ОБСЕ ПЫТАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАРАБАХСКИЙ ВОПРОС В КАЧЕСТВЕ РЫЧАГА ВЛИЯНИЯ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Артем СТЕПАНОВ | 16.06.2014 | 12:00
Недавний визит действующего председателя ОБСЕ, президента и министра иностранных дел Швейцарии Дидье Буркхальтера в страны Южного Кавказа мог мыслиться как некий шаг, призванный смягчить позиции Еревана и Баку в урегулировании карабахского конфликта. Более того, вполне вероятно, что президент Швейцарии хотел способствовать встрече президентов Саргсяна и Алиева. По крайней мере, участившиеся визиты сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион и их заявления свидетельствуют о том, что очередная подобная встреча может и состоится до конца этого года. Но события вполне могут развиваться иначе, ибо поведение Баку – как оно видится по крайней мере из Еревана – в последнее время все чаще и чаще наводит на размышления о том, что Ильхаму Алиеву вовсе не нужны ни переговоры, ни тем более мирное урегулирование. При этом парадоксальном образом нынешний статус-кво, который вроде бы для Баку неприемлем, на самом деле его вполне устраивает. Ведь пользуясь существующим положением вещей, можно постоянно устраивать провокации, засылать диверсантов, убивать армянских военнослужащих, брать в плен ни в чем не повинных мирных жителей, объявляя их шпионами. И вряд ли в ОБСЕ всего этого не знают. Но, увы, есть правила игры, по которым играют все участники конфликта и посредники…
Но вернемся к визиту. После встречи с президентом Армении господин Буркхальтер, поблагодарив за теплый прием, подчеркнул, что необходимо развернуть диалог со всеми сторонами конфликта, и это именно то, чего пожелала бы Швейцария: обсудить и провести диалог, чтобы нашлись решения проблем конфликтов.
После переговоров президенты двух стран выступили с заявлениями для представителей СМИ. В своем заявлении Серж Саргсян, в частности, отметил: «Я подтвердил желание Армении как можно скорее найти развязку этой сложной проблемы. Мы выразили единое мнение в том, что проблема не может быть решена военным путем, что только еще больше усложнит этот вопрос. Угрозы применения силы и периодические нарушения перемирия наносят большой вред переговорному процессу. Когда говорится о мерах по укреплению доверия, мы четко отмечаем, что в их числе первоочередным является проявление надлежащего уважения к народу Нагорного Карабаха». Наконец, добавил Серж Саргсян, эта борьба является национально-освободительной борьбой, ведущейся за основополагающее право на самоопределение, и не может быть решения, если не будет полноценно учтена эта реальность. «Мы глубоко убеждены, что для того, чтобы быть результативными, все переговорные усилия и процессы должны учитывать позицию и мнение именно народа Нагорного Карабаха. Мы констатировали, что сопредседательство Минской группы ОБСЕ является самым оптимальным форматом урегулирования этого конфликта», - отметил он.
В свою очередь, Буркхальтер отметил, что встреча президентов Армении и Азербайджана может дать старт новому этапу переговоров, ведущих к примирению. Он подчеркнул важность формата Минской группы. «Выражаю полное уважение формату решения этой сложно проблемы. Это действительно сложно, и мы не недооцениваем его важность», – отметил действующий председатель ОБСЕ. При этом он подчеркнул, что статус-кво не сулит перспектив, и необходимо пытаться шаг за шагом идти к миру. «Швейцария, будучи председательствующей в ОБСЕ страной, направит усилия на укрепление режима прекращения огня и стимулирование создания механизма по расследованию инцидентов на линии соприкосновения, который все приветствовали, но он до сих пор не реализован. Необходимо решить конфликт на основе мадридских принципов и международного права. Мы можем предоставить посредническое содействие, экспертное участие, политические и финансовое содействие. Мы можем это сделать в период председательства Швейцарии, а также после, если понадобится», – подчеркнул Буркхальтер, добавив, что возможно также содействие в виде мер, направленных на улучшение атмосферы доверия – прямые контакты людей, решение экологических вопросов. Действующий глава ОБСЕ явно забыл, что в Азербайджане контакты с армянами подпадают под статьи «шпионаж» и «измена родине». Недавний арест журналиста Рауфа Миркадырова за то, что он ездил в Армению и непрекращающееся преследование Арифа и Лейлы Юнус как-то не вписываются в «улучшение атмосферы доверия».
Дидье Буркхальтер в Ереване также встретился с президентом НКР Бако Саакяном. Глава Нагорного Карабаха подчеркнул, что самым большим препятствием для урегулирования конфликта является воинственная политика официального Баку, посчитав важным осуществление международным сообществом необходимых шагов для осуждения Азербайджана и направления его в конструктивное русло. При этом вновь была подтверждена позиция официального Степанакерта, направленная на решение карабахского конфликта исключительно мирным путем, включая восстановление полноценного формата ведущихся в рамках Минской группы ОБСЕ переговоров.
В свою очередь, действующий председатель ОБСЕ подчеркнул, что Швейцария содействует деятельности сопредседателей МГ ОБСЕ и выразил сожаление, что до сих пор не представилось возможности реализовать предложение посредников по созданию механизмов расследования инцидентов.
Заметим, что в этом вопросе номинальный глава ОБСЕ, что называется, «темнит»: механизмы расследования инцидентов на линии соприкосновения ВС Азербайджана и Армии обороны НКР создать очень легко: нужно всего лишь, чтобы наблюдатели не подвергались снайперскому огню со стороны Азербайджана. Но именно на отвод снайперов вот уже много лет торпедируется официальным Баку (на этот счёт есть немало публичных заявлений).
Ранее, до Еревана президент Швейцарии побывал в Баку. «Мы знаем, что за несколько месяцев невозможно все изменить, решить все проблемы, в том числе и проблему Нагорного Карабаха, по которой мы провели и проведем много обсуждений. Урегулирование этого конфликта требует времени. Я также прибыл сюда, чтобы выслушать, понять различные мнения и, возможно, найти пути достижения прогресса в переговорном процессе. Мой подход, как действующего председателя ОБСЕ, очень ясен. Мы уверены, что должны шаг за шагом продвигаться к миру. А это означает, что мы пропагандируем два основных вопроса. Первый - мы пропагандируем интенсификацию диалога, диалог уже состоялся. Однако возникла необходимость в проведении новой встречи между президентами Азербайджана и Армении. Было предложено провести эту встречу в Париже, мы тоже поддержали эту мысль. Мы выступаем за проведение этой встречи в ближайшем будущем. Это встреча должна стать точкой отсчета новой фазы переговоров. С другой стороны, это может стать процессом структурированных переговоров, которые приведут к мирному соглашению. А этот переговорный процесс должен идти на основе Мадридских принципов», – заявил Буркхальтер, подчеркнув, что необходимо усиление режима прекращения огня.
Между тем, азербайджанский лидер был, как всегда, в своем амплуа: «Безусловно, в ходе нашего обсуждения основное внимание мы направили на самый важный для региональной безопасности вопрос – нагорно-карабахский конфликт. Я проинформировал господина Президента о нынешнем состоянии, перспективах переговоров и истории конфликта. Нагорный Карабах – это историческая и неотъемлемая территория Азербайджана. Нагорный Карабах признается международной общественностью как неотъемлемая составная часть Азербайджана и останется неотъемлемой составной частью Азербайджана. С исторической точки зрения Нагорный Карабах всегда был территорией Азербайджана, с правовой точки зрения это наша территория, и Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции, требующие безоговорочного и незамедлительного вывода вооруженных сил Армении с оккупированных земель. Вот уже более двадцати лет продолжается оккупация. Под оккупацией Армении находятся не только Нагорный Карабах, но и расположенные вокруг Нагорного Карабаха семь наших районов. Оккупировано 20% признанной на международном уровне территории Азербайджана, наш народ стал жертвой политики этнической чистки, проводимой Арменией. ОБСЕ приняло решения и резолюции, связанные с урегулированием конфликта. Дважды ОБСЕ направляло на оккупированные территории миссии по изучению фактов и оценке. В отчетах все ясно указано: все уничтожено, наши исторические здания, мечети, памятники, могилы наших предков – все разрушено. Поэтому нужно как можно скорее добиться урегулирования конфликта. Так как это самая большая угроза для региональной безопасности. Для этого должны быть соблюдены нормы международного права, резолюции Совета Безопасности ООН, решения ОБСЕ и других международных организаций. К сожалению, Армения игнорирует эти резолюции и продолжает политику искусственного затягивания переговорного процесса, так как они не хотят урегулирования конфликта, мира и пытаются сохранить ситуацию такой, как она есть». По мнению Ильхама Алиева, чтобы изменить статус-кво, Армения должна начать процесс отвода своей армии: «Надеюсь, что международная общественность, ОБСЕ будут более активными в этом вопросе, чтобы нормы международного права и историческая справедливость были восстановлены и после освобождения оккупированных территорий Азербайджан смог начать восстановительные работы».
Таким образом, в Баку были повторены известные тезисы, которые за рамками пропагандистских клише, мягко говоря, вряд ли воспринимаются всерьёз. Если бы обвинения в адрес армянских сторон сопровождались бы конструктивными предложениями – они, скорее всего, были бы восприняты. Но таких предложений нет. Вряд ли президент Швейцарии, страны, являющейся в последнее время площадкой для весьма представительных консультаций по карабахской проблематике, не осведомлён об истории и современном состоянии конфликта, свободных от пропагандистских наслоений. Можно также задаться вопросом: действительно ли Баку так нужен Карабах, ибо бескомпромиссными заявлениями и требованиями де-факто капитуляции его никак не вернуть? Или же все пропагандистские эскапады направлены исключительно на внутреннюю аудиторию, далеко не все из которой, кстати, несмотря на многолетнее культивирование образа врага, готовы снова ценой немалой крови восстанавливать «территориальную целостность»?
…Что же касается очередной встречи президентов, то никто особой надежды на нее не возлагает. Понятное дело, что на Армению и Азербайджан будут давить, чтобы ускорить решение проблемы, только давление это ни к чему не приведет. Да и то сказать – по большому счету, международные организации заняты Украиной, Сирией, теперь вот Ираком и другими более «горячими» точками, и ему явно не до Карабаха. Так, по крайней мере, представляется многим, причём не только в Армении. В России еще не забыли попытку главы Швейцарии выставить себя (и ОБСЕ) посредником в решении конфликта на юго-востоке Украины. Попытка эта закончилась оглушительным провалом: кровь на территории Донецкой и Луганской республик продолжает литься, инфраструктура подвергается тотальному разрушению, количество жертв исчисляется уже сотнями, а напряженность перекинулась уже на границу между Российской Федерацией и бывшей Украинской ССР…
Всё это, конечно, не внушает оптимизма относительно так называемых посреднических усилий ОБСЕ на Южном Кавказе. Последние 10 лет все действующие функционеры ОБСЕ высокого ранга наезжают в Баку и Ереван, формально прикрываясь необходимостью решения карабахской проблемы, но что-то ни у кого не получается. Может быть, в реальности ставятся цели и преследуются интересы совсем иного порядка? Ведь слова говорятся одни и те же, но в реальности «телега» ставится впереди «лошади», и ситуация перед визитом и после остается прежней. Перед визитом очередной «важной» делегации всегда «отличается» одна из сторон, устраивая диверсии и обстрелы, усложняя, прежде всего, объективно полезную и нужную работу «полевых» мониторинговых миссий ОБСЕ (вплоть до прямой угрозы жизни их сотрудникам). Словом, ничего нового, а если это «новое» происходит, то его никак не отнесёшь к категории хороших новостей. Так, в середине июня резко обострилась ситуация на границе Армении с Нахичеванской автономией, которая традиционно, ещё с середины 90-х годов, была достаточно спокойной. Специальный представитель действующего председателя ОБСЕ, посол Анджей Каспршик высказывает озабоченность участившимися случаями нарушения режима прекращения огня на границе между Арменией и Азербайджаном. «…Как правило, инциденты происходят в одном месте, а напряжение, образовавшееся в результате их, распространяется по всей линии фронта», – констатирует дипломат.
…А пока 13 июня Баку и Тбилиси посетил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, который также, по всей видимости, не обошел карабахский конфликт своим высочайшим вниманием. При этом, думается, основная цель визита Баррозу в Баку – энергоносители. А карабахская проблема – как «приложение», и, не исключено – как повод использовать нерешённый вопрос в качестве очередного рычага давления на страны Южного Кавказа. Вряд ли недавнее высказывание американского посла в Баку о возможности в Азербайджане так называемого «майдана», как и встреча Дидье Буркхальтера с представителями армянских общественных организаций является простой случайностью…
специально для kavkazoved.info
Азербайджан Армения дипломатия Нагорный Карабах