А по словам министра обороны России Сергея Шойгу, комментировавшего кризис на Украине, «после силового отстранения от власти действующего президента Украины и при активном участии внешних сил страна скатилась практически к гражданской войне». Противостояние пришедших к власти сил и нескольких регионов юго-востока страны, выступивших за федерализацию Украины, по мнению главы Минобороны, объясняется во многом внешним вмешательством и негативно сказывается на глобальной безопасности.
Украинские «уроки» актуальны и для других государств бывшего Советского Союза. Многие из них стали объектами ожесточенного геополитического противоборства – не исключая, конечно, и саму Россию. Последний этому пример – рассмотрение американским сенатом так называемого «Акта о предотвращении агрессии РФ». Помимо развертывания натовских баз, проведения учений на российских границах, многочисленных санкций и прочего документом предусмотрено ежегодное выделение 10 млрд долларов с 2015 по 2017 год на «развитие демократии».
Не менее опасны дестабилизирующие сценарии для Восточной Европы и Южного Кавказа – вследствие тяжелой этнополитической истории, неэффективности многих государственных институтов, наличия неурегулированных конфликтов и конфликта интересов различных внешних субъектов, включая транснациональные корпорации. Скажем, вряд ли случайно именно окрестности Славянска стали ареной карательных действий украинских формирований против местного населения. Именно здесь находится потенциальная площадка разработки сланцевого газа. Того самого энергетического сырья, которое американцы намерены предложить Европе в качестве частичной замены российских газовых поставок…
Запах «большой нефти» отчетливо ощущался и на всех этапах карабахского конфликта. Важная роль Кавказа как коммуникационного перешейка, призванного ограничить так называемые «имперские амбиции Москвы», также ни для кого не секрет. Чрезмерная чувствительность местных элит к пожеланиям извне вызывает определенные проблемы, так как эти пожелания, выражаемые публично или не очень, часто имеют крайне опасный характер. Опасный, кстати, в первую очередь не для мифических «империалистов Кремля», а для самих кавказских обществ и государств.
«Западный путь» соседей России чаще всего сводится к желанию максимально дистанцироваться от Москвы, используя как инструмент радикальную русофобию, расковыривание старых болячек, будь то «языковой вопрос», «голодомор» либо несуществующий пока памятник Анастасу Микояну, который, по мнению иных «активистов», необходимо будет непременно взорвать.
Попытки спровоцировать массовые антироссийские настроения в Армении, в отличие от Украины, носят пока откровенно фарсовый характер. Реальные или мнимые промахи Москвы, которые никто не собирается отрицать, здесь не более чем предлог. Напомню в этой связи о мартовском заявлении движения «Предпарламент» в связи с крымским референдумом, позволившим предотвратить на полуострове крупный этнополитический конфликт и избежать сотен, если не тысяч жертв. Прозвучали такие слова: «…Крымское самоопределение проходило посредством русской военной машины, тогда как карабахское – под ее давлением. Более того, самоопределение Крыма и его присоединение к России – следствие имперских амбиций России, амбиций, мишенью которых являются также и Армения с Карабахом». В схожем ключе высказывались представители партии «Свободные демократы», ряд других организаций и групп, попутно ссылаясь и на недовольство, которое позиция Еревана в крымском вопросе вызывает у США и Европы.
В минувшем апреле «Армянская национальная платформа» форума гражданского общества «Восточное партнерство», объединяющая до 200 общественных организаций (координатор – глава Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян), выступила с призывом прекратить вещание в стране российских телеканалов. А 18 мая в центре Еревана активисты ряда гражданских инициатив под предводительством бывшего политзэка Паруйра Айрикяна и главы Ванадзорского офиса «Хельсинкской гражданской ассамблеи» Артура Сакунца под флагами Армении, Украины и Евросоюза прошествовали к посольству РФ в Армении, где и провели небольшой митинг. Напомню, многие проекты Ванадзорского офиса и других организаций наподобие «Хельсинкского комитета» или Ереванского пресс-клуба финансируются американским National Endowment for Democracy.
Призывы и лозунги собравшихся носили антипутинский и антироссийский характер, они требовали выдворения из страны посла России в Армении Ивана Волынкина. Напомним, в интервью газете «Ноев Ковчег» господин Волынкин остановился, в частности, на деятельности в Армении ряда зарубежных НПО: «Я уверен в том, что России надо более активно заявлять о своем присутствии здесь на информационном поле Армении… Однако заниматься нейтрализацией тех НПО на территории Армении, которые хотят вбить клин в российско-армянские отношения, видимо, нужно, используя и другие методы. В России, кстати, принят закон, который вполне конкретно регулирует деятельность НПО. В конечном итоге вполне очевидно, что те, кто направляет свою деятельность против российско-армянской дружбы, не желают добра ни России, ни Армении».
Кстати, подобное законодательство действует не только в России, и в ряде стран оно является гораздо более жестким.
Ответ не заставил себя долго ждать. В совместном заявлении представители более двух десятков НПО Армении потребовали либо публичных извинений от посла, либо его отзыва, а также «адекватной» реакции со стороны администрации президента Армении. «Заявляем, что в Армении нет общественных организаций, разворачивающих деятельность против армяно-российской дружбы, и советуем послу Волынкину организовать охоту на подобных ведьм за пределами Республики Армения», – сказано в бумаге, одним из подписантов которой стал фонд «Открытое Общество – Армения».
Участники акции 18 мая у российского посольства скандировали в том числе и лозунги киевского Майдана: «Слава Украине! Героям – слава!» При этом как-то позабылась регулярная поддержка, оказывавшаяся Киевом официальному Баку в карабахском вопросе и много чего еще, о чем неоднократно упоминалось ранее, в том числе и на страницах «Ноева Ковчега».
Малочисленность собравшихся компенсировал их активный настрой, что имеет под собой известную логику. На крутых изломах истории позиция идеологически мотивированного, готового действовать меньшинства зачастую становится более важной, нежели бездействие имеющего, возможно, другую точку зрения, но пассивного большинства.
Яркая экипировка, недвусмысленная ставка на молодежь, организованные действия в формате флешмоб (ничего нового, подобные технологии отрабатываются в России уже более десяти лет) постепенно все больше распространяются в Армении. Интересно, что выступления многих уличных трибунов направлены не только против властей, но и против парламентской оппозиции в лице, прежде всего, партий «Процветающая Армения», Армянский национальный конгресс и АРФ «Дашнакцутюн».
Значительную известность получило в стране движение «Гражданский договор», возглавляемое бывшим политзэком и «хорошим оратором» Николом Пашиняном. Членами совета этого объединения являются также Сасун Микаелян, Араик Арутюнян, Ален Симонян, Арсен Харатян, Марине Манучарян и Лена Назарян. 15 мая было объявлено, что общественно-политическое объединение «Гражданский договор» вступает в новый этап своей деятельности с серьезной заявкой на уличную активность. Господин Пашинян сообщил о наличии у его соратников собственной программы смены власти в Армении и последующих «институциональных изменений», как и планов создания теневого правительства. «Гражданский договор» не намерен ждать, пока ему откроют дорогу – «он сам себе проложит путь». Правда, другой член совета – Араик Арутюнян заявил: «Мы не собираемся разочаровывать народ и в данный момент призывать к смене власти. «Гражданский договор» выступит с такими призывами тогда, когда будет уверен в том, что в состоянии сделать это». По его словам, ни внеочередные, ни очередные выборы на данный момент не стоят на повестке дня.
Рискнем предположить, что переход движения к «решительным действиям» может стать внутриполитической реальностью уже в обозримом будущем (осень, как и весна – традиционное для Армении время оппозиционной активности). Идет ли речь о массовых митингах или о захвате «именем народа» ключевых административных зданий – сказать сейчас сложно, однако не исключено абсолютно ничего. Конечно, массовых акций может и не случиться – например, в случае успеха политического давления, оказываемого Западом на армянское руководство. Однако здесь важнее другое: «реальность» внутриполитической жизни Армении конструируется в значительной мере за пределами страны. Различные политические «колонны» придумываются, разделяются и сливаются (а конкретные лидеры – «надуваются» и «сдуваются») по команде из посольства далекой державы, претендующей до сих пор на роль «разносчика демократии» по всему миру.
Несмотря на то, что движение «Гражданский договор» в полной мере не институционализировано, его руководство представляет собой полностью сформированный и готовый к действиям штаб из менеджеров, специализирующихся по разным направлениям. Здесь и политтехнологи, и специалисты по связям с общественностью, и социологи, и выборные технологи, и психологи, и журналисты, и многие другие, прошедшие полные или частичные курсы обучения в США либо имеющие опыт работы в американских структурах на территории Армении. Возможное соединение «Гражданского договора» с движением «Я – против!» может создать серьезный синергетический эффект.
Попытки опробовать подобную тактику предпринимались в том числе и в России, причем в качестве «боевой пехоты» предполагалось использовать футбольных фанатов и более широкий круг недовольных, а в качестве «руководящей и направляющей» силы – лиц, засветившихся в ходе «болотных» выступлений 2011-2012 гг.
Боюсь, однако, рожденная в Киеве идея прикомандировать к каждому министерству и ведомству «евронадзирателя» не только не уменьшит коррупцию, но приведет к прямо противоположным последствиям. Никакой чужой дядя не будет так просто решать чужие проблемы – это могут сделать только сами граждане в России, на Украине, в Армении и в любой другой стране. Евроинтеграция же, понимаемая как выдача бессрочных виз для узкого круга избранных, и вовсе теряет всякий смысл после известных заявлений высших брюссельских чиновников в отношении Грузии – признанного «флагмана европейской интеграции». Реальность – это необходимость выплачивать долги при ограниченной финансовой базе, поиск новых источников «длинных денег» за счет граждан, будь то накопительная пенсионная система, распродажа остатков госсобственности или что-либо еще. А это, в свою очередь, питает протестные настроения, и так по замкнутому кругу…
Более реальными становятся векторы притяжения, альтернативные Западу. Они не требуют кардинальной ломки местных политических, экономических, культурно-мировоззренческих стандартов в угоду кому-либо. Автор турецкой «Star gazete» обращает внимание на тенденцию последнего времени – «новую ориентацию» многих обществ на Россию. Ее причины наблюдатели видят в том, «что на фоне социальной несправедливости народ не получил доли тех ресурсов, которые контролировали местные власти этого региона, что привело к обесцениванию независимости». В условиях растущего недовольства деятельностью властей неизбежно появляется соблазн смахнуть с «доски» старые фигуры, заменив их на «новые», «демократические» и прозападные.
Секретарь фракции Республиканской партии Национального Собрания Ованнес Саакян отмечает «неизлечимую» русофобию армянских СМИ. Их авторы негодуют по поводу «колонизации» Армении со стороны России. Приведем наиболее красноречивый пример: автор заметки «Россия объявила Армении войну» утверждает о намерении русских «заставить Ереван 29 мая подписать договор о Евразийском союзе, за чем тут же последует ввод войск и раздел Арцаха». Как будто это не американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик де-факто разделил районы Нагорно-Карабахской Республики на входившие в административные границы бывшей НКАО и все остальные…
Американские дипломаты не скрывают: они окажут максимальное содействие именно тем политическим силам, которые согласятся на реализацию «принципов», изложенных в тезисах господина Уорлика. Конечно, в отличие от Киева, американский посол в Ереване господин Хефферн не работает с местными элитами в режиме «ручного управления», однако новое явление в политической жизни республики налицо. Один из внешних игроков де-факто продавливает свой вариант урегулирования нагорно-карабахского конфликта, обещая взамен оказать содействие в достижении власти. Издержки такого варианта для любого серьезного национально ориентированного гражданина более чем очевидны.
В связи с этим стоит сказать: можно как угодно относиться к первому президенту Армении, но сложно не согласиться с ним в том, что «…физическое существование армянского народа было обеспечено и армянская государственность была восстановлена на территории Великой Армении, оказавшейся под российским господством. Нельзя стереть этот факт, превратившийся в подсознательную установку жизненно важного характера, из исторической памяти армянского народа». Обращая внимание на опыт постсоветских Молдавии, Грузии и Азербайджана (а теперь, добавим от себя, еще и Украины), Левон Тер-Петросян отмечает: «В 1990-е годы Армения, имея благоразумие не превращать антисоветскую борьбу в антироссийскую, смогла и сохранить свою территориальную целостность, и существенно способствовать делу освобождения Арцаха».
Член партии «Процветающая Армения» Вардан Бостанджян предлагает неправительственным организациям задуматься над тем, насколько соответствуют интересам страны открытая и безоговорочная лояльность Западу и столь же открытая вражда к России. Вопрос не праздный, и наделавшее столько шума заявление Ивана Волынкина подтверждает, что он попал в самую точку. Речь не идет о том, что Москва указывает армянским властям, в каком направлении им следует совершенствовать национальное законодательство. В связи с событиями «на Украине и вокруг нее» российские политики, дипломаты и эксперты взяли курс на невмешательство во внутренние дела соседей. Относительно эффективности такой политики невмешательства по мере катастрофического роста жертв и разрушений на территориях Донецкой и Луганской областей уже возникают вопросы. Не исключено, что могут они возникнуть и в ходе карабахского урегулирования, где США преследуют свои геополитические цели, а Россия, пусть и формально, солидаризируется с ними, поддерживая нежизнеспособные (если не сказать – прямо контрпродуктивные) Мадридские принципы. Начало их реализации, слом статус-кво будет иметь последствия, весьма напоминающие то, что происходит под Донецком и Славянском: обстрелы жилых домов из гаубиц и минометов, разрушение инфраструктуры, сотни жертв и десятки тысяч беженцев.
Конечно, обвинения, выдвигаемые против власти в Армении, вполне справедливы и убедительны. Как были они убедительны на Украине, где сторонники Майдана уверяли в чистоте помыслов людей, вышедших свергать ненавистный коррумпированный режим Януковича. Однако по результатам революции страна оказалась на грани территориального раскола и гражданской войны, люди гибнут уже сотнями.
Никто не спорит с тем, что власть должна меняться, очищаться и совершенствоваться. Однако «революции» не решают этих задач, более того, они ввергают общества и государства в пучину анархии, способствуют эскалации вооруженных конфликтов, выпускают на волю демонов гражданской войны. В этой связи как никогда важны консолидация неангажированных национальных сил и приоритет мирных и конституционных средств борьбы за права граждан.
По материалам: Ноев Ковчег