В беседе с Tert.am российский политолог, доктор исторических наук, Президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов заявил, что армяно-азербайджанский конфликт не возобновиля на фоне августовких событий, так как Армения имеет достаточно надежные и прочные гарантии безопасности от России. По его словам, именно это не позволило Азербайджану надеяться на силовое решение конфликта и обеспечивает невмешательство в конфликт Турции.
- Ровно год прошел после заявления о вступлении Армении в ЕАЭС, но за это время в Армении не произошло никаких изменений, помимо того, что Армения отказалась от подписания Ассоциативного соглашения и даже многие аналитики ставят под сомнение, что Армения когда-либо вступит в ЕАЭС. Что Вы думаете об этом?
- Год назад многие политологи заявляли, что выбор Армении в пользу интеграции с США и ЕС является окончательным и России остается только смириться. Все оказалось не так просто. Не потому, что Кремль своими коварными действиями сорвал выбор Армении в пользу Европейского рая. Сам выбор объективно сложен: с одной стороны европейская мечта с надеждой что «Запад нам поможет» и решит все проблемы Армении. С другой стороны, реальное положение Армении с ее сложными соседями и социально-экономическими проблемами. Руководству Армении пришлось выбирать. Возможно, что на этом выборе сказался опыт соседней Грузии, выбор которой в пользу США / НАТО / ЕС не привел к наступлению в Грузии обещанного всеобщего процветания. Более того, этот выбор лишь усугубил старые проблемы и теперь новое руководство Грузии с большим трудом, несмотря на отсутствие дипломатических отношений и на противоположные позиции наших стран по Абхазии и Южной Осетии, стремится вернуться на российский рынок, восстановить старые связи. Альтернативы этому рынку не нашлось ни в Турции, ни в Европе, ни в США, которые сами в избытке производят все то, что может предложить им Грузия. И лишь на севере в силу его иных природных условий для этой продукции есть реальный рынок сбыта. В современных условиях острого кризиса в отношениях России и Запада у всех стран Южного Кавказа появились дополнительные возможности по наращиванию объемов своих поставок в Россию. Однако у Грузии могут возникнуть дополнительные трудности в связи с недавним подписаниеми Ассоциативного соглашения с ЕС. У Армении и Азербайджана подобных проблем нет. Предсказания аналитиков о вступлении или невступлении Армении в ЕАЭС напоминают аналогичные прогнозы годовой давности о "безальтернативном" уходе Армении на Запад. Это сложный процесс, называть вступление Армении в ЕАЭС предопределенным было бы легкомысленным. Известно, что было на Украине после отказа Януковича от подписания Ассоциативного соглашения с ЕС. И в Армении многое будет зависеть не только от позиции властей, но и от степени приятия или неприятия евразийского выбора в обществе, от степени политической активности его идейных противников. И, естественно, от степени вовлеченности во внутриполитическую ситуацию в Армении тех внешних сил, которые используют майданные, тахрирные и т.п. сценарии для достижения собственных целей. Поэтому на пути в ЕАЭС армянским властям предстоит решить не только проблему самого вступления в это интеграционное объединение, но и сделать этот выбор приемлемым для большинства граждан страны.
- Решение 3-его сентября рассматривалось, как предоставление еще больших гарантий безопасности нашей стране, однако, в период августовских событий на границе, когда Армения находилась на гране возобновления войны, а также в свете того, что Россия является поставщиком оружия Азербайджану, этот довод, как бы, исчерпал себя…
- Война не началась именно потому, что Армения имеет надежные гарантии безопасности от России. Эти гарантии не позволяют Азербайджану надеяться на силовое решение проблемы и обеспечивают невмешательство в конфликт со стороны Турции. Я понимаю, как обостренно воспринимаются в Армении поставки российского вооружения в Азербайджан. На таком эмоциональном фоне многие просто не желают принимать никаких соображений о том, что все здесь не так просто. Что было бы если бы Россия отказалась поставлять вооружение в Азербайджан? Миллиарды долларов ушли бы не в Россию на развитие ВПК, а к ее конкурентам (Израилю и др.), Азербайджан без проблем получил бы у них все желаемое. Чтобы этого не случилось Армении нужно добиться введения ограничений на поставки вооружения по отношению к Азербайджану как к потенциальному государству-агрессору. Однако пока не приходилось слышать об активности армянской дипломатии в этом направлении. Россия же в случае отказа от поставок оружия в Азербайджан не только лишилась бы дополнительных средств для своего ВПК, но и уменьшила бы свои возможности по развитию военно-технического сотрудничества со своим союзником по ОДКБ Арменией. А это сотрудничество интенсивно развивается, в том числе в плане участия армянских предприятий в производстве новых видов вооружения. Членство в ОДКБ и тесные связи с Россией гарантируют поддержание такого баланса сил в регионе, который делает военный сценарий решения карабахской проблемы бесперспективным. В этом играют свою роль и полученные Россией миллиарды из Азербайджана. При этом России приходится нести большие имиджевые потери в Армении, так как противники нашего двустороннего сотрудничества получают удобный повод по его дискредитации.
- Как известно, Серж Саргсян принимает участие в саммите НАТО по инициативе госсекретаря США Джона Керри, как Вы считаете, не станет ли это поводом для сцены ревности со стороны России?
- Нынешние российские руководители не напоминают мне истеричных барышень, впадающих в истерику по любому поводу. Важна не реакция Кремля на сам факт этой встречи, а ее результаты. Если США смогут предложить что-то новое в плане решения карабахского конфликта данная встреча может получить какое-то продолжение. В противном случае самым важным результатом этой встречи останется сам факт ее проведения.
- Заинтересована ли Россия в членстве Азербайджана в ЕАЭС? Если да, то может ли это служить дополнительной гарантией безопасности Армении и Карабаха?
- Россия заинтересована чтобы ЕАЭС не выродился в аналог недееспособного СНГ, а стал успешным проектом, который позволит обеспечить устойчивое и успешное экономическое развитие для его членов. С этой точки зрения было бы бесперспективным идти по пути максимального расширения числа членов ЕАЭС включая в его состав государства, которые находятся в состоянии острого конфликта между собой. Поэтому вариант одновременного членства Армении и Азербайджана в ЕАЭС в обозримом будущем вряд ли станет возможным.
- Какие перспективы вы видите в плане карабахского урегулирования в рамках МГ ОБСЕ, учитывая то, что бытует мнение, что Россия пытается вытеснить из данного формата, европейских, в частности, французских сопредседателей, более того, не исключено также в свете этих разногласий и то, что МГ может прекратить свою деятельность?
- У меня нет данных об интригах России против Франции в рамках МГ. Исключить Францию и остаться в МГ вдвоем с куда более сложным для России американским партнером? Очевидная глупость, вряд ли подобные предположения имеют реальную основу. Проблема МГ не в отношениях между ее членами, а в зашедшем в полный тупик мирном процессе. МГ - это посредник, который способствует переговорам конфликтующих сторон. А стороны не продвигаются навстречу друг другу в поисках взаимоприемлемого компромисса, вместо этого наблюдается рост напряженности и враждебности между ними, с постоянными вооруженными провокациями и инцидентами на линии разграничения. В такой ситуации деятельность МГ не может быть эффективной. Пока будет сохраняться нынешняя ситуация любой другой формат посреднических групп будет столь же неэффективным. Будущие перспективы сохранения МГ зависят от того, насколько далеко зайдет конфликт США с Россией. При всех нынешних сложностях вряд ли они приведут к ликвидации МГ.
По материалам: Терт.am