На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ: КТО ЕСТЬ КТО

Публикации | Наира АКОПЯН | 07.04.2014 | 20:48

Отставка премьер-министра Тиграна Саркисяна, вне всякого сомнения, открывает новый этап во внутриполитических процессах в Армении. При этом часто не учитывается, что во многом они обусловлены географией «политического поля» страны, где важную роль играют партии, а также история их создания, идеология, если она имеется, организационное оформление.

География политического поля

Применяемые в Армении уже не в первый год выборные горе-технологии безусловно оставили свой отпечаток на географии политического поля, которое нельзя считать полностью сформировавшимся. По мнению некоторых экспертов, армянская партийная система сформировалась лишь частично и в этом сыграли определенную роль парламентские выборы 1999 года, по результатам которых убедительную победу одержал блок «Единство». Выборы не были идеальными, но их итоги отразили общественные настроения и были признаны не только всеми политическими силами, но и обществом. Вторым фактором, обусловившим частичное формирование политического поля, явилось наличие некоторых идеологических сил.

Одной из характерных отличительных черт сегодняшнего политического поля является верховенство крупных или относительно крупных партий и почти полное исчезновение или окончательная маргинализация множества мелких или маловлиятельных партий, типа «Демократическая родина», Союз национальных демократов, «Родина и честь», Консервативная партия, «Национальное единение», «Новые времена» и прочие. Объективными причинами слива этих сил в «политическую канализацию» стало отсутствие у них идеологии, то, что, они, как правило, не принимали участия в выборах или получали мизерное число голосов. Необходимо отметить, что фактическое исчезновение этих партий или скорее политических клубов, деятельность которых способствовала размытости политического поля, привело к более четкому разграничению и уточнению роли реальных игроков.

Немалую роль в развитии тенденции по укрупнению партий сыграли политические тяжеловесы - правящая Республиканская партия Армении (РПА) и ее бывший партнер по правящей коалиции партия «Процветающая Армения» (ППА). Последняя сегодня активно выступает на оппозиционном поле.

РПА и ППА превратились в политических тяжеловесов во многом благодаря своему нахождению у власти. Это наиболее ресурные силы, обладающие большими человеческими, финансовыми и информационными ресурсами. Конечно же у РПА ресурсов намного больше, причем сюда приплюсовывается еще и административный ресурс.

Относительно крупными или скорее средними по своей численности и возможностям являются «АРФ -»Дашнакцутюн» (АРФД) и партия «Армянский национальный конгресс», созданная весной прошлого года на базе оппозиционной партии «Армянское общенациональное движение» (АОД) и беспартийных членов, входящих в политическое объединение «Армянский национальный конгресс». По некоторым данным, и в АРФД и в АНК числится порядка 4 тысяч человек.

РПА как подобие компартии

Крайне националистическая консервативная РПА создана в 1990 году. В первом её руководстве были люди, включая первого руководителя партии бывшего советского диссидента Ашота Навасардяна, которые реально помогали воинам, сражавшимся за свободу и независимость Нагорного Карабаха.

Вначале не предполагалось, что РПА будет массовой партией. Если посмотреть официальные отчеты о численности партии до 1998-1999 гг., количество ее членов всегда составляла порядка 2-3 тысяч человек.

Во власти РПА с 1995 года. Тогда республиканцы вместе с правящей партией «Армянское общенациональное движение» (АОД) входили в состав блока «Анрапетутюн» / «Республика» и составляли вместе с АОД и остальными партиями, входящими в блок, парламентское большинство. С мая 1999 года РПА находится у власти: главой правительства был назначен тогдашний лидер партии Вазген Саркисян. С 2008 года президентом Армении также является нынешний руководитель РПА Серж Саргсян. Однако и предыдущий президент Роберт Кочарян, хотя не был членом РПА, но оба раза в 1998 и 2003 году был избран при поддержке этой силы.

Когда республиканцы пришли к власти в 1999 году, они начали реализовывать свою программу во второстепенных направлениях. Следует отметить, что по своей программе РПА является даже более националистической, чем армянская традиционная партия АРФД. В числе второстепенных проектов можно назвать введение в школах предмета - история Армянской Апостольской церкви. Однако со временем правящая РПА стала отходить, а потом и вовсе отказалась от идеологических догм, сформированных в начале 90-х годов. Если покойный премьер-министр Андраник Маргарян изредка вспоминал, что является националистом и бывшим советским диссидентом (правда раскаявшимся), то бывший коммунистический функционер низшего звена Серж Саргсян никогда и не думал апеллировать к идеологии РПА. Выпускник Высшей партийной школы Баку Серж Саргсян ведет себя в рамках приобретенных в ВПШ знаний, что вполне естественно. В итоге РПА является полностью авторитарной структурой. Раз в неделю республиканцы собираются и, как им кажется, коллективно решают какие-то вопросы. На самом деле, все вопросы решает один человек, остальные же лишь подтверждают свое согласие.

С течением времени РПА из небольшой националистической партии правого толка полностью трансформировалась в партию вождистского типа. При Андранике Маргаряне (занимал должность премьера в 2000-2007 гг.) давление на чиновников с целью заставить их вступить в правящую партию возросло. Далее этот процесс был продолжен, и уже сегодня подавляющее большинство армянских чиновников являются членами РПА. Возможно, что именно этот процесс стал началом полной деидеологизации этой партии, которая сегодня напоминает сообщество чиновников, бюрократов, бандитов, карьеристов и бизнесменов. Ярким свидетельством отказа РПА от своей идеологии является подписание её лидером, президентом Сержем Саргсяном армяно-турецких протоколов в октябре 2009 года и полное одобрение этого шага со стороны правящей партии. Очевидно, что, если бы республиканцы придерживались своей идеологии, их лидер никогда не подписал бы этого документа. Необходимо заметить, что в этом плане РПА отличается, например, от партии «Единая Россия» тем, что у последней, нет никакой серьезной идеологии – она всегда была просто партией власти.

Численность членов РПА по некоторым данным составляет порядка 25 тысяч, иные называют неестественные цифры в 140 или в 160 тысяч человек. Для сравнения заметим, что Компартия Армении (КПА) имела численность в 200 тысяч. Эта полностью авторитарная структура значительно отдалила страну от демократических процессов. По словам вице-председателя АНК Левона Зурабяна, власти превратили РПА в нечто похожее на KПCC: «Правящая партия уже дошла до того, что как в добрые советские времена, каждый директор школы является республиканцем. Ведь РПА при фальсификации выборов, наряду с другими ресурсами, использует и ресурсы школ».

Однако, с учетом некоторых обстоятельств, сравнение РПА с Компартией выглядит не очень корректно.

Так, нынешняя Компартия вплоть до конца 90-х годов представляла в Армении достаточно серьезную политическую силу, где доминировал идеологический элемент. Все приспособленцы и карьеристы, которые были в советское время в КПА, покинули ее ряды и в партии остались возможно 10 тысяч человек, которые были идейными коммунистами.

Между тем, если РПА потеряет власть, она развалится в течение нескольких дней, ибо, как было сказано выше, это деидеологизированная структура, которая поэтапно отказывалась от своей идеологической доктрины.

«Процветающая Армения» - партия крупного капитала

ППА – партия, представляющая интересы крупного национального, а не компрадорского капитала. Это обстоятельство приобретает особую актуальность в связи с тем, что правительство Тиграна Саркисяна защищало интересы именно компрадорской буржуазии. Это – первый важный момент, на который следует обратить внимание.

Второе – несмотря на то, что ППА является партией крупного капитала, она очень часто использует левую идеологию и технологии левых партий. Например, нередко звучат лозунги о необходимости установления социальной справедливости, приветствуется социальная помощь и пр. Это свидетельствует о том, что в идеологическом аспекте ППА еще не пришла к своей конечной остановке. Впрочем, организационно она уже оформилась, и в целом процесс формирования этой партии, в отличие от чиновничьей РПА, идет естественным путем. Очевидно, что в итоге ППА оформится в политическую силу, защищающую интересы крупной буржуазии, в программе и идеологической доктрине  которой будет заложена сильная социальная компонента. Скорее всего ППА окончательно оформится в партию традиционалистского консервативного типа. Подобные партии присутствуют в Европе – например, Христианско-демократический союз в Германии.

Партии, куда вступают ради идейных, а не материальных соображений

Если ППА в вопросе формирования партийной доктрины должна пройти определенный путь, то две другие ведущие оппозиционные силы в лице АРФД и АНК являются четко идеологическими структурами.

АРФД – это традиционная армянская партия социалистического толка. Когда она начинала свой политический путь в Третьей Республике, то находилась под сильным влиянием своих структур, действовавших в диаспоре. В тот период в АРФД преобладало общинное мышление, иными словами – непонимание многих реалий Армении и желание осуществить свою партийную программу как государственную. Однако с течением времени эта ситуация в партии изменилась, и позитивную роль в этом сыграл переезд Бюро АРФД из Афин в Ереван. Дашнакцаканы начали смотреть на проблемы Армении, уже находясь в стране, а не в диаспоре, и, соответственно – лучше понимать армянскую действительность. Постепенно общинное мышление, характерное для АРФД в 90-е годы, трансформировалось в государственное. Дашнакцаканы стали смотреть на ситуацию в стране во многом именно с точки зрения государственных интересов. Трансформации этого мышления во многом способствовало и то, что АРФД, ранее неоднократно, пусть даже в усеченной форме, входила в правящие коалиции.

Интересно, что с обретением Арменией независимости в 1991 году и образованием Третьей Республики, между находящейся тогда у власти либеральной АОД и оппозиционной АРФД шла очень жесткая идеологическая борьба. Однако, спустя 20 лет, АРФД и выросшая из АОД партия АНК стали активно сотрудничать по вопросам, связанным с кардинальным изменением имеющей место сложной ситуации в стране.

Обе партии, и АРФД, и АНК, являются идеологически полностью оформившимися. Кроме того, в Армении привыкли считать националистами только дашнакцаканов, однако АНК также является национальной партией – правда, более умеренной, нежели АРФД. Некоторые эксперты называют представителей АНК партией националистов-государственников.

Идеологией АНК, в отличие от АОД, провозглашён социальный либерализм. Напомним, что АОД проповедовала либеральные ценности. Изменение либерализма на социальныйлиберализм обусловлено как создавшейся сегодня в Армении сложной социально-экономической ситуацией, так и развитиями, происходящими в мире. Сегодня либералы в Армении, проводившие реформы в начале 90-х годов поняли, что либерализма в чистом виде не существует.

Кроме того, последний финансово-экономический кризис продемонстрировал, что когда нужно выбираться из кризиса, даже самые либеральные экономики нуждаются в поддержке государства, примером чего могут служить США. В этой «цитадели экономического либерализма» государство оказало помощь частным компаниям, представляющим системообразующие отрасли американской экономики.

Кому и зачем нужны деидеологизированные партии в Армении?

Прежде чем перейти к ответу на поставленный вопрос, остановимся на небольшой партии «Наследие», возглавляемой бывшим гражданином США, занимавшим в начале 90-х годов пост министра иностранных дел Армении Раффи Ованнисяном. Руководство «Наследия», которая позиционирует себя как национально-консервативная партия, заявило, что оно является политической наследницей Первой, Второй и Третьей Республики, то есть времен правления «Дашнакцутюн», Компартии Армении и АОД. Такая идеологическая размытость не дает возможности определить место этой партии на политическом поле. Несмотря на то, что с 2007 по 2012 гг. «Наследие» было единственной оппозиционной партией в Национальном Собрании, а в 2008-2009 гг. поддержало Левона Тер-Петросяна, оно так и не выработало своей четкой политической линии. Возможно, что немалую роль в этом сыграли, как правило, совершенно неадекватные действия эгоцентричного и непредсказуемого лидера партии, к которым уже долгое время с переменным успехом вынужденно пытается приноровится армянская оппозиция. Напомним, что Раффи Ованнисян на президентских выборах 2013 года, согласно официальным данным, получил 37% голосов. Но правда и то, что были протестные голоса, поданные в пользу Ованнисяна на фоне отказа от участия в выборах лидеров АНК и ППА, соответственно Левона Тер-Петросяна и Гагика Царукяна.

На политическом поле Армении действуют малозаметные прозападные партии «Страна законности» («СЗ») и «Свободные демократы» («СД»), влияние которых на общество можно назвать минимальным. Несмотря на постоянное участие в выборах и вхождение в правящую коалицию, партия «СЗ» так и не стала самостоятельной политической силой и сегодня рассматривается многими аналитиками как «политическая довеска» своего старшего партнера по коалиции – РПА. Основанная в 1997 году под патронажем Запада и искусственно запущенная на политическое поле Армении эта безыдейная сила, так и не приобрела своего лица.

В 2010 году при активном участии посольства США в Армении была создана небольшая партия «Свободные демократы», некоторые руководители которой покинули тогда еще политическое объединение АНК. В числе этих деятелей: бывший министр иностранных дел Александр Арзуманян, бывший лидер АОД Арарат Зурабян, бывший член правления той же партии Арутюн Кокобелян и пр. Возможно, что единственным интересным политическим эпизодом, связанным с «СД» является именно уход этих политиков из объединения АНК, который вызвал определенную шумиху в СМИ. Сегодня после трёх с половиной лет со дня создания партии «СД» можно констатировать, что по своей популярности в обществе эта сила осталась на исходных позициях. У этой партии, также как и у «СЗ», нет идеологии. Обе партии не стали для армянского общества интересными, и по сути находятся в тени.

Потерпел неудачу и другой проект американцев, связанный с созданием в НС совместной фракции из депутатов «СД» и «Наследия».

Почему же были созданы эти две искусственные и, как показало время, неактуальные на политическом поле Армении силы? Дело в том, что в течение последних 8-10 лет американцы ведут в Армении системную борьбу против армянского национализма и традиционализма, стремясь снизить их влияние на политиков и на общество в целом. Это необходимо Вашингтону для разрешения армяно-турецких проблем и нормализации двусторонних отношений, что, по мысли американских политических проектантов, должно ослабить влияние России в Армении.

Безусловно, США достигли определенных локальных успехов, но в целом настоящего и тем более нужного им успеха они так и не добились. Армянский национализм в лице АНК и АРФД и традиционализм в лице ППА продолжает существовать.

* * *

Таким образом, в Армении, несмотря на отсутствие в течение долгих лет нормальных выборов, удалось частично сформировать политическое поле, ведущую роль на котором, пока продолжает играть правящая РПА и оппозиционные АРФД, АНК и ППА. Сам факт того, что в стране на фоне скандальных избирательных кампаний (особенно начиная с 2003 года) удалось сохранить идеологизированные АНК и АРФД, можно считать важным достижением. Как представляется, обоснованная критика со стороны оппозиционных партий, а также планируемые ими акции во много обусловили отставку непопулярного премьер-министра, призванную снизить накал общественного недовольства. Однако это всего лишь тактический эпизод, а настоящий большой успех в вопросе окончательного формирования политического поля будет достигнут лишь при проведение двух или трёх циклов нормальных выборов.

По материалам: russia-armenia.info

Армения выбор Кавказа политика и право



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2025 | НОК | info@kavkazoved.info