«БОЛЬШАЯ НЕФТЬ» КУРДИСТАНА МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Михаил АГАДЖАНЯН | 18.08.2014 | 00:00
Мировые потоки нефти всё больше принимают свои нестандартные формы. Возбудителем спокойствия на в целом сбалансированном рынке продажи и транспортировки стратегического углеводорода стали власти Иракского Курдистана. Они готовы даже демпинговать, предлагая потенциальным партнёрам значительные скидки в цене, лишь бы получить нишу на рынке. Недавно стало известно об отказе властей США принять в своём порту для разгрузки танкер с курдской нефтью на борту. Запрет на отгрузку сырья был установлен судом США по настоятельному требованию властей Ирака, считающих поставки нефти из автономии в обход Багдада нелегальными.
Двумя ведущими потребителями нефти с месторождений северного Ирака, контролируемых региональным правительством курдов, выступают Турция и Израиль. Пока американцы, кстати, в последнее время испытывающие перенасыщение собственного нефтяного рынка (1), разворачивают танкеры с нефтью из Иракского Курдистана, её стали охотно приобретать, например, в Израиле. В середине июня в израильском порту Ашкелон причалил танкер «Altai», перевозивший 1 млн. баррелей курдской нефти из турецкого порта Джейхан. По данным агентства «Bloomberg», сырьё продавалось в Израиль за полцены.
С момента провозглашения в 1948 году Еврейского государства, доступ к нефти и природному газу был для него источником постоянного беспокойства. Главными нефтедобывающими странами были и остаются арабские страны, враждебно настроенные по отношению к Израилю. А значит, целью Тель-Авива в нефтяном разрезе его ближневосточной политики является скорейшее обретение курдскими властями в Эрбиле окончательных атрибутов государственной независимости. Намечающееся тесное партнёрство Израиля и Курдистана не может не беспокоить одного из ведущих контрагентов израильтян в сфере поставок нефти. Это Азербайджан, значительная часть добываемой нефти которого находит своим конечным адресатом израильского потребителя. По широко представленным в открытых источниках данным, около 40% своих внутренних потребностей в «чёрном золоте» Израиль удовлетворяет контрактами с азербайджанской стороной.
Тема самого плотного нефтяного диалога ближневосточной страны с прикаспийской республикой не лишена «подводных камней». Они зачастую всплывают наружу, не в последнюю очередь с подачи турецких источников. Так, на волне очередных антиизраильских выступлений Эрдогана из-за военной операции в секторе Газа, вопрос экспорта нефти и продуктов её переработки в Израиль получил острое звучание в турецкой прессе. Местная оппозиция обвинила Эрдогана в неискренности, поскольку его сын якобы занимается продажей нефти в Израиль. Также указывалось на некие доказательства того, что в преддверии израильской операции в Газе из турецкого порта Мерсин был осуществлён вывоз авиационного керосина для израильских истребителей. Причастность ко всему этому азербайджанской стороны напрямую не акцентируется, хотя и подразумевается. Ибо любая тема поступления в Израиль нефти и нефтепродуктов, так или иначе, отсылает к источникам поставки на Апшеронском полуострове. Дело дошло до того, что британская «BP», являющаяся оператором нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), была вынуждена выступить с официальными опровержениями своей причастности к продажам азербайджанской нефти израильтянам. Исполнительный директор дочерней компании оператора БТД в Турции «BP Turkey» Мурат Лекомпте заявил: «Мы экспортируем нефть только в Италию и Испанию. Из порта Джейхан не осуществляются прямые продажи нефти в Израиль. Контракты на куплю-продажу нефти заключаются на лондонских биржах брокерскими компаниями». Представитель «BP» в Турции признал, что Израиль покрывает большую часть своей потребности в нефти за счёт Азербайджана, но эти продажи осуществляются напрямую или же посредством брокерских компаний.
Здесь можно вспомнить признания израильтян в том, что проект БТД был выдвинут на передний план благодаря произраильскому лобби в США. С августа 1997 года, когда еврейские лидеры Америки встретились с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым, они приняли активное участие в кампании для продвижения проекта трубопровода на Капитолийском холме (2).
Никто из мусульманских стран не желает быть заподозренным в острые времена палестино-израильского противостояния в предоставлении Тель-Авиву особых услуг. Впрочем, Азербайджан относится к возможным упрёкам со стойким спокойствием, не особо обращая внимание на политические издержки от ведения крупного бизнеса с взявшим палестинскую Газу под прицел израильским правительством. Куда более тревожные сигналы для Баку могут поступить в случае диверсификации израильтянами каналов поставок нефти на свой рынок. Прежде всего, с опорой на усиленно предлагаемые курдами льготные условия нефтяных контрактов.
Между Азербайджаном и Курдистаном в глазах Израиля (и не только) есть большое различие. Прикаспийская республика добывает нефть практически на пике своих возможностей, и в СМИ в избытке представлены прогнозы о приближении сроков исчерпания энергоресурса на азербайджанском шельфе Каспия. На этом фоне позиции Курдистана на порядок увереннее. Здесь строят далеко идущие планы по вхождению в число крупнейших экспортёров нефти в ближайшие несколько лет. И не только вынашивают проекты, но и подписывают долгосрочные контракты. Нефтяная сделка курдов с турецким правительством сроком на 50 лет – очевидная заявка на переформатирование потоков стратегического углеводорода в выгодное для Эрбиля русло.
Интерес Израиля строить с Азербайджаном доверительное партнёрство не ограничен лишь нефтяным фактором (3), но именно он заложен в фундамент продвинутых отношений двух стран. Азербайджан продаёт Израилю нефть и на вырученные деньги пополняет пакет двустороннего военно-технического сотрудничества с самой технологичной ближневосточной страной. Из Еврейского государства на Апшеронский полуостров идут не только военные технологии, но и гражданские разработки инновационного характера. В целом, Азербайджану есть что терять в случае разворота от него Израиля в сторону Курдистана. Тем более, когда в азербайджано-израильское партнёрство в последние годы был вложен и политический капитал, приведший, помимо прочего, к усложнению отношений между Баку и Тегераном.
Опыт подсказывает, что азербайджанскому руководству не обойтись без привлечения на свою сторону, для отстаивания интереса сохранения отношений с Израилем в «нетронутом виде», ресурсов лоббинга в США. Если в Белом доме и Конгрессе пока не готовы к слишком резвому старту властей Курдистана на пути к провозглашению независимости, то союзников в деле разведения израильтян и курдов от тесных отношений в топливно-энергетической сфере азербайджанцы могут найти среди американских конгрессменов. Благо для этого у них уже есть наработанный материал сотрудничества. Азербайджан проводит самую активную политику по формированию группы поддержки среди американских конгрессменов. Услуги нефтегазоносной республике со стороны парламентариев США оказываются, главным образом, в энергетической сфере. С прошлого года на этом направлении американо-азербайджанского сотрудничества наблюдается удвоенная активность. В конце мая 2013 года в Баку состоялся форум «Азербайджан – США: взгляд в будущее». На мероприятие высадился внушительный «десант» американских конгрессменов, экспертов и отставных функционеров. Озвученные на форуме оценки текущего этапа и перспектив отношений США и Азербайджана вращались вокруг темы энергетической привлекательности республики для западных инвесторов и выгодного расположения Азербайджана на пути из Центральной Азии через Турцию в Европу. За форумом последовал визит азербайджанской делегации во главе с министром иностранных дел Эльмаром Мамедьяровым в Вашингтона. Оба события были организованы с задействованием лоббистских усилий третьих сторон, которыми стали Турция и Израиль. К проведению бакинского форума «приложились» американские структуры нефтяного лобби с турецким следом. Организатором мероприятия стала лоббистская группа из Хьюстона во главе с этническим турком Кемалои Оксузом. Отсюда и преимущественная тематика форума, где всё вращалось вокруг нефтегазовой составляющей и выгодного геостратегического расположения Азербайджана. Ответный визит азербайджанской делегации в США, после завершения работы двустороннего форума в Баку, прошёл под знаком патроната еврейского лобби на Капитолии. Ключевым пунктом повестки визита стало участие азербайджанцев в ежегодном заседании Американского еврейского комитета.
Одна из главных целей азербайджанской стороны вокруг указанных прошлогодних мероприятий в Баку и Вашингтоне состояла в нахождении выхода на американских законодателей, чтобы через них обезопасить проект «Шах-Дениз» от возможных угроз, исходящих от антииранских санкций США. Примечательно, что в день подписания президентом США распоряжения о новых санкциях в отношении Ирана (4 июня 2013 года), в Баку, на открытии международной выставки «Caspian Oil & Gas 2013» было зачитано приветственное письмо Барака Обамы. Ключевым мессиджем послания стали слова о наличии у Азербайджана «такого обязательного и лояльного партнёра, как США». В своём письме глава Белого дома отметил, что реализация в предстоящие годы второй фазы проекта «Шах-Дениз» и Трансанатолийского газопровода (TANAP) превратит Азербайджан в важного поставщика газа для Европы.
Между тем, распространять лоббизм израильских структур в США на весь пласт американо-азербайджанских отношений, в том числе с вовлечением, помимо газовой, ещё и нефтяной темы, было бы большим упрощением. Данные структуры весьма деликатно самоустранились от политической тематики сотрудничества, ибо в этой плоскости отношений множество элементов, неоднозначных как для самого Израиля, так и для его зарубежных лоббистских «филиалов». Помимо вопросов к авторитарному внутриполитическому курсу правящей в Азербайджане семьи, есть и отчётливый внешний «сюжет», связанный с позицией Баку в палестино-израильском конфликте. Власти прикаспийской республики никогда не позволяли себе в этом вопросе серьёзной критики действий Израиля на палестинских территориях. Но соображения исламской солидарности периодически всплывают во внешнеполитической риторике Баку.
Через считанные дни после резонансных американо-азербайджанских встреч весной прошлого года, 11 июня 2013 года в Баку состоялась представительная конференция Сети исламской финансовой безопасности. Составной частью мероприятия стала донорская конференция по поддержке развития города Аль-Кудс (арабское название Иерусалима). Факт организации конференции, озвученные азербайджанской стороной в ходе её работы заявления, находились в противоречии подходам Израиля в палестинском вопросе. Как известно, Израиль провозгласил Иерусалим своей столицей в декабре 1949 года. В июле 1980 года был принят закон, которым Иерусалим был объявлен единой и неделимой столицей Израиля. Любые реляции официальных государственных лиц, ставящие под сомнение принадлежность Иерусалима Израилю вызывают у него негативную реакцию. В том числе, и заявления о разделе Иерусалима на Западную и Восточную части, с созданием в последней столицы палестинского государства. На конференции же в Баку, в частности, прозвучали слова главы внешнеполитического ведомства Азербайджана о цели создания палестинской столицы в Восточном Иерусалиме, что «для всего исламского мира является долгом защиты исламской принадлежности». Официальный Баку не ограничился лишь декларациями в поддержку палестинцев. По итогам конференции стало известно о финансовом вкладе республики в «претворение в жизнь социальных и инфраструктурных проектов по Аль-Кудсу».
Мероприятие с отчётливой составляющей исламской солидарности было организовано в азербайджанской столице при непосредственном участии структур Организации исламского сотрудничества (ОИС). Это важно для понимания публичного самопозиционирования Азербайджана в качестве защитника прав палестинцев. За последние годы Азербайджан набрал в ОИС дипломатические очки в представлении Карабахского конфликта в выгодном для себя свете. В понимании Баку, солидарность с палестинцами под эгидой ОИС и в ракурсе тесных двусторонних связей, например, с Турцией, является залогом для дальнейшего раскручивания азербайджанской пропаганды в исламском мире вокруг Карабахского конфликта.
Президент Азербайджана 11 июня 2013 года принял генерального секретаря ОИС Экмеледдина Ихсаноглу (кандидата в президенты Турции на нынешних выборах, основного соперника Реджепа Эрдогана). Как сообщили азербайджанские СМИ, на встрече была отмечена значимость успешной деятельности всех структур Организации.
В тот же день аудиенции Ильхама Алиева удостоился и министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. На этой встрече азербайджанский лидер также услышал подбадривающие слова из серии справедливости отстаивания требований палестинцев. «Борьба за Аль-Кудс является общей борьбой всего мусульманского мира. Турция и Азербайджан также вносят свой вклад в это», - заявил тогда Давутоглу. Интересно отметить, что элементы настройки Баку на соответствующий пропалестинский лад были открыто озвучены в ходе донорской конференции. Так, глава дипломатической службы Палестины Рияд Аль-Малики заявил, что «неприемлемо быть членом ОИС и показывать нейтральную позицию в палестинском вопросе».
Всё это весьма озадачило израильтян, но не нанесло видимого ущерба их отношениям с азербайджанцами. От тесных связей с Баку у израильского правительства весомый коэффициент полезного действия в энергетическом и региональном аспектах складывающейся на Ближнем Востоке конъюнктуры, чтобы обращать серьёзное внимание на декларации своего партнёра о солидарности с палестинцами. Впрочем, возможно, в Тель-Авиве считают, что уже пришло время указать азербайджанскому руководству на контпродуктивность следования им дорогой отстаивания прав палестинцев. Лучшим инструментарием в этом отношении может стать курдская «большая нефть», её ценовая привлекательность для израильской стороны при сравнении с азербайджанским эквивалентом.
Более глубокий взгляд на перспективы партнёрства Азербайджана и Израиля подсказывает, что между ними могут быть колебания в отношениях. Однако, исключительно в заданных рамках взаимодействия, отличающегося совместным экономическим и политическим интересом сохранить партнёрство на высоком уровне.
Баку не собирается покидать комфортное для себя пространство исламской солидарности. Также как и не собирается сворачивать связи с Израилем. «Гибкость» Азербайджана в этом контексте означает, что его отношения с Израилем должны развиваться в непубличном, далёком от взора внешнего наблюдателя режиме. Это необходимо Баку по многим причинам. Например, имеющим иранскую обусловленность. Вспоминается фраза из служебной депеши заместителя главы дипломатической миссии США в Баку Дональда Лу в госдепартамент, преданная огласке через сетевой ресурс «WikiLeaks» (депеша датирована 2009 годом). Указанное в документе признание президента Азербайджана в том, что девять десятых азербайджано-израильских отношений скрыто от широкой общественности, отвечает нынешней реальности.
В июне 2011 года Азербайджан открыл у себя посольство Палестины и с каждым годом затягивает с вопросом открытия своей дипмиссии в Израиле (посольство Еврейского государства действует в Баку с 1993 году). Тем не менее, это абсолютно не означает, что связи с Палестиной для Азербайджана важнее доверительного общения с Израилем. В отношениях с последним представлена вся «номенклатура» текущих и перспективных интересов азербайджанского руководства: нефть, поставки вооружений и военной техники, лоббинг интересов на Западе, сдерживание «угроз» с иранского направления. Для этого совсем не обязательно осуществлять обмен дипломатическими представительствами. Последние даже могут быть некстати для сохранения «девяти десятых» азербайджано-израильских отношений в конфиденциальном виде.
(1) Объемы добычи нефти в США, снижавшиеся в течение почти трёх десятилетий, в 2008 году начали активно расти, в результате чего зависимость страны от импорта энергоносителей с 60% в 2005 году сократилась до менее 30% к началу 2014 года. В прошлом году добыча нефти в США впервые превысила импорт, а, по прогнозу Международного энергетического агентства, США в 2015 году обгонят по объёмам производства нефти и Россию, и Саудовскую Аравию. В июне текущего года компании из США впервые за последние 40 лет получили право отправлять на экспорт за пределы Северной Америки не только нефтепродукты, но и сырую нефть. Министерство торговли США позволило экспортировать топливо работающим в Техасе компаниям «Pioneer Natural Resources» и «Enterprise Product Partners» (Сергей Канашевич, США впервые за 40 лет отправили сырую нефть на экспорт // РБК, 31.07.2014).
(2) В Хайфском университете состоялась лекция, посвящённая положению Азербайджана на Южном Кавказе // Vesti.Az, 30.07.2014.
(3) Страны объединяют и совместные инвестиционные проекты в газовой отрасли. Азербайджанская компания «Caspian Drilling» (дочерняя структура Госнефтекомпании Азербайджана) вошла на долевых началах с израильскими партнёрами в проект разведки шельфового участка «Ям-3» в 15 км к западу от Ашдода.
Специально для kavkazoved.info
Азербайджан Ближний Восток Израиль коммуникации Курдистан