К ВОПРОСУ ОБ АРМЯНСКОМ «МАЙДАНЕ». ЖЕЛАЕТ ЛИ ЕВРОПА АРМЕНИИ УЧАСТИ ЕГИПТА И УКРАИНЫ?
Публикации | Георгий ТОРОПЦЕВ | 21.02.2014 | 09:00
Возможен ли "майдан" в Армении? Этот вопрос, актуальный в контексте трагических событий на Украине, был некоторое время назад затронут в ходе слушаний в Общественной палате РФ по ситуации на Украине. Логика процессов, протекающих в этих двух дружественных России странах, делает его вполне правомерным и содержательным. Импульсом к началу беспорядков в Киеве и других украинских городах стал отказ руководства страны от форсированной «евроинтеграции», и существуют предположения, что нечто подобное может быть разыграно и в Армении (с поправкой, конечно, на местную специфику) в преддверии ратификации парламентом страны соглашения о вступлении в Таможенный союз.
Действительно, тема о возможности чего-то подобного в последнее время стала муссироваться небольшим числом оппозиционных групп, которые в штыки восприняли подписание соглашения с Россией о Таможенном союзе. Беспорядки на Украине привели наиболее радикальных членов ряда оппозиционных (а также псевдооппозиционных) объединений в состояние, близкое к эйфории, и некоторые даже рвались в Киев на баррикады. Впрочем, гибель Сергея Нигояна отрезвила многих – оказалось, что майдан это не только мирные демонстрации по вступлению в ЕС, а нечто намного серьезнее. Одновременно начались перестрелки и диверсии на восточных рубежах страны, и большей части населения Армении стало не до майдана. Хочется верить в то, что у граждан страны в самый серьезный момент срабатывает фактор опасности войны, и всякие попытки дестабилизировать обстановку почти заканчиваются. Как считают в Армении, у народа нет «роскоши» ещё и на то, чтобы начинать внутренние разборки.
Напомним, что опыт майдана здесь уже был в 2008 году, когда митинг на площади Свободы продолжался почти две недели и закончился разгоном. Погибли 10 человек, и, хотя значительной частью общества вина за происшедшее была возложена на действующего президента Армении Роберта Кочаряна, в реальности не всё так однозначно, и ответственность несут, конечно, все стороны противостояния. Второй президент просчитал все возможные шаги и пришел к выводу, что митингующих можно заставить уйти домой только силой. Р. Кочарян прекрасно отдавал себе отчет в действиях и знал, что жертвы будут неизбежны. Однако пускать события на самотек, тем более перед инаугурацией нового президента, он не захотел. Ереван тогда на две недели стал бесхозным, грязным, отданным на растерзание мародерам, которым было все равно, кто выиграл президентские выборы. Митинг разогнали, погибло 10 человек, хотя на самом деле и этих жертв можно было избежать – лидеры оппозиции знали о готовящемся разгоне, но ни слова никому не сказали. Кочарян сделал то, что, по его мнению, должен был сделать глава государства, отвечающий за безопасность и стабильность.
У Виктора Януковича не хватило смелости пойти сразу на силовой разгон оппонентов, явно вышедших за демократические рамки выражения мирного протеста (взять хотя бы захват правительственных зданий в Киеве и ряде областей), а может, не хватило еще и политической воли. Ведь слишком много заинтересованных сторон в эскалации майданных событий на Украине. Армения же в настоящее время, согласно распространённому (другой вопрос – обоснованному ли) мнению, мало кого интересует. Армянскому среднестатистическому гражданину абсолютно все равно – Европа, Таможенный союз или нечто иное – он уверен, что в конечном итоге окажется «кинутым», и поэтому вместо митингов предпочитает сам обустраивать свою жизнь. Немалую роль играют здесь и деньги Запада, которых в Армении никогда много не было, разве что в первые годы независимости. Сейчас на плаву остались пара фондов и Раффи Ованнисян (уроженец США, министр иностранных дел Армении в начале 1990-х годов, основатель и лидер партии «Наследие». –Ред.), который, по некоторым данным, испытывает материальные трудности и не в состоянии оплатить многотысячный митинг. Ни для кого не секрет, что участие в акциях протеста оплачивается. Конечно, платят не всем, только активистам, но их нужно набрать 100-200 человек и каждому заплатить хотя бы $ 10 в день.
На днях некий Европейский фонд во имя демократии, созданный в 2013 году, объявил о своей готовности продолжить финансирование гражданского общества в Армении, о чем в беседе с армянской службой радиостанции «Свобода» возвестил председатель фонда Ежи Помяновский (бывший заместитель министра иностранных дел Польши. – Ред.). Предводительствуемая им структура собирается оказывать поддержку общественным организациям, инициативам, журналистам в странах южного и восточного соседства ЕС «в упрощенном порядке». Бюджет фонда составляет 26 млн. евро. Заявители могут рассчитывать на финансирование своих проектов в размере от 80 до 200 тыс. евро – суммы для небогатой страны немаленькие.
«Армения была и остается страной, которой мы придаем важность. Хотя мы понимаем, что ситуация сейчас сложна, отношения с Евросоюзом замедляются, нет Соглашения об ассоциации, участие Армении в программах Европейского соседства будет постепенно снижаться. Тем не менее мы все еще верим, что немалая часть армянского общества считает европейские ценности и интеграцию с Европой стратегическим и историческим выбором», – полагает Е. Помяновский. После чего провёл недвусмысленную параллель со странами, в которых на протяжении последнего времени (в том числе и в настоящее время) имеют место массовые протесты и гражданские столкновения: «Видя, что сейчас происходит в Киеве или Каире, мы понимаем, что причины, по которым был основан фонд, еще актуальны, и люди нуждаются в более гибкой организации, которая поможет в продвижении прав и политических свобод человека».
По словам руководителя фонда, последний будет поддерживать в Армении тех, кто считает, что европейские ценности и Европа – правильный выбор для страны. Из его логики следует, что Армения еще должна доказать свою европейскую принадлежность. Как? Видимо, повторением опыта Украины и Египта, что скрыто за традиционной «демократической» фразеологией: «Если большинство в обществе не радо выбору властей, оно должно демократическим путем сменить своих лидеров новыми, которые будут разделять ценности общества. Произойдет ли так в Армении? Не знаю, мы будем следить за предстоящими выборами, и те люди, которые мечтают о европейском будущем Армении, должны поднять свой голос».
Не будем здесь дискутировать о «выборе властей» – как в Армении, так и на Украине, их стремление не ссориться ни с одним из центров влияния (включая Россию) очевидным образом раздражает сторонников «европейского выбора». Выбора, которому, заметим, никто не мешает вот уже на протяжении более чем двадцати лет. Так что дело, как представляется, ни в каком не «выборе», а в стремлении максимально усложнить армяно-российские отношения. После 3 сентября 2013 г., когда президент Армении заявил о намерении вступить в Таможенный союз, вновь стало модным говорить о «европейском пути развития». Однако большинство граждан хорошо помнят, как всего год назад лидер одной из оппозиционных политических сил публично заявлял, что принесет армянскому народу победу из Москвы, от Владимира Путина. Это был не кто иной, как… Раффи Ованнисян. Граждане, конечно, адекватно отреагировали на странные попытки прикрыться авторитетом лидера пусть и дружественного, но иностранного государства. Армения является независимой страной и вершит победы по собственному выбору, а не по принуждению. Но теперь ровно эти же силы вдруг заговорили о потере суверенитета. При этом никто не объясняет, что «дистиллированного» суверенитета не существует в природе, и применительно к любой постсоветской стране речь может идти о сфере влияния тех или иных, ближних или дальних соседей и отдельных групп интересов.
Один из представителей вневластных сил за сутки до 3 сентября заявлял, что Россия является для Армении самым важным дружественным государством и основным экономическим партнером. К сожалению, в стране, отличающейся пестротой оппозиционных групп, подчас невозможно определить долгосрочные ориентиры большей их части. Украина в этом плане отличается от Армении – там есть западная и восточная часть, есть Республика Крым, и вне всякого сомнения находятся охотники ввергнуть их в водоворот острого гражданского конфликта. В Армении же, даже в самые критические дни истории, таковой конфликт развязать было невозможно, что называется, по определению: на кону стоит существование государства, окруженного противниками или в лучшем случае «нейтралами». В таких условиях появление майдана в Армении просто уничтожит страну. Об этом знают все, даже оппозиция, но неуемное желание показать себя большим демократом, чем все остальные, может сыграть злую шутку со страной. Остаётся также надеяться на то, что в Вашингтоне и Брюсселе всё же поняли: ни «цветной революции», ни тем более майдану в Ереване не бывать.
Здесь стоит сказать несколько слов о «Восточном партнерстве», для пропаганды которого, судя по сообщениям прессы, евробюрократы вроде бы собираются даже нанимать лоббистов. Однако непонятно – кому всё это лоббировать и во имя чего? Как известно, наиболее рьяными пропагандистами проекта стали не самые богатые и развитые европейские страны, а «новички» типа стран Балтии, Польши и Румынии, которыми умело манипулирует «старая» Европа, играя на их иррациональной неприязни (и даже ненависти) к России. «Восточное партнерство» не является сколько-нибудь серьезным проектом и абсолютно не гарантирует дальнейшее вступление страны, подписавшей ассоциированное соглашение с Европой, в ЕС (при несколько особой роли Украины как потенциально немаленького рынка сбыта для европейских товаров).
Скажем больше – в Ереване вовремя «ушли в сторону» от всей этой евроинтеграционной возни. Те политики, которые больше всего кричат о евроинтеграции, лукавят по одной простой причине – никто из них не видел полный текст соглашения. А домыслы и выводы, порождаемые отсутствием достоверной информации, занятие для политика не самое серьезное. Более того, нашлись и такие, которые связывали с так называемой «евроинтеграцией» даже решение карабахского конфликта, прекрасно при этом понимая, что для Европы решение карабахского вопроса приоритетом не является.
И последний довод: армяне вообще не способны к длительному противостоянию с властями по любому поводу. Если уж они не вышли на площадь Свободы с протестом по поводу цены на газ, то ради смены власти не выйдут и подавно, потому что выбора нет, менять некого и не на что. Придут такие же. Так что г-ну Помяновскому и его коллегам надо иметь в виду следующее: чтобы устроить нечто типа майдана в Ереване, в расчёте на одну «митингующую единицу» необходимо намного больше организаторских сил и денег, чем на Украине. Парадоксально, но это, скорее всего, хорошо, ведь никто (а рациональные европейцы тем более) не будет вкладывать огромные деньги в предприятие с заведомо прогнозируемым результатом. Да и трёхмиллионная Армения – не 48-миллионная Украина…
По материалам: Ритм Евразии
Армения Евросоюз НПО политика и право Украина