результативной. После совместного заявления глав государств регион взбодрился и преобразился в глазах наблюдателей и обозревателей, которые оценили его новый экономический потенциал, а также перспективы развития.
Встреча лидеров в таком формате – хоть и регулярное явление, но не частое. В первый раз главы государств пяти стран собрались за общим столом в 2002 году, второй – в 2007 году. В 2010 году в Баку состоялся третий Каспийский саммит, а спустя четыре года они снова собрались уже в Астрахани. На последней встрече в Азербайджане, которую сами президенты называли прорывной, удалось договориться о национальной морской зоне шириной 25 миль от берега. Правда, определить экономическую зону тогда не удалось. Стало очевидно, что данный вопрос будет фигурировать в повестке дня астраханской встречи. От того, смогут ли лидеры стран договориться или нет, зависела судьба другого важного документа – Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, подписание которого должно состояться на следующем саммите в столице Казахстана.
Как отметил российский президент Владимир Путин, в Астрахани переговоры носили сложный характер, но странам удалось сблизить «позиции по ключевым аспектам деятельности прибрежных стран Каспия». Глава Российского государства не стал полностью раскрывать карты, но известно, что перед началом астраханского саммита фигурировала формула «слоеного пирога». Согласно ей на море появится 25-мильная зона, состоящая из 15-мильной зоны государственного суверенитета и 10-мильной экономической зоны (рыболовной зоны).
Такой подход позволит снять противоречия между государствами, поскольку большая часть акватории моря остается в общем пользовании, а с другой стороны, страны-недропользователи закрепляют за собой богатые месторождения на море. Как отметил В. Путин, данные принципы зафиксированы президентами в политическом заявлении, «которое станет краеугольным камнем Конвенции». «Благодаря всему этому теперь исключаются недоразумения или какая-то напряженность в межгосударственных отношениях, которые раньше могли появляться из-за разного толкования режима каспийских вод», – заметил российский президент.
По его словам, совпадение позиции государств подводит черту под 18-летним переговорным периодом. Правда, урегулировать все вопросы полностью не удалось. Но это обстоятельство не снизило тонус оптимизма на прошедшем саммите. Как сказал казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев, итоги встречи «придадут совершенно новый импульс для того, чтобы идти к главному документу – Конвенции о правовом статусе Каспийского моря». Ожидается, что лидеры прикаспийских государств подпишут его через два года в Астане. До этого момента будет идти кропотливая работа по подготовке документа на основе тех принципов, которые были зафиксированы в Астрахани. Главное, что сложный этап уже пройден, о чем, не лукавя, говорили президенты.
«Полностью присоединяюсь к своим коллегам, которые считают этот саммит прорывным, – сказал российский лидер. – Это так и есть, мы договорились о принципах взаимодействия, решения основных вопросов взаимодействия на Каспии и закрепили их в соответствующем заявлении. Это действительно прорыв»
Вместе с тем формат встречи оказался шире. В Астрахани наряду с правовым статусом Каспийского моря поднимали вопросы устойчивого развития региона, которые включали в себя экономическое сотрудничество, защиту экологии, укрепление безопасности. Так казахстанский лидер предложил партнерам по Каспию рассмотреть возможность создания в регионе зоны свободной торговли, которая сблизит суверенные экономики. «Вместе с тем еще до урегулирования правового статуса Каспия можно заложить основу для экономического взаимодействия. Предлагаю рассмотреть предложение о создании каспийской зоны свободной торговли», – отметил Н. Назарбаев.
Проблема носит актуальный характер для всех стран региона. Наглядный пример иллюстрирует взаимная торговля Казахстана и Азербайджана, которая никак не может преодолеть отметку в 500 млн. долларов, несмотря на то что главы обоих государств – Нурсултан Назарбаев и Ильхам Алиев – поставили задачу увеличить ее. Воз и ныне там. Хотя обе страны являются соседями по Каспию и крупными экономиками региона, рост торгового оборота незначительный, а иногда сопровождается падениями.
Предложение казахстанского лидера не стало сюрпризом саммита. Во-первых, он известен своими интеграционными проектами на постсоветском пространстве. Тенденция добралась и до Каспия. Во-вторых, есть объективные причины: слабые экономические связи между странами региона. А это чревато проблемами. Так, большинство государств существует за счет добычи и продажи энергоресурсов Каспия, что далеко не эффективная модель развития. Она оказывает давление на экологию региона и на социальную сферу. С одной стороны, бурное развитие нефтегазовой отрасли ведет к росту неравенства среди населения, т.к. она является высокодоходной сферой. С другой стороны, отрасль ограничена в создании дополнительных мест и трудоустроить всех нуждающихся не может.
У экономической проблемы есть и оборотная политическая сторона. Прежде всего, низкие экономические связи между странами региона делают их менее зависимыми друг от друга. Поэтому напряженность или конфликтная ситуация может вылиться в острое противостояние.
И наконец, чрезмерное увлечение добычей энергетических ресурсов ведет к тому, что получаемые здесь нефть и газ самим прикаспийским государствам становятся ненужными. Главные потребители этой продукции – Европа и Китай. В итоге получается странная картина: основные торговые партнеры стран региона – государства дальнего зарубежья. Такое положение ведет к тому, что Каспий оказывается в орбите интересов третьих стран, усиливает здесь позиции Китая и Европы. А это не на руку России, да и другим государствам региона. Единственный выход заключается в диверсификации региональной экономики. Неудивительно, что российская сторона поддержала проект строительства вокруг Каспийского моря «кольцевой» железной дороги, которая призвана не только объединить страны, но и увеличить между ними грузопассажирский поток.
«Многосторонние проекты требуют помимо финансового обеспечения значительной и постоянной организационной поддержки, – отметил В. Путин. – Поэтому договорились с партнерами подумать над возможностью создания пятисторонней структуры, которая занималась бы соответствующими вопросами».
Потенциал для экономического сотрудничества на Каспии есть, и он большой. В регионе проживает 15 млн. человек. Ко всему прочему импульс может дать нефтегазовая отрасль, которая закачивает деньги в экономики региона. А это значит, что у местного населения будет платежеспособный спрос на местную продукцию. Правда, для этого нужно все-таки развивать смежные отрасли национальных экономик, смотреть на проблему шире и мыслить глобально.
«Естественно, этими (существующими и создаваемыми транспортными. – Ред.) путями связаны российские торговые пути. Мы создаем все необходимые условия для превращения территории страны (Казахстана. – Ред.) в крупнейший евразийский, деловой транзитный хаб», – сообщил на встрече Н. Назарбаев.
Как показал астраханский саммит, в регионе меняется самооценка и мышление, что само по себе является позитивной тенденцией. А о доверительных отношениях говорит тот факт, что в Астрахани не избегали поднимать чувствительные темы, касающиеся военной сферы. Так, знаковым событием на саммите стала договоренность лидеров стран региона о том, что иностранным военным базам в акватории моря – не место.
«Право пребывания на Каспийском море имеют вооруженные силы исключительно прибрежных стран, такой режим сложился здесь исторически, и мы не собираемся его менять», – заявил по итогам саммита президент России.
Об этом разговоры велись все последние годы и принципиальных разногласий между партнерами по региону не наблюдалось. Правда, на саммите в Астрахани прозвучали ноты опасения. «Мы должны отказаться от гонки вооружений в Каспийском море», – отметил иранский лидер Хасан Роухани. Правда, он не уточнил, чем продиктовано такое заявление.
Но, говоря о ситуации на Каспии, действительно нельзя не заметить тренда последних лет: в регионе наблюдалась латентная милитаризация. Причем динамику задавала Россия, которая в последние годы активно перевооружает свою армию. Тенденция коснулась Каспийской флотилии, где на смену морально устаревшим советским кораблям поступила новая техника. В то же время возможности других стран провести модернизацию своего флота ограничены. Так, Казахстан может самостоятельно строить лишь катера водоизмещением в 200 тонн. Лучше ситуация у Ирана, остальным же государствам приходится приобретать военные суда за рубежом. Однако для всех очевидно, что тратить бюджетные средства на вооружение не эффективно, лучше деньги инвестировать в экономику или социальную сферу, т.е. вкладывать в развитие региона.
Впрочем, говорят эксперты, одна из причин, которая подстегивала «гонку вооружения», заключалась в неопределенном статусе Каспийского моря. Государства региона стремились защитить свои энергетические интересы. Поэтому не исключено, что Астраханский саммит, а в перспективе подписание самой Конвенции в Казахстане умерят опасения политического и военного истеблишмента региона.
А пока стороны сделали шаг по укреплению мер доверия в сфере безопасности. По итогам встречи в Астрахани они подтвердили готовность соблюдать «согласованные меры доверия в сфере военной деятельности в духе предсказуемости и транспарентности в соответствии с общими усилиями по упрочению региональной безопасности и стабильности».
В целом Астраханский саммит стал на самом деле прорывным. Стороны обсудили ключевые проблемы межгосударственного сотрудничества. Кроме политики, экономики и безопасности, лидеры стран затронули еще защиту окружающей среды, а в общем и целом – вопросы устойчивого развития региона.
Во время прогулки по набережной Волги президенты вместе нажали символическую кнопку у бассейна с молодыми осетрами, и рыба ушла в реку. Эта церемония призвана продемонстрировать значение, которое главы «каспийской пятёрки» уделяют сохранению биоресурсов Каспия
И хотя за полями встречи остались отдельные проблемы, они носят не столь существенный и принципиальный характер для прикаспийских государств и будут решаться в процедурном порядке.
По маериалам: Ритм Евразии
Азербайджан дипломатия Иран Каспий коммуникации политика и право Россия