На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

НЕЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. КТО И ПОЧЕМУ СВЕРГ ПРЕЗИДЕНТА АБХАЗИИ?

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Артур ПРИЙМАК | 02.06.2014 | 21:30

Вечером 31 мая Народное собрание (парламент) Абхазии на внеочередном заседании приняло решение о назначении исполняющего обязанности президента и досрочных выборах главы республики. И.о президента стал глава парламента Абхазии Валерий Бганба. Он будет осуществлять полномочия вплоть до выборов, которые должны состояться 24 августа. Действующий президент Абхазии Александр Анкваб объявил о своей отставке.

Почему в спокойной «пророссийской» Абхазии случились народные волнения, которые привели к свержению легитимной власти?

В постановлении Народного собрания о назначении Валерия Бганба и.о. президента Абхазии сказано: отрешение Александра Анкваба от должности президента было вызвано неспособностью действующего главы осуществлять свои полномочия, а также «руководствуясь постановлением парламента Абхазии от 29 мая об объявлении вотума недоверия премьер-министру». И.о. президента Абхазии Валерий Бганба заявил, что принятие такого решения далось парламентариям нелегко, но они были вынуждены пойти на это, поскольку, по мнению парламента, дальнейшее пребывание Анкваба у власти не представлялось возможным. 

Почему, как утверждают парламентарии, Анкваб стал вдруг недееспособен как президент? Ответ на этот вопрос был дан в сообщениях некоторых СМИ, которые сообщили: он, дескать,  вместо того, чтобы разрядить народные волнения в Сухуме, поспешил скрыться от своего народа на российской военной базе в Гудауте, хотя угрозы его жизни не было. 

«В сложной ситуации нужны были мужественные поступки», – сказал в интервью российским СМИ абхазский оппозиционер Валерий Габния, председатель общественного движения «Аруаа». Как говорит Габния, если бы Анкваб 27 мая вышел к митингующим, сказал, что готов к реформированию системы власти, готов к ротации кабинета министров, а также разобраться с коррупцией – настроения среди митингующих могли бы измениться на 180 градусов. Но Александр Золотинскович вместо этого предпочел скрыться из Сухума. Этим, по мнению оппонента бывшего президента, в Абхазии был создан прецедент, очень напоминающий август 1991 года, Форос, и ГКЧП. Если пребывание Горбачева в Форосе, как пишет экс-президент СССР, было изгнанием и пленением, то Анкваба никто в Гудауту не выгонял. Как говорят противники Анкваба, своим бегством из Сухума абхазский лидер в очередной раз проявил свойственные ему нарциссизм и политическую глухоту. 

Между тем, в лагере Анкваба (который не такой уж малочисленный) поспешили попытаться отразить удары оппозиции (как видим, безуспешно). Некоторые СМИ сообщают, что в понедельник 2 июня Анкваб планировал вернуться в Сухум, что, по-видимому, уже не будет иметь большого значения. По мнению абхазской оппозиции, Анкваб уже давно действовал как величина, отчужденная от интересов народа Абхазии. 

Пребывая в Гудауте, Анкваб не собирается уподобляться Горбачеву в Форосе. 1 июня он категорически опроверг сообщения о своей отставке. Решение парламента о назначении и.о президента спикера парламента Анкваб назвал грубым нарушением конституции страны. Как свидетельствуют источники в Абхазии, действующий президент Анкваб готов обсудить сложившийся кризис в стране с кем угодно, но только не с и.о. президента Абхазии Бганба. Если верить словам самого Анкваба, то он готов обсуждать ситуацию со всеми теми, кто обеспокоен сложившейся ситуацией в Абхазии. Стоит полагать, что Бганба и сторонники спикера парламента в число собеседников Анкваба входить не будут. По крайней мере, на момент 1 июня 2014 года. 

Государственный переворот в Абхазии, как известно, начался с многочисленного митинга протеста в Сухуме, состоявшегося 27 мая у здания администрации президента. Некоторые аналитики увидели в сухумских событиях классический цветной вариант наподобие того, что произошел в феврале этого года на Украине. В обиход уже стало входить выражение «революция магнолий» или «мандариновая революция». 

Абхазская ситуация похожа на украинскую – но только в рамках «абриса». Если брать обе ситуации в разрезе и рассматривать их, то ничего общего не увидим.

События в Киеве и Сухуме схожи только типологически. И там, и там есть власть, которая не устраивает народ. И там, и там произошли волнения, которые отправили не устраивающую народ власть в отставку. И на этом все. В остальном – сплошные расхождения. Украинские протестные настроения оформились в виде ярко выраженного прозападного вектора. Абхазские оппозиционеры так же пророссийски настроены, как и сам Анкваб. 

Еще одно отличие – это неструктурированность абхазской оппозиции. Если украинская оппозиция Януковичу на момент 21 февраля была оформлена и структурирована в политические тренды в виде партий и движений, то в абхазской оппозиции этого нет. В Абхазии можно создать и зарегистрировать политическую партию. Но вряд ли эта партия станет реальной оппозицией Анквабу. Чтобы конкурировать с официальным Сухумом, нужно иметь не только харизму, но и материальные активы. А абхазская ситуация такова, что реальный контроль над активами находится в руках только одного человека – президента страны. В республике долгое время складывалась схема, когда страной управлял один полновластный человек, а вокруг него множились маломощные оппозиционеры – индивидуалы, которые мало могли воздействовать на ситуацию в стране. Такое положение обеспечивало Абхазии стабильность, не позволяло отклоняться от пророссийской ориентации. Несмотря на свои плюсы, эта схема была переходной, временной. То, что временная схема вдруг перестает быть эффективной – это нормально. 

Вследствие того, что абхазская оппозиция состоит из индивидуалов, а не фракций или кланов, она некомпактна и, соответственно, более сложна. Чтобы общаться с такой оппозицией, нужен особый талант. Как говорят в Абхазии, таким талантом обладали Владислав Ардзинба и Сергей Багапш – предшественники Анкваба. В том, что такой талант был у Анкваба, жители республики сомневаются. В условиях Абхазии продуктивный диалог власти с оппозицией определял жизнеспособность республики. Когда президентом стал Анкваб, властная система начала замыкаться на себе самой, и диалог нивелировался практически до нулевой отметки. Этот фактор никак нельзя ассоциировать с происками экспортеров «цветных» революций. Еще одно отличие абхазской ситуации от украинской заключается в том, что некоторые оппозиционеры хорошо знакомы в Москве. 

Украинские майданные деятели, хоть и вынуждены сейчас действовать ситуативно, в период борьбы за власть имели перед глазами четкий алгоритм действий и на настоящий момент, и на ближайшую перспективу. У абхазской оппозиции этого нет. Виталий Габния, Рауль Хаджимба, Тангиз Агрба и другие оппозиционеры действуют, что называются, по наитию. У них перед глазами нет ни алгоритмов, ни моделей. Единственное, что их объединяло до 27 мая – это желание изменить ситуацию в Абхазии. 

Опять же, «изменить» – вовсе не означало обязательно «свергнуть президента». Никто из абхазских оппозиционеров не называл персонально Анкваба кровавым тираном или палачом. Если разбираться, единственная легитимная претензия противников Анкваба – это давно запланированная Сухумом раздача абхазских паспортов грузинам из Гальского района. 

Напомним, классическая «цветная революция» начинается с призывов «свергнуть диктаторскую власть», которая «топит страну в крови». Так было в мубараковском Египте, Ливийской Джамахирии, Сирии, на Украине... Если в Абхазии такого нет, значит, там нет и цветной революции. 

Цветной революции нет. Зато есть масса давно назревших внутренних противоречий, которые рано или поздно должны были выкристаллизоваться в не менее сложный политический сценарий, чем «цветная» революция. Несмотря на свою кажущуюся политическую «миниатюрность», Абхазия – достаточно сложный регион, поскольку на геополитической площадке Кавказа он занимает особое место. Не следует недооценивать и латентные политические процессы внутри абхазского общества. На «периферии» общественного сознания в Абхазии сейчас зреют не только пророссийские тренды. 

Кроме того, тектонические сдвиги на абхазском участке могут повлечь соответствующие процессы на всем условно «российском» поле Кавказа. Есть риск полагать, что эти процессы могут быть непредсказуемы и необратимы. 

Специально для kavkazoved.info

Абхазия выбор Кавказа политика и право



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2025 | НОК | info@kavkazoved.info