КАЗАХСТАН – АРМЕНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Публикации | Андрей ЧЕБОТАРЁВ | 01.07.2014 | 00:57
Развитие интеграционных процессов с подписанием Беларусью, Казахстаном и Россией Договора о Евразийском экономическом союзе, безусловно, найдет в той или иной степени свое отражение в отношениях каждой из этих стран с Арменией, которая заинтересована присоединиться к ЕАЭС. В том числе это касается и Казахстана, уровень взаимоотношений между которым и Арменией нельзя назвать высоким.
Дипломатические отношения между двумя странами были установлены в августе 1992 г. Но если Армения открыла свое посольство в Казахстане еще в том же году, то встречный шаг был сделан только в 2007 г. До этого времени интересы Казахстана в Ереване представлял в порядке совместительства главным образом посол в Российской Федерации. В октябре 2006 г. чрезвычайным и полномочным послом Республики Казахстан в Республике Армения – и снова по совместительству – был назначен посол по особым поручениям МИД РК Айымдос Бозжигитов. И только с января 2010 г. он занимается исключительно представительством своей страны в Армении. Впрочем, действующий посол Армении в Казахстане Ара Саакян параллельно представляет свою страну также в Афганистане и Кыргызстане.
Двусторонние контакты на самом высоком уровне далеки от активных. Бывший президент Армении Роберт Кочарян посещал Казахстан с официальным визитом дважды – 1-2 сентября 1999 г. и 6-7 ноября 2006 г. Тогда как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев первый и пока единственный раз был с официальным визитом в Армении 23-24 мая 2001 г. С момента президентства (с 9 апреля 2008 г.) в данной стране Сержа Саргсяна стороны не удостоили друг друга визитами данного уровня. Правда, Н. Назарбаев ездил в Ереван 20-21 августа 2010 г. для участия в неформальном саммите президентов стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности. А С. Саргсян неоднократно посещал Казахстан в рабочем порядке в рамках участия в мероприятиях коллективного формата. Последний раз это имело место 29 мая нынешнего года во время работы в Астане Высшего Евразийского экономического совета.
При всем при этом Астана и Ереван демонстрируют максимально конструктивный характер взаимоотношений друг с другом. Так, 22 октября 2013 г. президент РК, принимая верительную грамоту от вновь назначенного послом в Казахстан Ары Сааякяна, заявил следующее: «Между нашими странами налажен конструктивный и доверительный диалог на всех уровнях. Мы заинтересованы в углублении и расширении двусторонних торгово-экономических и культурно-гуманитарных отношений с Арменией. Мы знаем об интересе Еревана к интеграционным процессам в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства»[1]. В свою очередь, А. Саакян подтвердил приглашение казахстанскому лидеру посетить его страну с официальным визитом, а также отметил стремление Армении принять участие в международной выставке «ЭКСПО-2017», которая пройдет в Казахстане.
По данным посольства Армении в Казахстане, между двумя странами с момента развития дипломатических отношений подписаны 28 соглашений, четыре протокола и одна конвенция. Базовым из них является Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный 2 сентября 1999 г. В частности, этот документ предусматривает проведение двумя странами на различных уровнях консультаций по интересующим их вопросам международной и региональной безопасности, а также экономической кооперации.
В разное время также были подписаны и действуют такие соглашения, как о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, о поощрении и взаимной защите инвестиций, о воздушном сообщении, о взаимных поездках граждан, о сотрудничестве в области культуры, и др. Отдельно нужно отметить межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве между Арменией и Казахстаном, которое подписали руководители военных ведомств двух государств 4 июня 2012 г. Данный документ ориентирован на взаимодействие двух стран по линии обмена, обслуживания и ремонта военной техники, реализации совместных проектов, создания совместных предприятий, подготовки и обучения военно-технических кадров и т.д.
В рамках торгово-экономического сотрудничества Казахстан поставляет в Армению преимущественно продукцию машиностроения, металлы и изделия из них. В свою очередь, он импортирует из этой страны продукты животного и растительного происхождения, машины, оборудование, приборы и аппараты, резиновые изделия. Имеется также определенный интерес у предпринимателей двух стран к участию в разного рода проектах на территории друг друга. Так, по состоянию на начало 2012 г. в Армении было зарегистрировано 23 предприятия с участием казахстанского капитала, в Казахстане – 60 предприятий с участием армянского капитала. В основном данные коммерческие структуры заняты в сферах обрабатывающей промышленности, строительства, торговли, операций с недвижимостью.
Вместе с тем, по данным Национального агентства по экспорту и инвестициям Kaznex Invest, в 2010-2012 гг. общий объем товарооборота между Арменией и Казахстаном снизился с 10,8 млн. до 3,7 млн. долларов. При этом наиболее всего сократился общий уровень казахстанского экспорта в Армению – на 92% по сравнению с показателями 2008 г. Судя по всему, такому критическому положению дел во взаимной торговле двух стран во многом способствуют отсутствие между ними прямого наземного транспортного сообщения, а также схожесть характера экономик двух стран, отличающихся низким уровнем развития обрабатывающих отраслей промышленности и, как следствие, большим удельным весом сырья в общем объеме экспорта и высокой степенью зависимости от импорта различной обработанной и готовой продукции из других стран.
С учетом всего этого ожидаемое в скором времени вступление Армении в ЕАЭС способно повлиять на изменение динамики политического и торгово-экономического взаимодействия между ней и Казахстаном в положительном русле. В частности, по оценкам первого заместителя министра экономики РА Карины Минасян, участие Армении в процессе евразийской интеграции даст ей такие ожидаемые выгоды, как доступ к широкому рынку сбыта своей продукции, защита инвестиций отечественного бизнеса в странах-партнерах и преодоление экономических рисков, включая конъюнктуру сырьевых рынков. Что касается Казахстана, то, по оценкам Kaznex Invest, рынок Армении представляет определенный потенциал для экспорта обработанной продукции. Соответственно это обстоятельство может стимулировать Казахстан к повышению уровня производства данной продукции и при благоприятных обстоятельствах позволит ему занять свою нишу в экономике Армении.
В то же время возникли определенные моменты, способные внести в армянско-казахстанские отношения некоторую напряженность. Речь главным образом идет об озвученных на двух заседаниях Высшего Евразийского экономического совета заявлениях Н. Назарбаева в адрес Армении с привязкой ее вступления в Таможенный союз и ЕАЭС к вопросам урегулирования военно-политического конфликта этой страны с Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха.
Первый раз такая постановка вопроса была озвучена 24 декабря 2013 г. в Москве. С одной стороны, президент Казахстана поддержал утверждение Дорожной карты по присоединению Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Но, с другой - он заявил следующее: «Вместе с тем вопрос о границе Таможенного союза – где она будет проходить в Армении в связи с нагорно-карабахским конфликтом – остается открытым. Поэтому мы будем вместе с коллегами подписывать Дорожные карты, но с особым мнением, которое будет доложено»[2].
Тем самым Н. Назарбаев поставил предстоящее участие Армении в процессе евразийской интеграции под вопрос. К нему он вернулся 29 мая этого года в Астане, когда подписывался договор о ЕАЭС. Обращаясь к своему коллеге С. Саргсяну, он призвал его обеспечить вступление Армении в ЕАЭС в рамках тех границ этой страны, которые признаны ООН. Основным аргументом стало участие этой страны с 2003 г. во Всемирной торговой организации с аналогичной оговоркой. Ссылаясь на Азербайджан, которого его страна не заинтересована «возбуждать», президент РК дал понять, что Армения либо должна войти в ЕАЭС с данной оговоркой, либо вообще отказаться от Нагорного Карабаха.
В итоге предложение С. Саргсяна о вступлении его страны в ЕАЭС к 15 июня принято не было. А лидеры стран-участниц пришли к договоренности вернуться к рассмотрению проблемы 1 июля. При этом сам президент РА признал, что им осталось проработать два-три вопроса, чтобы обеспечить возможность стать полноправным членом союза. Скорее всего, они касаются участия Армении в ВТО. По крайней мере, позднее вице-премьер РФ Игорь Шувалов поднял проблему относительно импорта Арменией различных товаров из стран-членов ВТО, на которые будут введены установленные в ТС–ЕАЭС пошлины.
Как выйдет Ереван из данной ситуации, лавируя между участием в ВТО и стремлением войти в ЕАЭС, пока сказать трудно. Что же касается «карабахского конфликта», то 31 мая президент РА отметил ошибочное представление своего казахстанского коллеги. В свою пользу он привел аргументы насчет того, что, во-первых, Нагорный Карабах официально не входит в состав Армении и, во-вторых, Таможенный союз не уполномочен решать проблемы этого региона.
Еще один момент, который может стать яблоком раздора между Астаной и Ереваном, это – интерес первой из них к вовлечению в процесс евразийской интеграции Анкары. Так, 24 октября 2013 г. в Минске на заседании ВЕЭС Н. Назарбаев предложил принять Турцию в Таможенный союз. Свое предложение он обосновал тем, что участие данной страны с крупной экономикой положительно отразится на работе ТС, а также снимет на Западе подозрения в том, что Казахстан, Беларусь и Россия хотят воссоздать СССР. К данному вопросу президент Казахстана вновь вернулся 5 июня, комментируя итоги прошедшего в турецком городе Бодрум IV саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств. Он, в частности, заявил о том, что ЕАЭС является открытым для присоединения других государств и Турция могла бы в будущем стать ассоциативным членом данного объединения.
Очевидно, что такая постановка вопроса не случайна. Ожидаемое присоединение к ЕАЭС Армении в политическом плане наиболее всего «играет на руку» России и будет способствовать расширению ее влияния в рамках союза. В этих условиях возможное вхождение в ЕАЭС Турции позволило бы Казахстану получить в ее лице потенциального союзника для отстаивания взаимных интересов и поддержки друг друга в отношениях с партнерами по союзу. Непосредственное же соседство Турции с Арменией могло бы содействовать положительному решению данного вопроса.
Вместе с тем есть ряд «но», препятствующих реализации рассматриваемой идеи президента РК. В частности, членство Турции в НАТО и ее сложные отношения с Арменией. Впрочем, сама Анкара каких-либо шагов в сторону ЕАЭС пока не предпринимала, включая отсутствие какой-либо официальной реакции со стороны турецкого руководства по поводу заявлений Н. Назарбаева.
Таким образом, на текущий момент взаимоотношения между Арменией и Казахстаном протекают под влиянием двух противоположных тенденций. С одной стороны, имеются в целом конструктивное взаимодействие в двустороннем формате, а также союзничество в рамках ОДКБ. А, с другой стороны, отмеченные выше факторы способны внести определенное охлаждение в отношения двух стран. Не в пользу будущего участия Армении в ЕАЭС – и отсутствие общих границ со всеми из стран-основателей.
Более-менее ситуация вокруг ожидаемого вступления Армении в ЕАЭС прояснится 1 июля, либо позже. Причем ее может осложнить различие в требованиях, озвученных официальными представителями Казахстана и России к этой стране. К тому же не исключено, что довольно категоричная позиция Астаны в отношении Еревана является дополнительным средством для оказания воздействия на Москву в целях добиться для себя новых уступок в рамках союза. Расчет здесь делается на то, что Россия больше остальных стран-основателей союза заинтересована в будущем присутствии здесь Армении. Поэтому вхождение Армении в ЕАЭС и дальнейшее развитие ее взаимоотношений с Казахстаном в немалой степени будут зависеть от того, как поведет себя Россия по отношению к каждому из них при окончательном решении рассматриваемого непростого вопроса.
По материалам: Ритм Евразии
Армения безопасность дипломатия Евразийский Союз экономика