ГРУЗИЯ: ДИЛЕММЫ ИНТЕГРАЦИИ
Публикации | Михаил АГАДЖАНЯН | 15.06.2014 | 12:49
Визит покидающего вскоре свой пост председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу в Грузию, по словам этого европейского функционера, имел целью выразить местным властям поддержку перед подписанием Грузией 27 июня соглашения об ассоциации с ЕС. Поддержка, однако, выглядела не слишком убедительно. В Тбилиси ждали от Баррозу большего, но он лишь предположил, что если не нынешнее поколение грузин, то следующее сможет ощутить выгоды от присоединения к европейской экономической семье. Словом, лет двадцать придётся подождать…
Тем временем в Грузии становится заметнее давление общественных сил по вопросу о выборе альтернативного пути интеграции. В грузинском обществе с каждым годом медленно, но верно растёт чувство усталости от бессмысленной конфронтации с Россией, исторически дружественным народом, православными единоверцами. О формировании в республике общественного запроса на восстановление добрососедских отношений с Россией говорит и акция, прошедшая 28 мая в Тбилиси. Её участники потребовали от правительства возобновления дипломатических отношений с Россией. Организатором шествия выступила общественная инициатива «Евразийский выбор – Грузия», созданная летом прошлого года перед президентскими выборами в республике. В состав инициативы вошли неправительственные организации, называющие себя общественной коалицией. Социальной базой коалиции является нижняя прослойка среднего класса; занятость и благосостояние этих семей тесно связаны с трудовой миграцией в Россию (1).
В то же время перспективы восстановления дипломатических отношений между двумя странами пока вырисовываются слабо, учитывая, что грузинские власти, несмотря на выдвинутый ими ранее лозунг улучшения отношений с Россией, в качестве предварительных условий называют «прекращение оккупации» Абхазии и Южной Осетии, а также отзыв Москвой признания государственной независимости этих двух республик. Своей победой на парламентских выборах осенью 2012 года блок «Грузинская мечта» был обязан не в последнюю очередь установке на добрососедство с Россией и отход от конфронтационной линии прежнего правительства. Однако, приняв бразды правления, «грузинские мечтатели» обставили вопрос улучшения отношений с Россией непреодолимыми препятствиями.
Вместе с тем возможности сближения Грузии и России сохраняются. В своё время в экспертной среде была выдвинута идея «малых дел». Исходя из понимания невозможности форсированного восстановления российско-грузинских отношений до уровня середины 2000-х годов, предлагалось начать постепенное движение двух стран навстречу друг другу малыми шагами. К ним относится целый ряд двусторонних проектов, часть которых уже воплотилась в жизнь. Сформирован механизм периодических встреч замминистра иностранных дел России Григория Карасина и спецпредставителя правительства Грузии Зураба Абашидзе. Грузинские товары получили расширенный доступ на российский рынок, восстановлено автомобильное сообщение (грузовые и пассажирские перевозки), стороны вплотную подошли к решению вопроса о возобновлении регулярного авиасообщения между двумя странами.
Практика «малых дел» имеет перспективу обрести сторонников и среди узнаваемых грузинских политиков. За установление добрососедских отношений с Россией и уважение стратегических интересов Москвы на Южном Кавказе высказываются лидер партии «Демократическое движение - единая Грузия» Нино Бурджанадзе, созданная в октябре 2009 года партия «Нейтральная Грузия».
Самое удивительное в грузинской общественно-политической жизни то, что гражданам республики никто так и не показал преимущества евроатлантической интеграции. Вместо этого власти продолжают заученно твердить, что «европейский выбор – это историческое стремление в ту цивилизационную среду, от которой нас оторвали и фундаментальные ценности которой мы столетиями разделяем» (2).
А на самом деле ассоциация с ЕС сулит дальнейшую узкую специализацию грузинской экономики на транзите и оказании услуг. О развитии местного производства можно будет забыть, европейские партнёры республики нисколько не заинтересованы в защите её внутреннего рынка. Ассоциация с ЕС поведёт лишь к углублению импортозависимости Грузии. Даже по некоторым традиционным товарным группам перерабатываемой сельскохозяйственной продукции грузинские производители не станут в Европе конкурентоспособными. Роль Грузии в европейском разделении труда предрешена: транзит на Запад энергоресурсов с каспийского шельфа и в перспективе из центральноазиатских республик. И это притом, что евразийская интеграция открыла бы перед Грузией возможности поддержки местного призводителя. Один только российский потребительский рынок способен обеспечить экспортно ориентированным отраслям грузинской экономики стабильно растущий сбыт. В январе-апреле 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объём экспорта из Грузии в Россию возрос на 314% (!).
Есть и другие сферы перспективной кооперации Грузии со странами-членами будущего Евразийского экономического союза. К примеру, в Грузии активно представлены экономические интересы Казахстана, который заинтересован в развитии южнокавказского транспортного коридора по маршруту Астана – Батуми, объединяющего страны Центральной Азии, Азербайджан и Грузию в рамках единого тарифного пространства. Порт Батуми управляется казахстанской компанией. В случае достижения консенсуса по транзитным тарифам казахстанско-российский консорциум готов инвестировать в развитие нефтеналивного терминала и строительство зернового терминала на южном побережье Грузии.
Грузинская политическая элита ещё не избавилась от стереотипов, тормозящих восстановление отношений с Россией в полном объёме. В этих условиях незаменимую роль могут сыграть общественные инициативы, предлагающие конкретные решения в деле нормализации двусторонних отношений. С 8 июня общественная коалиция «Евразийский выбор – Грузия» приступили к сбору подписей в поддержку восстановления дипломатических отношений с Россией. Затем собранные голоса будут переданы в парламент. Грузинские активисты намерены поднять вопрос о проведении общереспубликанского референдума, который определит позицию большинства населения страны в вопросе о развитии отношений с северным соседом.
(1) В Грузию в течение 2013 года физическими лицами было переведено $1,4 млрд. «Банковский чек» трудовых мигрантов из-за рубежа по итогам прошлого года составил 17,8% к стоимости импорта Грузии, 29,2% к внешнеторговому дефициту и почти на 53% превысил общую сумму прямых иностранных инвестиций в республиканскую экономику. Из России в Грузию было переведено $801,4 млн. (54,3% от общей суммы трансферта физических лиц). (Никита Мендкович, Трудовая миграция в Грузии и статистика денежных переводов // Научное общество кавказоведов, kavkazoved.info, 12 мая 2014).
(2) Ираклий Гарибашвили (премьер-министр Грузии), Грузия – Россия: поиски выхода из тупика // «Россия в глобальной политике», 27 января 2014.
Грузия Евросоюз Россия