КАЗАХСТАН – АЗЕРБАЙДЖАН: ОБХОДНОЙ МАНЕВР ЗАПАДА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Михаил АГАДЖАНЯН | 02.06.2014 | 00:00
Этап заметного спада внимания США и ЕС к Южному Кавказу и Каспийскому бассейну сменился на активный стиль евроатлантической дипломатии. Кавказскому турне президента Франции в прошлом месяце предшествовали во многом провокационные заявления представителей США в регионе. За программным выступлением по карабахскому урегулированию американского сопредседателя Минской группе ОБСЕ Джеймса Уорлика последовали заявления посла США в Баку Ричарда Морнингстара. В обоих случаях прослеживался настрой Вашингтона взбудоражить общественное мнение в республиках-адресатах «майских тезисов» Белого дома и госдепартамента. Вместе с тем, возросшая активность США не ограничивается лишь пропагандистскими выпадами, преследующими одной из главных целей посеять новые семена взаимного подозрения между Россией и Арменией, Россией и Азербайджаном. За завесой дипломатической риторики провокационного характера проступают вполне определённые задачи Запада на обозримую перспективу. Среди них текущая фактура межгосударственных отношений в регионе выводит на первый план усиление кавказско-центральноазиатской смычки в лице Азербайджана и Казахстана. Взаимодействие двух республик – соседей по Каспию поощряется Западом сразу на нескольких направлениях.
Вывод натовских войск из Афганистана поднял значимость для евроатлантистов портов Актау и Баку в качестве перевалочных транзитных пунктов. Задекларированный отказ НАТО от военного сотрудничества с Россией диктует переориентацию отвода войск и грузов с Северной распределительной сети на альтернативные маршруты. По данным на конец 2013 года, около 60 % груза для войск в Афганистане поставлялось транзитом через Казахстан. В обратном направлении значимость казахстанского коридора для натовцев на порядок меньше – лишь 1 % груза вывозится из Афганистана через территорию центральноазиатской республики. Единственным способом увеличить реверсный грузопоток натовских войск при смешанных воздушно-морских-наземных перевозках с обходным российскую территорию «маневром» – это смычка двух крупнейших портов Азербайджана и Казахстана на Каспии. Ещё до нынешнего кризиса в отношениях России и НАТО эмиссары Альянса часто наведывались в Баку и Астану для проработки на месте вопросов обеспечения афганского транзита войск. Особую активность на этой стезе развило Транспортное командование США (USTRANSCOM). Очевидно, что использование каспийских портов в качестве узлов перевалки военных грузов создаст Альянсу удобную стартовую площадку для формирования в дальнейшем сквозного транзитного коридора Европа – Южный Кавказ – Центральная Азия. Ныне чаще всего звучат ссылки на преимущественно коммерческий характер эксплуатации маршрутов через казахстанскую и азербайджанскую территории. Исходя из этой «коммерческой логики», после завершения активной миссии натовцев в Афганистане перевалочные пункты на пути следования грузов будут использоваться в будущем исключительно как хабы региональной торговли. В это и ранее верилось с большим трудом. При текущей конъюнктуре отношений России с США и НАТО подобные реляции и вовсе не внушают никакого доверия. Вдоль линии Актау – Баку с дальнейшим выходом через территорию Грузии к черноморским портам выстраивается интерес США и ЕС напрямую вовлечься, например, в вопросы обеспечения безопасности транзитных инфраструктур на Каспии. В том числе, а, вероятнее всего, и в первую очередь, трубопроводных.
Переориентация энергоресурсных потоков из Центральной Азии под цели обходной Россию стратегии составляет ещё один важный для евроатлантистов стимул к разработке казахстано-азербайджанской связки в регионе. Казахстанская нефть на мировой рынок может пойти через Азербайджан, на такую перспективу стали обращать внимание официальные лица в Астане. Санкции Запада против России видятся казахстанским политикам как весьма тревожный сигнал, требующий разработки резервных вариантов доставки углеводородов зарубежным потребителям. Экспорт нефти из Центральной Азии может пойти в сторону от инфраструктуры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), пролегающей по территории России в порт Новороссийск и далее на внешние рынки. И вновь азербайджанский маршрут рассматривается в качестве альтернативного для возможного перенаправления порядка 33 млн. тонн казахстанской нефти (объём прокачки по КТК в 2013 году).
У Азербайджана крупный флот нефтеналивных танкеров на Каспии, а также планы в ближайшие месяцы форсировать реализацию железнодорожного проекта Баку – Тбилиси – Карс. Таким образом, дополнительные объёмы казахстанской нефти для турецких и других зарубежных потребителей могут усилить экономическую выгодность прокладываемых в регионе коммуникаций, а также озадачить Россию новыми вызовами. Вновь оживившиеся разговоры вокруг проекта «Казахстанская Каспийская система транспортировки» (строительство нефтепровода «Ескене – Курык» на казахстанской территории и создание Транскаспийской системы (нефтяной терминал Курык – Баку) с выходом на Грузию и далее в Турцию) – явный раздражитель для России на этапе интенсивного продвижения к Евразийскому экономическому союзу. Если американцам и европейцам удастся сподвигнуть своих партнёров на Каспии к решению технической задачи танкерной перевалки нефти из Актау в Баку, то нынешних трубопроводных мощностей и ёмкости железнодорожных перевозок «чёрного золота» в западном направлении на начальных этапах может хватить в избытке. Это использование пропускной способности нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан, который до сих пор значительно недозагружен. А также железнодорожные подходы к грузинскому нефтеналивному терминалу Кулеви и порту Батуми. С ростом же экспортного потенциала нефтяной отрасли Казахстана (согласно прогнозам, республика рассчитывает к 2018 году увеличить объёмы производства нефти до 110 млн. тонн (1)) проекты наподобие «Казахстанской Каспийской системы транспортировки» могут получить расширенный вид.
Наконец, ещё одним направлением казахстано-азербайджанского взаимодействия в регионе повышенного внимания США и ЕС является усиление военно-политической и военно-технической кооперации двух республик. Стороны вышли на интенсивный темп обмена визитами представителей военных ведомств. Ключевые вопросы переговоров по линии министерств обороны – сотрудничество в обеспечении безопасности на Каспии, а также налаживание связей между предприятиями оборонных комплексов. Отдельной темой развивающегося диалога Казахстана и Азербайджана выступает военно-техническое сотрудничество (ВТС). Важным наблюдением последнего времени стала диверсификация Астаной своих связей в сфере ВТС с зарубежными партнёрами. Республика остаётся в рамках приоритетного для себя оружейного содружества с Россией, при этом поступательно обнаруживает интерес к реализации военных контрактов с участием евроатлантических игроков. В этом позиции Баку и Астаны совпадают. Будучи крупными приобретателями вооружений и военной техники российского производства (2), тем не менее, две республики охотно вовлекаются в оружейную кооперацию со странами НАТО. Платёжеспособность Казахстана и Азербайджана привлекает западных производителей продукции военного назначения, ставит в повестку дня совместные проекты в сфере ВТС. Так, в ходе международной оборонной выставки KADEX–2014, прошедшей в столице Казахстана 22–25 мая, была анонсирована возможность закупки Азербайджаном партии многоцелевых вертолётов ЕС–145. Эти машины – разработка франко-германского концерна «Eurocopter». В мае 2011 года компания «Kazakhstan Engineering» подписала соглашение с европейскими партнёрами о создании совместного предприятия «Eurocopter Kazakhstan Engineering», которое приступило к сборке вертолётов в Астане.
Французские кампании активно осваивают казахстанский рынок и в других областях военно-промышленной кооперации. К примеру, в Алматы на совместном предприятии «Thales Kazakhstan Engineering» производятся средства радиоразведки.
Зарубежные военные издания указывают на планы правительства Казахстана построить новую верфь в районе порта Актау, на которой будет осуществляться сборка как гражданских, так и военных кораблей. В проекте представлены местная компания «КазМунайГаз» и итальянская «Eni». В числе заинтересованных в строительстве судостроительного предприятия участников упоминается министерство обороны республики.
Примечателен факт озвучивания подготовки контракта Казахстана и Азербайджана по вертолётам спустя считанные дни после недавно состоявшегося визита президента Франции в Баку. По всей видимости, в НАТО крепнут настроения к обстоятельному пересмотру предыдущих барьеров на пути поставок в Азербайджан современной военной техники западного производства. Делается это, в том числе и с опорой на развитие военно-технической кооперации между Казахстаном и Азербайджаном, а также для очередной демонстрации в сторону России евроатлантической способности к конкурентной с ней игре на Южном Кавказе и в Центральной Азии.
Казахстан видится США и ЕС в качестве предсказуемого регионального актора, расположенного к углублению политических и бизнес–связей с западным сообществом. Это крупнейшая экономика на стыке Южного Кавказа и Центральной Азии, объём ВВП которой, как подчёркивают западные аналитики, превосходит экономики всех других центральноазиатских республик вместе взятых. Политические элиты в Астане и Баку ныне демонстрируют удвоенную энергию в деле построения внешнеполитической многовекторности. К этому их подталкивает Запад, который избрал в отношении республик классическую версию политики «кнута и пряника». С одной стороны, давление Запада на Азербайджан и Казахстан с правозащитных позиций, призывов к отказу от авторитарного стиля управления не утрачивает своей актуальности. В условиях конфронтации с Россией вокруг Украины данное давление стало ещё более востребованным. О чём свидетельствует, например, задействованный американцами провокационный стиль увещевания своих азербайджанских и, возможно, в скором времени также и казахстанских партнёров. С другой – Запад выдвигает условием своей уступчивости в вопросах демократического правления местных режимов следование азербайджанцами и казахстанцами пути на вовлечение в евроатлантические схемы сотрудничества.
(1) Объём добычи нефти в Казахстане возрастёт до 110 млн. тонн в 2018 году – МЭБП // Новости – Казахстан, http://www.newskaz.ru/, 28.08.2013.
(2) По некоторым видам закупленной Азербайджаном и Казахстаном у России военной техники две республики формируют круг исключительных заказчиков продукции российского ОПК. Так, по итогам выставки KADEX–2014 стало известно о поставке в Азербайджан очередной партии тяжёлых огнемётных систем ТОС–1А «Солнцепёк». Последние имеются на вооружении только России, Азербайджана и Казахстана. Баку и Астана также проявляют интерес к ракетным комплексам берегового базирования российского производства, что объективно содействует военно-техническому сближению соседей по Каспию.
Специально для kavkazoved.info
Азербайджан безопасность дипломатия коммуникации США энергетика