БЛИЖНИЙ ВОСТОК, КАВКАЗ, ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ: АМЕРИКАНЦЫ УГРОЖАЮТ ИСЛАМУ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Владислав ГУЛЕВИЧ | 25.08.2014 | 00:00
1 комментариев
Недавние обстоятельства убийства в Сирии боевиками с лондонским акцентом американского журналиста, направленного в свое время помогать местным «борцам за свободу», вновь привлекли внимание к некоторым особенностям взаимодействия Запада с радикальными исламскими течениями, характерными отнюдь не только для пылающего Ближнего Востока. Умение вовлекать исламские экстремистские группировки в геополитические игрища – «визитная карточка» американской (и, шире, аглосаксонской) внешней политики. Признаком того, что Соединенные Штаты пытаются применить такой же сценарий к России, служит недавний доклад Госдепа США о религиозных свободах в мире, где утверждается о том, что будто бы российские законы об экстремизме являются инструментом притеснения религиозных меньшинств.
В докладе говорится, что российское правительство «использовало новый закон против «экстремизма» и поправки к существующим законам, чтобы еще больше сократить деятельность участников религиозных меньшинств, включая криминализацию участия иностранцев в религиозных организациях». Сказанное относилось, в т.ч., к Северному Кавказу (1).
За обтекаемыми фразами стоит конкретный геополитический интерес. Неоднократно осуждая предоставление властями РФ «привилегированного» положения Русской Православной Церкви, Вашингтон стремится подорвать ценностно-идеологический фундамент российской государственности.
Большинство верующих в России – православные, и естественно желание властей удовлетворить религиозные запросы этой части населения. В США протестантская церковь также пользуется привилегированным положением, т.к. подавляющее большинство американцев – протестанты. Не стоит воспринимать за проявление демократического духа то, что в этой стране можно исповедовать любую религию по личному смотрению.
Во-первых, бесконтрольное суемудрие на почве религии привело в Америке к появлению целого ряда агрессивных сект, практикующих промискуитет, педофилию и брак с маленькими детьми. Иногда члены этих сект вступают в перестрелки с полицией. Самый известный, но далеко не единственный случай – штурм ранчо Маунт Кармел, с применением бронетехники и вертолетов. Напомним, тогда погибло 82 члена секты «Ветвь Давидова», в т.ч. маленькие дети, и 4 силовика.
Во-вторых, духовные основы американской цивилизации покоятся на постулатах протестантизма. Остальные конфессии не испытывают ограничений со стороны властей ровно до той поры, пока не начнут угрожать переформатированию религиозно-духовных основ американизма. Пока протестантизм господствует, Вашингтон может позволить всем другим религиям свободно себя выражать, ибо не видит в этом угрозы господству протестантизма.
В России существует веками устоявшийся этнорелигиозный баланс. Попытки ослабить или усилить его составные части в ущерб друг другу, или привнести туда струю новых религиозных веяний, без учета существующих традиций, приведут к нарушению баланса и столкновениям на цивилизационно-религиозной почве. Такой сценарий устраивает США, которые работают над его реализацией не один год.
В 1999 г. в США учредили Американский комитет за мир в Чечне (American Committee for Peace in Chechnya), позднее – Американский комитет за мир на Кавказе (American Committee for Peace in the Causasus). В его состав вошел небезызвестный геополитик Збигнев Бжезинский, бывший директор ЦРУ Джемс Вулси и ряд других высокопоставленных американских силовиков, далеких от миролюбия. Среди инициатив комитета – призыв к международному сообществу поддержать Масхадова, а, после гибели последнего, его преемника Садулаева; попытки спровоцировать противостояние национальных меньшинств России с центром; поддержка проекта Транскавказского энергетического консорциума и т.д. Постепенно деятельность организации практически сошла на «нет».
Другой наиболее заметной структурой является Джеймстаунский фонд (Jamestown foundation), специализирующийся на правозащитной тематике и мониторинге ситуации в разных регионах планеты, в т.ч., на Северном Кавказе, проблематике которого фонд посвящает еженедельный отчет «North Caucasus Weekly» (2).
К сожалению, правозащитная деятельность не является не ангажированной сферой общественной активности. Поскольку защита прав человека имплицитно подразумевает разделение общества на тех, чьи права нарушаются, тех, кто эти права нарушает, постольку в ней присутствуют чёткие морально-этические установки и критерии, согласно которым и выносится суждение, и «овцы отделяются от козлищ». Законодателями критериев выступают Соединенные Штаты, они же и управляют правозащитным процессом.
В этом же русле следует рассматривать вышеупомянутый доклад Госдепа. Он рассчитан на внешнего потребителя. Это – сигнал о готовности Вашингтона содействовать росту влияния миноритарных религиозных групп, действующих в России.
Если в государстве какие-то конфессии обладают меньшим числом приверженцев и, соответственно, меньшей значимостью в религиозной структуре всего государства, значит, так сложилось исторически. Такое положение нельзя считать неестественным, при условии, что оно не связано с физическим уничтожением миноритарных религиозных групп. Попытки искусственно урезать общественно-культурные полномочия традиционных конфессий, при одновременной попытке искусственно придать общественную значимость миноритарным религиозным течениям, закончатся лишь разрушением этнорелигиозного статус-кво и приведут к расколу общества.
Проигравшей стороной будут не только немусульманские народы, но и сами мусульмане. Первые столкновения между традиционалистами и радикалами начнутся внутри самой исламской уммы. Опыт Чечни и Дагестана – тому прямое подтверждение. Претендовать на морально-этическое верховенство в рамках определенного религиозно-культурного ареала означает претензию на определение вектора его цивилизационного развития. Попытки американских дипломатов сместить традиционные акценты внутри исламского общества говорят о намерении первых определять цивилизационный курс российского ислама. Вряд ли российская умма извлечет пользу из предписаний Вашингтона, закамуфлированных под озабоченность состоянием религиозных свобод в Российской Федерации.
Как правило, в меньшинстве находятся либо абсолютно чуждые для местного цивилизационного ландшафта вероисповедания, либо радикальные версии господствующих конфессий. В случае с Кавказом верно как раз последнее. Традиционный российский ислам, выработавший свои механизмы совместного проживания в едином пространстве российского государства с другими традиционными религиями (православие, буддизм), препятствует американской политике в регионе.
США важно комплексно охватить все российское мусульманство. В Екатеринбурге американский генконсул Отто Ханс Ван Маерссен провел неформальную встречу с представителями исламских организаций на Урале (3). Почему именно там? Потому что усиление нетрадиционного ислама в уральском регионе в перспективе могло бы привести к расколу России вдоль Уральского хребта, когда европейская часть России осталась бы по одну его сторону, а богатые природными ресурсами Сибирь и Дальний Восток - по другую. Примыкание этих обширных регионов (где недавно были отмечены провалившиеся попытки организации маршей за «фередрализацию» - при то, что Россия и так федеративное государство) к задыхающейся от перенаселения Средней Азии и сравнительная близость кавказского региона и прилегающих к нему областей с высоким процентом мусульманского населения (Краснодарский, Ставропольский край) облегчают американцам задачу.
Из той же оперы – анонсируемая Джеймстаунским фондом необходимость административного устранения т.н. «оренбургского коридора» - узкой полоски земли, отделяющей Татарстан и Башкирию от Казахстана (4). Общая граница между этими регионами значительно облегчила бы Вашингтону задачу по дестабилизации обстановки на обширном пространстве от Кавказа до Поволжья, и, выше, вдоль Уральского хребта. Поволжье и Урал – это российский ВПК, металлургия и географическая близость к Москве – административно-политическому сердцу России.
Соединенные Штаты стремятся вплести Кавказ в общую повестку дня, характерную для всего панисламистского «мира», главными чертами которой остаются политическая и экономическая нестабильность, податливость внешнему воздействию англосаксонских стран и их союзников в лице Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ и т.д.
Панисламистский «мир» - своеобразное явление, не имеющее чётких географических границ, территориально расплывчатое и с потенциальными центрами «кипения» исламской жизни в любом регионе планеты, где присутствует мусульманское население. Заставить эти центры «кипеть» Вашингтон сможет только тогда, когда традиционный ислам уступит первенство радикальным толкователям Корана. Именно эту задачу преследует американская дипломатия, обвиняя российские законодательно-исполнительные органы в притеснении нетрадиционных версий ислама.
2) http://www.jamestown.org/nc/
специально для kavkazoved.info
ислам Россия США терроризм традиционализм