БОЛЬШАЯ СТРАТЕГИЯ ИРАНА
ИНТЕРВЬЮ | Севак САРУХАНЯН | 06.04.2014 | 23:20
Заместитель директора научно-образовательного фонда «Нораванк», ирановед Севак Саруханян в беседе с корреспондентом интернетзиздания "Кавказская политика" прокомментировал предстоящий визит в Тегеран президента Азербайджана Ильхама Алиева. Он рассказал, как поездка скажется на ирано-армянских и ирано-турецких отношениях.
- До муниципальных выборов в Турции премьер-министр Реджеп Эрдоган ездил в Иран. Сейчас посетил Азербайджан, и прошла новость, что после 10 апреля, по приглашению президента Ирана Хасана Роухани, Ильхам Алиев направится с визитом в Тегеран. В этой цепи событий кроется некая политическая связь?
- Визит Эрдогана в Иран был обусловлен проблемами, которые возникли в ирано-турецких отношениях после начала сирийского кризиса, а также визит был обусловлен выборами в Турции, так как турецкая сторона начала заручаться поддержкой тех соседей, которые имеют определённый вес среди турецкого общества. С этой точки зрения визит Эрдогана вполне логичен.
Что касается визита Алиева в Тегеран, то между Ираном и Азербайджаном накопилось очень много вопросов в последние годы, потому что Азербайджан активно позиционировал себя государством, которое не согласно с усилением позиций Ирана в регионе, а сам Роухани, будучи еще кандидатом в президенты, называл Азербайджан угрозой национальной безопасности Ирана. С этой точки зрения Ирану и Азербайджану надо обсудить текущие вопросы, накопившиеся за годы, постараться перевести в каком-то роде отношения на позитивный лад. Насколько это получится – другой вопрос. Но, на мой взгляд, есть потенциал для снятия напряженности, чтобы фундаментальные разногласия двух стран исчезли.
- Каковы интересы Ирана в Азербайджане?
- Интересы Ирана можно разделить на большую и маленькую стратегии. Так как Азербайджан – это государство с преимущественно шиитским населением, большинство жителей которого еще не отошло от светскости советского Азербайджана, Иран стремится укрепить позиции шиитского ислама в Азербайджане и создать там для себя определенную общественно-политическую опору. Ключевой задачей Ирана является установление в Азербайджане иранской власти – это большая стратегия Ирана.
Маленькая стратегия – это недопущение превращения Азербайджана в плацдарм западных сил для давления на Иран, как военный, так и политико-экономический.
- Как в целом развиваются отношения Ирана и Армении и могут ли они пострадать в результате визитов Эрдогана и возможного визита Алиева в Тегеран?
- Ирано-армянские отношения абсолютно не связанны с ирано-турецкими или ирано-азербайджанскими отношениями. Иран заинтересован в сохранении определенного уровня отношений с Арменией, и в скором времени должно состояться заседание межправительственной комиссии, которая должна дать толчок реализации общих экономических программ. Экономические связи в течение последних лет очень пострадали в результате санкций в отношении Ирана, товарооборот неуклонно падает, и поэтому Армения и Иран должны дать толчок экономическим отношениям. Почему экономическим – потому что политический диалог между двумя странами находится на очень высоком уровне на протяжении последних 20 лет.
- Может ли Азербайджан стать связующим звеном между Турцией и Ираном? Если да, какие вызовы это сулит Армении?
- Это, конечно, не так, потому что ирано-турецкие отношения имеют намного более долгую и богатую историю, чем ирано-азербайджанские. Ирано-турецкий диалог никогда не прекращался, особенно после прихода к власти Эрдогана, после чего отношения между Ираном и Турцией перешли на абсолютно другой уровень, уровень максимального учета взаимных интересов в торговле, в финансах, в реализации совместных инфраструктурных проектов. Из-за Сирии эти отношения пострадали, но они будут нормализованы самостоятельно. Азербайджан, несмотря на энергетическую значимость, все-таки очень маленькое и слабое государство, чтобы стать связующим между двумя такими крупными державами, как Иран и Турция.
Опять-таки повторяюсь, традиции ирано-турецких отношений намного более богаты, чем ирано-азербайджанские, и Азербайджан по определению не может стать посредником между Ираном Турцией.
- А сближение между Ираном и Турцией может сказаться на армяно-иранских отношениях?
- Нет, потому что Иран, простите за грубое слово, это не какая-то кокетка в международных и региональных делах. У Ирана есть четкие региональные интересы – это хорошие отношения со всеми соседями, а также сохранение того потенциала в отношениях, который существует, в том числе и с Арменией. Армения – это важный политический партнер Ирана. С одной стороны, не входящий в прозападный блок государств, с другой, как государство, тесно связанное с Россией. У Армении и Ирана особые интересы, в независимости от какого-либо диалога между Ираном и Турцией. Это абсолютно дискретные и с друг другом не связанные процессы.
Айк Халатян, по материалам: Кавказская политика
Азербайджан Армения дипломатия Иран коммуникации энергетика