РОЛЬ РЕЛИГИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Анзор ОСТАХОВ | 11.09.2014 | 00:00
Современная Россия, как и многие другие страны мира, столкнулась с очень серьезной проблемой, угрожающей ее национальной безопасности, а самое главное – жизни ее граждан. Этой проблемой является исламистский терроризм, который многие люди называют «чумой XXIвека». Данное название лучше всего отражает высокую степень опасности этого явления для общества.
Идеологической основой исламистского терроризма выступает салафизм (ваххабизм) – мусульманское течение, выступающее за возвращение к изначальному чистому исламу, существовавшему во времена пророка Мухаммеда и первых трех поколений его последователей (т.н. путь «праведных предков»). К числу основных догматов салафизма относятся абсолютная вера в единого Бога (таухид), следование пути «праведных предков» (саляфов), признание только Корана и Сунны, отрицание любых новшеств и примесей в исламской религии (бида), отрицание таклида – следования какой-либо одной исламской богословской школе (мазхабу), отрицание суфизма и тариката, запрет на паломничество к могилам святых. Отсюда главной задачей салафитов является борьба за очищение ислама от чуждых примесей, привнесенных извне и основанных на культурно-исторических и этнических особенностях различных мусульманских народов.
Но наибольшее внимание привлекают «орудия» этой очистительной борьбы, составляющие основу салафитского арсенала. В духовной сфере к их числу относятся извращение образа праведного мусульманина, искажение содержания понятия «неверный», извращение идеи джихада и радикальное отрицание всех инакомыслящих позиций. В реальной жизни этими орудиями являются натравливание детей на их родителей из-за религиозных несогласий, вымогательство крупных денежных средств у предпринимателей под различными исламскими лозунгами, убийство мусульманских священников и любых инакомыслящих, которые осуждают или грамотно опровергают салафитское учение, убийство представителей государственных органов власти и правопорядка, теракты с массовым убийством простых и невинных мирных жителей, использование смертников (шахидов) для их осуществления. Интересно то, что салафиты, с помощью манипуляций выдержками из Корана и Сунны, умудряются идеологически обосновать и даже оправдать свою неоинквизиторскую деятельность. Это приводит к тому, что в глазах определенных кругов молодежи они предстают некими борцами за веру и справедливость, а не экстремистами и террористами.
Естественно возникает вопрос: что на самом деле говорят по этому поводу священные писания ислама (Коран и Сунна), которые салафиты признают единственными и непререкаемыми источниками знаний? При внимательном чтении Корана и Сунны всплывает множество аятов и хадисов, которые недвусмысленно характеризуют выше описанную методику салафитов как нечестивую и богопротивную. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
1) При создании своей идеологии салафиты опираются на следующий метод: вырезка нужных цитат из контекста священных писаний, их радикальное толкование и конструирование на их основе экстремистских лозунгов с религиозной окраской. Хотя в Коране есть аят, запрещающий такую методику: «Разве вы станете веровать в одну часть писания и не будете веровать в другую? Нет воздаяния тому из вас, кто делает это, кроме позора в жизни ближайшей, а в день воскресения они будут преданы самому жестокому наказанию!» (1)
2) Салафиты исказили образ праведного мусульманина, создав для него новую модель поведения: главное, что надо делать, это постоянно молиться, отпускать бороду без усов, носить белую одежду и специальный головной убор, изолироваться от внешнего мира и не принимать его культуры, отрицать и критиковать все противоречащее «чистому» исламу и т.д. Хотя тексты Корана четко указывают на то, что основным признаком праведности мусульманина являются его дела и поступки, а не внешние атрибуты: «Вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; к родителям – благодеяние, и к родичам, и сиротам, и беднякам. Говорите людям хорошее, выстаивайте молитву, приносите очищение». (2) К тому же эти дела должны быть справедливыми и благородными: «Повелел Господь мой справедливость». (3) Помимо этого есть много аятов, где прямо говорится, что правоверный должен проявлять щедрость к близким, сиротам, беднякам, путникам и вообще к любому просящему, быть отзывчивым на их просьбы, быть великодушным и прощающим обиды, а самое главное – не творить зла и не обижать людей. (4)
Аналогичное мнение выражают и хадисы. Согласно хадису №1511 из книги выдающегося мухаддиса Ибн Хаджара аль-Аскаляни «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам» (далее «Булуг аль-Марам»), Пророк Мухаммед, затрагивая вопрос о праведном поведении мусульманина, сказал: «Раб Божий не уверует до тех пор, пока не пожелает для своего соседа или брата того же, чего он желает для самого себя». (5) Также, согласно словам Пророка, правоверный должен в первую очередь обратить внимание на самого себя, а не судить окружающих его людей: «Благословен тот, кто предпочитает задумываться над собственными недостатками, нежели искать недостатки у других людей». (6) Те же самые принципы отражены в книге имама Ан-Навави «Сорок избранных хадисов», где в хадисе №14 приводится следующее высказывание Пророка: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя». (7)
Описанные выше идеи дублируются и в других хадисах: из книги Ан-Навави – хадисы №11, №12, №17, а из книги Булуг аль-Марам – хадисы №1438, №1476, №1528.
3) Особенностью идеологии салафитов является негативное отношение к приверженцам традиционного ислама, иудаизма и христианства, которые расцениваются ими как люди, сошедшие с пути «праведных предков». А некоторые радикальные салафитские течения считают их «неверными», т.е. врагами. Однако священные тексты Корана опровергают данный тезис.
Во-первых, во многих аятах под «неверными» обозначают многобожников, т.е. язычников-идолопоклонников, но никак не иудеев и христиан, поклоняющихся единому Богу; эти религии были созданы Аллахом и существуют по его воле. Сам Пророк Мухаммед во время проповедей часто говорил, что целью его деятельности является довершение неоконченной миссии Иисуса Христа. Пророк Иса занимает очень важное место в исламской картине мира, согласно которой перед концом света наступит эпоха страшного нечестия и неверия, когда люди погрязнут в грехе. Тогда появится Даджаль (Антихрист), который установит свое порочное царство и после сорока дней, собрав огромную армию, начнёт войну против всех отвернувшихся от него людей. В этот момент с небес явится пророк Иса и сокрушит Даджаля, покончив с его царством греха. Затем он объединит весь мир под единым владычеством и на основе единой религии ислама, устроив рай на земле, который продлится 40 лет. По истечении этого срока, архангел Исрафил протрубит в свою трубу и настанет час Страшного суда, когда Аллах лично будет судить всех живых и мертвых людей за их деяния. Здесь уже большую роль будет играть пророк Мухаммед, заступничество которого позволит смягчить участь грешника или даже побудить Аллаха простить его.
Во-вторых, тот факт, что одни народы исповедуют одну религию, а другие – другую, это то же воля Всевышнего: «Это – народ, который уже прошел; ему – то, что он приобрел, и вам – то, что вы приобрели, и вас не спросят о том, что делали они». (8) Та же самая идея отражена и в суре 109:6: «У вас – ваша вера, и у меня – моя вера!» (9) Даже существование язычников является волей Аллаха и праведный мусульманин не должен ругать их богов: «Если бы захотел Аллах, они не придавали бы Ему сотоварищей. Мы не делали тебя хранителем их. И ты над ними не надсмотрщик. Не поносите тех, кого они призывают помимо Аллаха, а то они станут поносить Аллаха из вражды без всякого знания. Так разукрасили Мы всякому народу его дело!» (10) Но ваххабиты, почему-то, не придерживаются этого коранического указания.
4) Большое внимание салафиты уделяют джихаду, превращая его в основное средство «очищения» ислама. Стоит отметить, что они извращают традиционные основы этого понятия. Классическое понятие «джихад» далеко выходит за рамки священной войной и основано не на насилии. В переводе с арабского (الجهاد) данное слово означает «усердие» или «усилие», но никак не военные действия, которые обозначаются совсем другими словами – «харб» («война») и «киталь» («сражение»). На самом деле, джихадом в исламе является усердие на пути Аллаха, которое в первую очередь выражается в борьбе со своими собственными пороками, а потом уже в усердной деятельности по устранению социальной несправедливости, наказанию преступников, распространению исламской религии и ведению войны с агрессорами. При этом, согласно одному из высказываний Пророка Мухаммеда джихад делится на два рода – большой и малый.
Главным является большой джихад – духовная борьба, при которой мусульманин борется со злом и дьявольщиной в самом себе с помощью самодисциплины и преодоления своих пороков (гнева, жадности, ненависти, зависти, гордости, злости), что позволит ему следовать прямой воле Аллаха и стать истинным правоверным. При этом, большой джихад включает в себя несколько видов джихада: «джихад сердца» – индивидуальная борьба со своими собственными недостатками и пороками, т.е. нравственное самоочищение личности; «джихад языка» – поощрение праведных благородных дел и запрещение порочных действий; «джихад руки» – наказание злодеев и правонарушителей. На втором месте находится малый джихад («джихад меча» или «газават») – вооруженная борьба, направленная на защиту мусульман от напавшего неприятеля.
У салафитов, в отличие от традиционного ислама, на главном месте стоит малый джихад, т.е. «священная» война, которая, на самом деле, не имеет никаких признаков святости, ибо ведется с явным и бесстыдным нарушением всех норм исламской военной этики.
Во-первых, «очистительный» джихад ваххабитов часто направлен против обычных мусульман, придерживающихся традиционного ислама. С точки зрения Сунны это категорически неприемлемо. По этому поводу в хадисе № 1488 из книги «Булуг аль-Марам» есть слова Пророка Мухаммеда: «Оскорбление мусульманина является беспутством, а сражение с ним является неверием». (11)
Во-вторых, в случае успеха салафитский джихад, как показывает практика, приводит к социальной анархии и хаосу с массовым кровопролитием. Хотя это запрещено Кораном: «Не производите расстройства на земле после устроения ее». (12)
В-третьих, ваххабитский джихад носит агрессивный характер и нацелен на расширение территории ислама. Тогда как на самом деле, классический джихад представляет собой оборонительную войну, ведущуюся мусульманами в случае нападения на них «неверных»: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, – поистине, Аллах не любит преступающих!». (13) Наряду с этим, согласно Корану, нельзя использовать джихад в качестве средства насильственного обращения людей в исламскую веру: «Нет принуждения в религии». (14)
5) Наибольший интерес вызывает не сама идея джихада у салафитов, а средства, с помощью которых они претворяют его в жизнь. Они не соответствуют нормам как общечеловеческой, так и исламской морали, хотя ваххабиты не стесняются оправдывать их с помощью религии. Одним из этих средств является вымогательство крупных денежных средств у предпринимателей под различными исламскими лозунгами, что имеет место в Дагестане и Кабардино-Балкарии. С позиций Корана это аморальное действие категорически запрещено: «О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их». (15)
6) В настоящее время на поверхность всплыло еще одно средство «очистительной» борьбы салафитов – натравливание детей на их родителей под предлогом расхождения в религиозных взглядах. С точки зрения классической мусульманской морали это является жутким святотатством, ибо родители в исламе покрыты ореолом святости и неприкосновенности. В хадисе №1262 из книги «Булуг аль-Марам» описывается история, когда к Пророку пришел юноша с просьбой позволить ему принять участие в джихаде, на что Мухаммед ответил: «Ступай к ним (родителям – А.О.) и попроси у них разрешения! Если же они не позволят тебе, то будь добр к ним. Позаботься о них, и это будет твоим джихадом». (16)
7) Другим средством салафитского джихада, особенно на Северном Кавказе, выступают убийства мусульманских священников, инакомыслящих и представителей государственных органов власти и правопорядка. Хотя в священных писаниях ислама убийство людей расценивается как грех. Так, например, согласно хадису №1158 из книги «Булуг аль-Марам» Пророк Мухаммед сказал: «Первым, о чем люди будут спрошены в день воскресения, будет пролитая кровь». (17) Согласно хадису №1157 этой же книги мусульманин может быть лишен жизни только в трех случаях: если он прелюбодействовал, преднамеренно убил другого мусульманина и отрекся от ислама, встав на путь борьбы с ним. (18) В противных случаях, убийство мусульманина – это тяжкий грех, что подтверждают слова Пророка из хадиса №1189: «Если человек поднимает на нас (мусульман – А.О.) оружие, то он не имеет к нам никакого отношения». (19) Из этих слов следует, что ваххабиты не являются ни мусульманами, ни частью исламской уммы (общины).
8) Коронным оружием салафитов являются теракты с массовыми убийствами простых мирных граждан, для осуществления которых часто используются смертники (шахиды), особенно из числа женщин. Этот вопрос заслуживает особого внимания, т.к. именно это дьявольское оружие сделало ваххабитов известными во всем мире и превратилось в серьезную угрозу общественной безопасности. С точки зрения Корана и Сунны теракт является неприемлемым действием в силу нескольких обстоятельств.
Во-первых, пророк Мухаммед, согласно хадисам №1267, 1268, 1273, 1274 из книги «Булуг аль-Марам», запрещал во время военных походов мусульман убийства мирных женщин и детей из числа «неверных», он дозволял только пленить их. Мало того, он запрещал истязательства и надругательства над телами павших в бою «неверных». Несмотря на это, нынешние ваххабиты, воюющие против режима Башара Асада в Сирии, не соблюдают традицию Пророка и часто прибегают к жутким зверствам: изнасилования женщин, расстрелы семей солдат и полицейских, сожжение мирных женщин и детей живьем, вырезание и поедание сердец павших воинов и др.
Во-вторых, Коран осуждает самоубийство, даже совершенное во благо ислама: «И расходуйте на пути Аллаха, но не бросайтесь со своими руками к гибели и благодетельствуйте…» (20)
В-третьих, говоря о терактах с участием женщин-смертниц, стоит обратиться к хадису №1260 из книги «Булуг аль-Марам», где сказано, что жена Пророка Аиша однажды задала ему вопрос: «Обязаны ли женщины вести джихад?» На что, Мухаммед ответил: «Да, они обязаны вести джихад, в котором нет сражений. Это – большое и малое паломничества». (21) Эти слова, ясно говорят о запрещении Пророком любого участия женщин в военных действиях.
В заключение, стоит отметить, что принципы и методы деятельности салафитов даже близко не соответствуют духу истинного ислама, а также букве Корана и Сунны, которые они признают единственными источниками знаний. Исходя из текстов этих священных писаний, ваххабитскую деятельность можно расценивать как греховную, порочную и богопротивную. В свете выше описанных доводов, салафиты предстают перед нами не борцами за «чистую веру», а обычными экстремистами и бандитами, прикрывающими свою разрушительную деятельность псевдоисламской идеологией.
Остахов Анзор Александрович – кандидат исторических наук, доцент кафедры Социологии, общей и юридической психологии, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (филиал в г. Пятигорске).
Источник: Противодействие экстремизму и терроризму в ПМФИ (методические рекомендации для кураторов) / А.В. Воронков, Е.В. Говердовская, Т.А. Манина, А.А. Остахов, В.А. Предыбайло. – Пятигорск: ПМФИ-филиал ВолгГМУ, 2013. – 30 с.
Примечания
(1) Коран / Пер. с араб. И.Ю. Крачковского. – М., 1990. – Сура «Корова» 2: 79.
(2) Коран… – Сура «Корова» 2: 77.
(3) Коран… – Сура «Преграды» 7: 28.
(4) Коран… – Сура «Корова» 2: 172, сура «Свет» 24: 22, сура «Совет» 42: 35, 38, 40, 41.
(5 Ибн Хаджар Аль-Аскалани. Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам / Пер. с араб. Э.Р. Кулиева [Электронный ресурс]. – Хадис № 1458.
(6) Ибн Хаджар Аль-Аскалани. Булуг аль-Марам… – Хадис № 1511.
(7) Имам Мухйиддин Абу Закарийя ибн Шариф ан-Навави. Сорок избранных хадисов / Пер. с араб. В.М. Нирша [Электронный ресурс]. – Хадис № 14.
(8) Коран… – Сура «Корова» 2: 128.
(9) Коран… – Сура «Неверные» 109: 6.
(10) Коран… – Сура «Скот» 6: 107-108.
(11) Ибн Хаджар Аль-Аскалани. Булуг аль-Марам… – Хадис № 1488.
(12) Коран… – Сура «Преграды» 7: 54.
(13) Коран… – Сура «Корова» 2: 186.
(14) Коран… – Сура «Корова» 2: 257.
(15) Коран… – Сура «Свет» 24: 27.
(16) Ибн Хаджар Аль-Аскалани. Булуг аль-Марам… – Хадис № 1262.
(17) Ибн Хаджар Аль-Аскалани. Булуг аль-Марам…– Хадис № 1158.
(18) Ибн Хаджар Аль-Аскалани. Булуг аль-Марам… – Хадис № 1157.
(19) Ибн Хаджар Аль-Аскалани. Булуг аль-Марам… – Хадис № 1189.
(20) Коран… – Сура «Корова» 2: 191.
(21)Ибн Хаджар Аль-Аскалани. Булуг аль-Марам… – Хадис № 1260.
ислам терроризм