«В АЗЕРБАЙДЖАНЕ СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ: ОТОЖДЕСТВЛЯТЬ С НУРСИСТАМИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ГЮЛЕНА НЕКОРРЕКТНО»
ИНТЕРВЬЮ | Александр СОТНИЧЕНКО | 12.04.2014 | 20:36
Российский тюрколог: «Эрдогана ждут те же проблемы, что и любого политического лидера такой величины»
На вопросы корреспондента Vesti.Az ответил известный тюрколог, доцент факультета международных отношений СПбГУ Александр Сотниченко.
- Не утихают разговоры относительно недавнего визита турецкого премьера Эрдогана в Азербайджан. Каково Ваше мнение о прошедшем визите?
- Визит турецкого премьера в Азербайджан продиктован плановым укреплением сотрудничества по линии Баку – Тбилиси – Анкара, которое развивается с 2007 года и является альтернативой интеграции в ЕС.
Для Турции это сотрудничество имеет первостепенную важность. Оно обеспечивает бесперебойные поставки энергоносителей из дружественного Азербайджана по линии БТД и БТЭ, гарантирует свободную экономическую экспансию в Грузию и Азербайджан, а также расширяет геополитическое влияние Анкары на Южном Кавказе.
О визите не сообщалось ранее, поскольку стабильность политической линии Анкары зависела от результатов прошедших 30 марта местных выборов, которые должны были подтвердить доверие народа к политике партии Справедливости и Развития.
- Еще до визита Эрдогана в прессу просочилась информация о готовящемся между странами военно-политическом договоре. В итоге информация оказалась недостоверной…
- Турция будет готова подписать оборонительный союз, то есть, стать гарантом территориальной целостности Азербайджана и Грузии, однако, возможные наступательные действия союзников поддерживать не будет.
Поскольку главным партнером по военно-техническому сотрудничеству Азербайджана является Израиль, то следует ожидать особый интерес турецких военных к поставляемой продукции. Анкара также будет навязывать Баку продукцию своих предприятий ВПК.
- Вечером, когда Эрдоган был все еще в Баку, была распространена информация о том, что турецкий премьер представил азербайджанской стороне список «гюленовцев»…
- Скажу, что до сих пор неясно, будут ли какие-либо репрессии в отношении последователей джамаата Ф.Гюлена в Турции. Пока их нет.
Движение последователей С.Нурси как в Турции, так и за ее пределами весьма неоднородно. В Турции большинство сторонников учения С.Нурси поддержали партию Р.Т.Эрдогана на выборах.
Возможно, не только в Азербайджане, но и на всем постсоветском пространстве следует определиться с терминологией: отождествлять с нурсистами последователей Ф.Гюлена некорректно.
- Был ли у Эрдогана какой-либо посыл Азербайджану от Запада?
- У Р.Т.Эрдогана с Западом в настоящее время период охлаждения отношений из-за коррупционных скандалов, проживания Ф.Гюлена в США, и запрета в Турции популярных интернет-сервисов.
Вряд ли Вашингтон или Брюссель будут использовать Эрдагана в качестве посредника.
- И последнее: выборы - последнее испытание Эрдогана?
- Будущее Р.Т.Эрдогана довольно непредсказуемо. Сейчас народ вновь легитимизировал его власть, однако, по формальным признакам, на выборах в 2015 года он уже не сможет избираться в качестве лидера партии и претендовать на должность премьер-министра.
Уход Р.Т.Эрдогана из политики позволит его политическим оппонентам инициировать судебный процесс против него лично и его ближайшего окружения по обвинению в коррупции на основе данных, появившихся после 17 декабря 2013 года. Теоретически он может пойти на президентские выборы в 2014 году, которые впервые будут всенародными (ранее президент избирался парламентом).
Должность президента Турции обеспечивает неприкосновенность со стороны следствия, да и сама по себе является хорошим завершением карьеры многих премьер-министров. Ранее это направление было, пожалуй, основным в его политической карьере, однако, было связано с созданием новой Конституции и превращением республики из парламентской в президентскую.
Как известно, созданная конституционная комиссия не пропустила эти нововведения, а отсутствие у партии власти конституционного большинства в парламенте все равно не позволило бы провести новые законы. Поэтому, если Эрдоган все же пойдет на президентские выборы – это в любом случае будет обозначать понижение его статуса. Есть и еще один путь – изменение устава партии, который все же позволит ему выдвинуться на четвертый срок.
Однако этот шаг вызовет волну критики внутри партии, поскольку он сам был инициатором запрета. В будущем Эрдогана ждут те же проблемы, что и любого политического лидера такой величины: трудности с поиском надежного преемника.
Вугар Гасанов, по материалам: vesti.az
Азербайджан дипломатия Турция Эрдоган