ДАГЕСТАН – АЗЕРБАЙДЖАН: «НЕ ГОРИТ, НО ТЛЕЕТ...»
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Исмаил ИСМАИЛОВ | 05.08.2014 | 00:00
1 комментариев
На протяжении нескольких десятилетий между Дагестаном, крупнейшим регионом российского Северного Кавказа и Азербайджаном, крупнейшим торговым партнером России в Закавказье, держатся холодные, напряженные отношения. Азербайджан давно мог бы стать крупнейшим инвестором в экономику Дагестана, если бы отношения республик хоть немного улучшились. Согшасно распространённому мнению, это было бы полезно и для России, учитывая, что реальная экономика Дагестана слаба, а республика остается крупнейшим получателем средств из федерального бюджета. Но увы: вместо этого на южной границе России сохраняется потенциал конфликта, в который может быть помимо своей воли втянута и вся страна.
Тема азербайджано-дагестанских отношений в очередной раз всплыла 23 июля – после заявления об отставке Курбана Курбанова - главы населенного преимущественно азербайджанцами Дербентского района Дагестана. Ряд экспертов, в том числе Константин Казенин уже озвучили ключевую версию события: назначение нового «ручного» главы района, который будет управлять самым богатым (1) не городским муниципальным образованием республики. (2)
Курбан Курбанов долго поддерживал хорошие отношения с Азербайджаном, представляя 130-тысячную азербайджанскую диаспору Дагестана. Но именно эта роль «друга Баку» была главным обвинением в адрес Курбанова. Учитывая, что официально никаких обвинений в его адрес правоохранительные структуры не озвучили, именно роль «чужака», распоряжающегося самым богатым сельским районом с самой дорогой (не считая городской) землей, могла оказаться для Курбанова роковым обвинением.
Азербайджан – довольно сложный партнер для России. Антироссийская пропаганда остается частью современной политической культуры республики. Но в целом наша страна поддерживает с соседями умеренно-дружеские отношения. Это устраивает далеко не всех, в том числе – в Дагестане. Превалирование националистических настроений является неизменным спутником вульгарно-«рыночной» модели социально-экономического устройства и испытанным средством манипулирования общественными настроениями. И в Дагестане национализм двадцать лет сопровождался в том числе антиазербайджанской риторикой, обусловленной, конечно, целым рядом причин, о которых мы еще скажем.
В свою очередь, ситуация в Азербайджане и вокруг него такова, что эта республика не может позволить себе ухудшение отношений с Россией. В политической сфере Азербайджан живет в состоянии «замороженной войны» и логика его осторожных действий определяется ожиданием возобновления конфликта. К тому же интерес Запада к Азербайджану уменьшился, когда стали видны умеренные запасы его энергоносителей и, наоборот, довольно высокие претензии. К тому же миллионы азербайджанцев работают в России и об их судьбе официальный Баку не может не помнить. Поэтому страна пытается выстраивать некоторый баланс в отношениях с Россией и с Западом.
Возможно, отчасти и поэтому Азербайджан предпочитает «не замечать» сложностей в отношениях с Дагестаном. Например, десятилетиями Азербайджан предпочитал не видеть явно несправедливое отношение к своим трудовым мигрантам и к автотранспорту, следующим транзитом через территорию Дагестана. Не замечал поборы, сопровождавшие ведение бизнеса. Например, в 1990-е годы контроль за «Золотым мостом» – погранпереходом, в Дагестане считался самым выгодным «бизнесом».
Вот одна реальная история, показывающая разницу в ментальности двух соседних народов. Год назад в поезде, едущем из Махачкалы в Москву, я познакомился с семьей из Азербайджана, которая ехала транзитом куда-то на российские «севера». Глава семьи – обычный рабочий, однако неплохо зарабатывающий где-то в нефтегазоносных российских регионах. В Азербайджане был в гостях у родственников. Приехал туда на шикарном джипе, только-только купленном. Но на обратном пути попал в ДТП в районе Махачкалы. Как у нас бывает, первыми на месте аварии появились не работники ГИБДД, а местные дельцы, зарабатывающие как раз на участниках таких аварий на международной трассе. Мой новый знакомый представлял идеальную кандидатуру для давления – родственников в Дагестане нет, денег больших нет, рядом – семья с маленькими детьми, а на «северах» – возможность потерять работу в случае неявки с отпуска. В итоге от его джипа, заработанного несколькими годами труда в непростых условиях, остались что-то около 300 тысяч рублей, основная часть из которых, видимо, ушла на путешествие семьи на поездах.
Азербайджан многого «не замечал», но и обид не забывал: хоть выражал готовность инвестировать средства в Дагестан, но ощутимых инвестиций не было.
В Дагестане противоречивое отношение к соседней республике имеет давнюю историю. Это своеобразный «букет», в который вплетается большое число самых разных факторов. На бытовом уровне в Дагестане азербайджанцев называли «персами», подчеркивая совершенно другую ментальность соседнего народа. Кое-что внесла в эти непростые отношения и советская история. Тогда между республиками шла незримая конкуренция. В Дагестане ревностно относились к большим преимуществам, которыми соседний Азербайджан обладал как союзная республика в сравнении с «автономным» Дагестаном.
В последние годы к проблемам во взаимоотношениях стало примешиваться растущее по всему миру шито-суннитское напряжение.
Еще один раздражитель в том, что два лезгинских села (лезгины – один из дагестанских народов) после распада СССР остались на территории Азербайджана. Это дает основание активистам лезгинского национального движения говорить о разделённом народе, требуя от федерального Центра активно вмешаться и решить проблему. Чем может такое «решение» закончиться, мы видим на примере нынешней ситуации на Украине. Россия пока не может решать проблему гораздо в большей степени разделенного народа – русского, когда десятки миллионов русских живут за границами нынешней России.
Но при всех противоречиях Дагестан нуждается не просто в добрососедских отношениях с Азербайджаном, но и в том числе, по мнению некоторых авторов, в его инвестициях. Особенно сегодня, когда экономика России начала под давлением санкций может начать несколько «проседать». До сих пор в России, в том числе в Дагестане, средний уровень жизни был несколько выше, чем в Азербайджане. Вместе с тем, Дагестану остро необходимы инвестиции в реальную экономику. Относительно высокий уровень жизни в республике поддерживается только за счет более высоких стандартов потребления, что может выйти боком при малейших колебаниях курсы национальной валюты. Так, весной рост курса доллара на фоне первых санкций уронил уровень жизни в России почти на 20 %. А санкции только нарастают, и войне в Украине конца-краю еще не видно.
Пока Азербайджан располагает немалыми государственными средствами, которые можно направить на реализацию инвестиционных проектов. Эти деньги вполне пригодились бы Дагестану для реформирования экономики, в том числе – создания работающего реального сектора.
--
Если России не нужна война на южных границах – пора обратить внимание на дагестано-азербайджанские отношения
--
Основная проблема по северную сторону границы, которая стоит на пути углубления взаимодействия Азербайджана и Дагестана – всепроникающая власть местных полукриминальных кланов. Так уж сложилось, что не государственная польза, а корыстные интересы одного человека или группы лиц стали определяющим фактором и в международных делах. А чужая корысть – плохой советчик. Среди кланов нет «своих» и «чужих», «хороших» и «плохих», и все они могут быть опасны, если это принесет им пользу. Российское государство пока реально имеет мало влияния, и порой «национальные интересы России» в действиях конкретных должностных лиц часто остаются не более чем словами.
Какую опасность межгосударственным отношениям даже с ближайшими союзниками России могут нанести действия частных лиц или групп, доказал богатейший из дагестанцев – миллиардер Сулейман Керимов. Именно его действия на рынке калийных удобрений нанесли удар по доходам Белоруссии и едва не привели к ее конфликту с Россией.
Сегодня российское государство должно внимательно всмотреться в ситуацию на своих южных рубежах. Непростые взаимоотношения Дагестана и Азербайджана вредят отношениям России с соседним прикаспийским государством. Более того, дагестанско-азербайджанские локальные конфликты могут создать угрозу нового конфликта на границе России.
специально для kavkazoved.info
(1) Предварительные данные по проведению итогов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов РД за 2012г. Ранные Дагестанстата -
ТО Росстата.
(2) Константин Казенин: Дагестан расстается с "азербайджанской династией"? 24.07.2014 18:01.
ИА Регнум.
Азербайджан Дагестан лезгины Россия экономика этничность / этнополитика