На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

РЕЛИГИОЗНАЯ ПАЛИТРА АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ В СВЯЗИ С УКРАИНСКИМ ОПЫТОМ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Василий ШИБАНОВ | 15.04.2014 | 00:00

Проблема деятельности так называемых «нетрадиционных религиозных объединений» (или попросту сект) в различных постсоветских странах может показаться темой второстепенной или даже третьестепенной. Однако если к  происходящим событиям присмотреться по внимательнее, то может оказаться, что деятельность сект является одним из важных компонентов общественно-политической динамики. Хотя, на первый взгляд, это утверждение может показаться вовсе неочевидным.

Тем не менее, одно из подтверждений вышесказанному – недавние события на Украине. В этой стране еще с начала 1990-х годов активизировались различные сектантские объединения неопротестантского толка – «свидетели Иеговы», пятидесятники, баптисты, харизматы и т.д. Имела место активность и совсем уж неконвенциональных групп типа сайентологов.

Сектанты различного типа опекали самые различные слои украинской элиты – от окружения Павла Лазаренко до перспективных представителей харьковских, днепропетровских и даже западноукраинских элит. В результате сложилась ситуация, которую мы можем наблюдать сегодня.

Де-факто и.о. президент Украины Александр Турчинов является пастором одной из баптистских конгрегаций, управляемых с территории США.

Де-факто премьер-министр Арсений Яценюк связан с сайентологами. Видным членом этого квазирелигиозного объединения является и проживающая в США сестра Яценюка.

Бывший мэр Киева Леонид Черновецкий был связан с известной сектой «Харизматическая церковь Посольство Божье», возглавляемой чернокожим пастором из Нигерии Сандеем Аделаджи.

В свое время сектантским увлечениям всех этих персонажей не придавалось почти никакого значения. Единственное, что привлекало в этих фигурах – так это их экстравагантное поведение, связанное с нетрадиционными религиозными увлечениями. Однако впоследствии оказалось, что и Турчинов, и Яценюк, и Черновецкий при всех их взаимных противоречиях оказались активными деятелями оранжевой революции 2004 года. А Евромайдан 2013-2014 гг. привел Турчинова и Яценюка и вовсе к вершинам киевского политикума (с разрушительными последствиями для украинского государственного «проекта»).

Украинский сюжет с сектантами и их проникновением в политическую жизнь страны очень похож на некоторые события, происходящие в некоторых республиках Южного Кавказа, в том числе – в таких странах, как Южная Осетия и (частично) Абхазия.

После кровопролитных войн 1992-1993 гг. в обе эти республики хлынуло огромное количество проповедников нетрадиционных конфессий. Тут были уже знакомые нам по Украине «пятидесятники», баптисты, адвентисты седьмого дня и т.д. Отметим, правда, что такая экзотика, как сайентологи эти республики миновала. Однако уже имеющегося «набора» сект достаточно для того, чтобы говорить об их активном проникновении в местный социум.

В качестве особенностей абхазской ситуации отметим наличие в этой республике такой специфической конфессиональной группы, как кришнаиты, которых, например, нет в РЮО, и которые не проявляют политической активности на той же Украине. Кришнаиты пришли в Абхазию еще во время войны 1992-1993 гг., когда представители этой религиозной общины оказывали гуманитарную помощь жителям охваченной войной республики.

Каковы же были причины проникновения сектантов в Абхазию и РЮО?

Во-первых, это психологические последствия войн. Не секрет, что гибель близких, пережитые социальные катаклизмы, военная и поствоенная неустроенность ведет к массовой фрустрации населения, депрессии и апатии. Психологически травмированные граждане склонны к тому, чтобы искать своего рода панацею в религии или квазирелигиозных культах.

Во-вторых, в ситуации неурегулированности правового статуса Абхазии и РЮО до 2008 года, фактической изоляции этих территорий в течение долгих послевоенных лет их население оказалось в своего рода «ловушке», будучи ограниченными в своих контактах с внешним миром. В этих непростых условиях многочисленные секты фактически оказались «окном в мир». Те, кто вступал в ряды иеговистов, адвентистов и т.д. получали возможность ездить за пределы своих республик, обучаться в сектантских центрах подготовки, в том числе и в дальнем зарубежье. Прибавим сюда и финансовую помощь «братьев по вере» в адрес «новообращенных».

В-третьих, усилению сектантских объединений, к сожалению, способствовали некоторые особенности линии Русской Православной Церкви в РЮО и Абхазии, определённой частью обществ воспринимаемые достаточно эмоционально.

До распада СССР и войн в этом регионе Абхазия и Южная Осетия являлись канонической территорией Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Совершенно очевидно, что ситуация этнического конфликта и политического размежевания между официальным Тбилиси и ранее входившими в Грузинскую ССР автономиями привел к тому, что дальнейшее пребывание абхазских и югоосетинских земель в составе канонических территории ГПЦ стало невозможно. Причин к этому было много.

Тут и однозначная готовность грузинской церкви и лично ее главы Илии Второго не просто к поддержке своих соплеменников в их борьбе против абхазов и осетин, но и к фактическому благословлению этой борьбы. Тут и естественное стремление абхазов и осетин выйти из состава той церковной институции, которая являлась фактически инструментов проникновения чуждого этим народам этнокультурного влияния.

При этом, на взгляд некоторых наблюдателей, руководство Русской Православной Церкви не проявило в сложившейся ситуации должной гибкости, держалась за устаревшие правовые нормы и личные отношения с Грузинской церковью и ее иерархами. РПЦ продолжает считать Абхазию и РЮО канонической территорией ГПЦ. И если применительно к Абхазии ещё можно говорить о весьма двусмысленной ситуации «двойной юрисдикции» (формально это каноническая территория ГПЦ, а неофициально РПЦ взаимодействует с одной из групп местных священников), то в Южной Осетии Русская Православная Церковь не обладает даже и таким присутствием. В результате сложилась ситуация, когда в той же Абхазии оформился раскол между двумя группами священников, в котором Московская Патриархия поддерживает одну из сторон. А в Южной Осетии все православное духовенство оказалось вне общения с РПЦ, будучи вынужденным искать покровителей во внешнем мире. В результате православных Южной Осетии взяла под свой омофор из неканонических греческих старостильных православных церквей – Синод Противостоящих.

В этой ситуации складывается благоприятная (если не сказать – идеальная) ситуация для пропаганды различного рода сектантских объединений. Особенно агрессивны были в этой ситуации «Свидетели Иеговы». И если в Абхазии сектантский бум, похоже, позади (хотя некоторые эксперты говорят о том, что межправославный раскол привел к некоторому всплеску религиозного ренегатства), то для Южной Осетии проблема сектантства весьма болезненна. Имеет место также серьезное отличие абхазской ситуации от югоосетинской. Если в Абхазии сектанты не сумели проникнуть в политическую элиту республики, то в Южной Осетии в деятельность нетрадиционных религиозных объединений оказались вовлечены некоторые высокопоставленные чиновники и их родственники. Ряд из них даже занимает министерские посты.

Какую опасность представляют собой сектантские объединения?

Во-первых, множество мелких сект, конкурирующих между собой, раскалывающих семьи, коллективы и т.д. – это дополнительный фактор раскола югоосетинского общества.

Во-вторых, ряд идеологических установок сектантских объединений (например, показной пацифизм, требование отказа от службы в армии и т.д.) входит в противоречие с основными государственными нормами РЮО.

Кстати, в этой связи интересно отметить, что распространение сект в той же Южной Осетии во многом происходило с территории Грузии. Более того, сами грузинские власти в межвоенный период (1992-2008 гг.) подобной деятельности никоим образом не препятствовали.

В-третьих, центры управления этими сектантскими объединениями находятся за пределами не только РЮО, но и России. Конечно, не стоит сводить все к тому, что якобы за спиной сектантских центров стоит ЦРУ или иные западные спецслужбы (хотя, как показали события на Украине, и это имеет место). Однако в любом случае, следует заметить, что секты всегда притягивают внимание и спецслужб, и криминальных структур, и просто авантюристов, которые всегда рассматривают такие такого рода структуры как способ управления политическими и иными процессами. И кто знает, какие сюрпризы мы можем получить в результате воздействия на югоосетинскую политику высокопоставленных сектантов?..

Поэтому в кратчайшие сроки необходимо, чтобы на деятельность сект в Абхазии и РЮО обратили внимание как соответствующие органы этих республик, так и российские экспертные круги. Выработка чётких и эффективно действующих правовых механизмов регулирования деятельности нетрадиционных религиозных направлений и групп является неотложным велением времени.

специально для kavkazoved.info

Фото: Кавказский Узел

Абхазия Грузия православие секты Южная Осетия



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info