РОССИЯ НЕ СОБИРАЕТСЯ СТАВИТЬ АЗЕРБАЙДЖАН ПЕРЕД НЕОБХОДИМОСТЬЮ ВЫБОРА
ИНТЕРВЬЮ | Владимир ЕВСЕЕВ | 07.07.2014 | 00:00
Интервью агентства «Новости-Азербайджан» c заведующим отделом Кавказа Института стран СНГ, известным российским политологом Владимиром Евсеевым
- Как можете охарактеризовать развитие азербайджано-российских отношений за последнее время?
- С начала этого года российско-азербайджанские отношения существенно улучшились. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, с обеих сторон ощущалась потребность в восстановлении партнерских отношений, которым за последние два года был нанесен существенный урон.
Перелом в этой ситуации произошел после рабочего визита в Баку президента РФ Владимира Путина, который состоялся в середине августа 2013 г. В ходе этого визита обсуждался широкий спектр вопросов в сфере торговли (в том числе поставок российского оружия), энергетики и транспорта, а также возможные подходы к урегулированию нагорно-карабахского конфликта и пути повышения безопасности в Каспийском регионе. О важности этого визита свидетельствовал состав российской делегации, куда вошли министр иностранных дел Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу, министр энергетики Александр Новак, а также президент компании «Роснефть» Игорь Сечин и президент и совладелец компании «Лукойл» Вагит Алекперов.
Конечно, в рамках этого визита стороны не подписывали крупных контрактов. В качестве исключения можно назвать соглашение между компанией «Роснефть» и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (SOCAR) о создании совместного нефтегазового предприятия и взаимном использовании некоторых трубопроводов и терминалов для оптимизации поставок потребителям нефти и природного газа.
Вместо этого, Москва и Баку сосредоточились на разрешении накопившихся проблем. Как следствие, вскоре были подписаны крупные контракты, например, на поставку российских вооружений, а в начале 2014 года возобновилась транспортировка азербайджанской нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск.
- 17 июня Баку посетит глава МИД РФ Сергей Лавров (интервью было подготовлено до этой даты – Прим. ред.). Что нам стоит ожидать от его визита?
- Могу предположить, что в рамках этого визита Сергей Лавров проинформирует своего азербайджанского коллегу о стремлении России мирно разрешить украинский кризис и деструктивной роли по этому вопросу Запада. Очевидно, проведением последним политики «двойных стандартов», когда, например, президентские выборы в Сирии еще до их проведения были признаны нелегитимными и недемократичными ввиду невозможности их проведения на всей территории страны и отсутствия состязательности среди их кандидатов. Но аналогичное на Украине было признано соответствующим международным правилам.
Вторая возможная тема касается вопросов евразийской интеграции и участия в этом процессе Азербайджана. В условиях углубляющегося украинского кризиса у Европейского союза (ЕС) нет никаких ресурсов для реализации своей политики на Южном Кавказе. В этих условиях любая ассоциация с ЕС ничего кроме дополнительных проблем Азербайджану дать не может. Это вскоре выяснится на примере столь стремящейся на Запад Грузии.
- Какие отношения сегодня могут выстроить Азербайджан и Евразийский экономический Союз?
- Полагаю, что вполне можно найти приемлемые для Азербайджана формы сотрудничества с Евразийским экономическим союзом, особенно после выстраивания таких отношений с Ираном. Сейчас в Тегеране крайне заинтересованы в установлении такого рода отношений, учитывая невозможность снятия с них всех односторонних санкций США и их союзников. Иранцы понимают, что основное внимание нужно уделять прилегающим регионам Центральной Азии и Южного Кавказа. Как следствие, возникла идея энергетического коридора через азербайджанскую территорию, что позволит поставлять в Иран российскую электроэнергию. На повестке дня стоит вопрос о транспортном коридоре и других, экономически выгодных для Баку проектах. По мере вовлечения Ирана в евразийскую интеграцию для Баку было бы все это интересно.
С другой стороны, Россия не собирается ставить Азербайджан перед необходимостью выбора между сотрудничеством с Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом. Баку будет продолжать политику многовекторности, а его экономические приоритеты определятся сами в процессе такой деятельности. Не исключаю, что в перспективе более привлекательным для Баку будет сотрудничество именно с Москвой, а не Брюсселем.
- Стоит ли ожидать более активной посреднической позиции РФ в карабахском конфликте в ближайшее время?
- Не думаю, что сейчас Россия активизирует свои усилия в карабахском конфликте. У нее есть чрезвычайно важный приоритет – необходимость разрешения украинского кризиса. Именно на этом направлении сконцентрированы имеющиеся ресурсы, отсюда идет возрастающий поток беженцев, а от его урегулирования непосредственно зависит состояние не только российско-американских, но и российско-западных отношений в целом.
Такая, несколько пассивная позиция РФ в карабахском урегулировании, может показаться ошибочной на фоне активизации деятельности по этому вопросу США. Однако у Вашингтона ничего не получится – так же, как это произошло, например, в урегулировании израильско-палестинского кризиса. Американцы пытаются подменить собой Россию, чтобы усилить свое влияние на Южном Кавказе. Но для этого надо иметь, хотя бы, соответствующие ресурсы. При их отсутствии никакой прогресс на этом направлении в принципе невозможен.
- Как скоро, по-Вашему, разрешится ситуация в этой стране, стабилизируется?
- События в Донецкой и Луганской областях Украины приобретают затяжной характер. Все это происходит на фоне полного экономического упадка, когда даже не засеяны поля. Так называемая «житница» не сможет себя прокормить уже осенью. Значительная часть промышленности вообще не работает. Все это ведет страну к полному краху, от которого не может спасти никакая западная помощь. Тем более, что значительной финансовой помощи (для Украины – это десятки миллиардов долларов) никто Киеву не предлагает. Запад не будет брать страну на полное содержание, а полученные кредиты нужно будет возвращать. В результате ситуация на Украине не может стабилизироваться. Более того, она будет и дальше ухудшаться, что может привести к полному распаду страны.
- Еще одна горяча точка на карте – это Сирия. Можем ли мы надеяться на скорейшее разрешение ситуации в этой стране?
- Недавние президентские выборы в этой стране проходили на фоне того, что Башару Асаду пока не удается добиться перелома в борьбе с вооруженной оппозицией, хотя и были достигнуты определенные успехи. В частности, ливанское движение «Хезболла» взяло под свой контроль всю ливанско-сирийскую границу, что исключает использование Ливана в интересах сирийской вооруженной оппозиции. А исламисты покинули старую часть города Хомс.
Сирийскую национальную армию поддерживает не только ливанское движение «Хезбалла», но и иранские «добровольцы», и иракские шииты, прибывшие для защиты «шиитских святынь». Помимо этого, с начала 2014 года на стороне армии воюют вооруженные отряды афганских хазарейцев.
Дамаску удалось в значительной мере локализовать зоны вооруженного сопротивления. Ожесточенные бои идут в районах, прилегающих к турецкой границе за право контроля над логистическими коридорами из Турции в Сирию и обратно. Ставки здесь предельно высоки не только из-за вопросов материально-технического снабжения отрядов оппозиции, но и по причине контроля над очень финансово-выгодной сферой в виде каналов контрабанды, через которые уже продолжительное время идет основной поток жизненно важных товаров в Сирию.
В дальнейшем ситуация в Сирии будет зависеть от масштабов внешней помощи для вооруженной оппозиции. Если такая помощь существенно уменьшится, то сирийская национальная армия освободит от боевиков центральную часть страны. В противном случае сохранится неопределенность. С одной стороны, США могут начать поставки так называемой умеренной оппозиции противотанковых ракетных комплексов и других современных вооружений, а также организовать наступление на Дамаск со стороны иорданской границы. С другой – иранцы будут вынуждены поддержать баланс сил, в том числе за счет отправки вооруженных отрядов хазарейцев.
Вопросы задавал Гамид Гамидов, по материалам: novosti.az
Азербайджан дипломатия Евразийский Союз Россия США