Формирование коммуникационного коридора «Восток – Запад» вступает в новый этап. На 2014 г. намечено завершение строительства железной дороги Баку – Тбилиси – Карс, с помощью которой Азербайджан должен получить доступ к железнодорожной сети Турции через Грузию. В октябре текущего года планируется пуск первых тестовых вагонов до границы Грузии с Турцией, а в июне министерство начнёт переносить паромный терминал Бакинского международного морского торгового порта в новый порт в поселке Аляты (в 65 километрах к югу от Баку). Как отмечает бакинская газета «Зеркало», это важно с точки зрения обеспечения транспортировки грузов по новой железной дороге, полноценная эксплуатация которой начнётся, по-видимому, в 2015 г.
Напомним, реализация железнодорожного проекта «Баку – Тбилиси – Карс» началась семь лет назад. 21 ноября 2007 г. президенты Азербайджана, Грузии и Турции – Ильхам Алиев, Михаил Саакашвили и Абдулла Гюль подписали символический документ о начале строительства, который был помещен в капсулу и заложен в фундамент железнодорожной магистрали. Маршрут, проходящий через Армению, уже давно не работает из-за состояния тлеющей войны между Азербайджаном и Арменией.
Первоначально завершение работ над проектом ожидалось в 2009 г., однако целый ряд обстоятельств помешал осуществлению этой цели. Среди них, конечно, были и война в августе 2008 года, и мировой экономический кризис. К этому добавилось и то, что после смены власти в Грузии новая администрация стала проявлять признаки недовольства форматом проекта.
Это выразилось в том, что тогдашний премьер-министр Б. Иванишвили заявил в интервью одной грузинской газете об опасности негативных последствий на первом этапе после запуска новой железной дороги в связи с возможной потерей для старого маршрута грузинской железной дороги и грузинских портов части грузооборота.
Эти слова Иванишвили, произнесенные в конце 2012 г., вызвали негативную реакцию азербайджанских официальных лиц и СМИ. В ответ министерство транспорта Азербайджана распространило заявление, в котором утверждалось, что проект имеет колоссальное стратегическое и экономическое значение для Кавказского региона и не только для него, так как является частью более крупных региональных и мировых проектов.
Уже через несколько недель Иванишвили пересмотрел свое мнение. Во всяком случае, после возвращения из официального визита в Баку он заявил, что его опасения насчет железной дороги Баку – Тбилиси – Карс были преждевременными, и на самом деле у грузинского руководства никаких проблем с проектом нет. В Грузии некоторые эксперты высказывали мнение, что Иванишвили хотел «поторговаться» с азербайджанской стороной по некоторым вопросам и поэтому поднял эту тему.
Сторонники строительства маршрута Баку – Тбилиси – Карс делают акцент на то обстоятельство, что после завершения прокладки подводного тоннеля через Босфорский пролив, который свяжет европейскую и азиатскую часть Турции, проект станет якобы частью глобальной железнодорожной магистрали от Пекина до Лондона. Однако между Азербайджаном и Центральной Азией, а за ней и Китаем находится Каспийское море. Если из Казахстана или Туркменистана железнодорожные грузы переправлять на паромах через море и потом обратно загружать в вагоны – это будет уже не прямое железнодорожное сообщение, что снижает экономическую целесообразность этого маршрута.
В целом проектируемый грузопоток для маршрута составляет 10 млн. т, с возможным (теоретическим) увеличением до 20 млн. т. Эти цифры, хотя и значительны для Грузии, но явно не дотягивают до глобальных размахов. При этом надо учитывать, что, как справедливо предполагал Иванишвили, запуск нового маршрута неизбежно приведет к оттоку части грузов из портов Поти и Батуми и с железной дороги, которая доходит до этих портов.
В свое время бывший президент Грузии М. Саакашвили рекламировал преимущества проекта Баку – Тбилиси – Карс тем, что обещал жителям Грузии в скором времени возможность сесть в поезд и доехать прямо до Лондона. Подобные «аргументы» вызывали еще больше вопросов и недоумения в Грузии насчет целесообразности данного строительства, которое виделось многим чисто политическим проектом, выгодным, прежде всего, соседям Грузии – Турции и Азербайджану.
На днях было подписано соглашение между Грузией и Турцией о строительстве в Батуми железнодорожного терминала, в котором грузы с турецких грузовых трайлеров будут перегружаться в вагоны и попадать в Азербайджан железнодорожным путем. Предполагается, что ежегодно таким образом будет доставляться до 200 тыс. тонн, что даст грузинской железной дороге дополнительный доход в 3,5 млн. лари (около 2 млн. долл.). Видимо, турецкая и грузинская стороны пытаются хотя бы частично компенсировать потери грузинской железной дороги и портов от перетока грузов в турецкие порты и на железные дороги. Но эта компенсация, судя по цифрам, намного меньше потерь от изменения маршрута доставки грузов.
Ситуация могла бы измениться, если бы существовала вероятность резкого повышения грузооборота по маршруту Баку – Тбилиси – Карс в результате подключения к нему грузов из Центральной Азии, которые направлялись бы по этому маршруту в Турцию и Европу. Однако опять-таки фактор Каспийского моря делает это проблематичным, тем более, что завершается постройка железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран, проходящей по восточному берегу Каспия. Учитывая тот факт, что Иран постепенно выходит из международной изоляции и режима санкций, можно ожидать, что данный маршрут будет более или менее загружен, а он является прямым конкурентом маршруту Баку – Карс, в том числе по доставке железнодорожных грузов из стран Центральной Азии в Турцию (через Иран).
Политическая составляющая проекта Баку – Тбилиси – Карс довольно очевидна, так как он нацелен на закрепление участия Грузии в проектах, связывающих два тюркских государства – Турцию и Азербайджан. Уже проложены нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, газопровод Баку – Тбилиси – Эрзерум, а Турция и Азербайджан стали крупнейшими торговыми партнерами и одними из крупнейших инвесторов Грузии. Строятся также высоковольтные линии электропередач, которые свяжут Грузию с Турцией. Все это способствует постепенному утверждению Грузии в статусе «младшего партнера» в «тюркской связке».
Такая односторонняя ориентация Тбилиси вызывает тревогу среди части грузинского экспертного сообщества, общественных и политических кругов. Не секрет, что и Турция, и Азербайджан имеют серьезные интересы на территории Грузии, не говоря уже о том, что в пограничных регионах страны проживают многочисленные группы населения, которые традиционно испытывают сильное влияние из Баку или Анкары. Почти полная привязка экономики, энергетики и транспортной системы Грузии к тюркскому дуэту в этих условиях может стать источником угроз для её национальной безопасности и интересов.
Выходом из положения могло бы стать развитие, наряду с «широтным», и меридиональных транспортных проектов на территории Грузии, т.е. по линии «Север – Юг». Во время правления Саакашвили и националов этот вопрос блокировался, хотя экономические отношения между Грузией и Россией или Грузией и Арменией не прерывались. После прихода новой власти заговорили о возможности разблокирования многих вопросов, которые не решались прежде.
И действительно, Иванишвили и его соратники стали заявлять о необходимости налаживания отношений с Россией. В первую очередь, речь шла об экономической сфере. Российское руководство пошло на уступки в этом вопросе и допустило многие виды грузинской продукции на российский рынок, который ранее был для нихзакрыт. Однако дальше этого дело пока не идет.
Несмотря на то, что бывший премьер-министр заговорил о возможности изучения вопроса об открытии железной дороги, которая через Абхазию связывает Грузию с Россией, решение этого вопроса не тронулось с места. Дело не только в позиции абхазского руководства, которое с опаской смотрит на осуществление этого проекта, но и в чрезмерно осторожной позиции правительства Грузии, что неудивительно, так как Азербайджан оказывает на него довольно серьезное давление, препятствуя принятию решений в Тбилиси.
Кроме того, эти решения могут вызвать бурные протесты в самой Грузии, если Тбилиси пойдет на удовлетворение условий абхазской стороны. В этом случае может сложиться впечатление, что Грузия готова де-факто признать независимость Абхазии ради осуществления экономических проектов или других целей. Не исключено, что некоторые западные «партнеры» уже подталкивают грузинское руководство к шагам в эту сторону, обещая взамен ускорить процессы интеграции Грузии в европейские и западные структуры.
Очевидно, что западные страны, прежде всего США, выступают против осуществления «меридиональных» транспортных и энергетических проектов на Кавказе. Они оказывают давление на все страны региона, стремясь приостановить любой из таких проектов. Не в последнюю очередь из-за этого фактора приостановлено начало строительства железной дороги Армения – Иран, которая является частью коридора «Север – Юг». Другим продолжением этого коридора, но уже между Грузией и Ираном, мог бы стать проект Транскавказской железной дороги, проходящей через Кавказский хребет. Этот проект был запланирован к осуществлению еще в советские времена, однако не был реализован до конца 1980-х годов, когда был окончательно зарублен из-за протестов националистических сил в Грузии, якобы по экологическим мотивам, а также из-за общей ситуации в Советском Союзе. Пока в Грузии никто не поднимает этот вопрос, чтобы вернуться к обсуждению целесообразности данного маршрута.
Зато процесс строительства дороги Баку – Тбилиси – Карс продвигается, хотя и с трудностями. Первоначальные затраты проекта оценивались в 400 млн. долларов, однако вскоре смета выросла почти вдвое. Азербайджан выделил Грузии кредит на осуществление работ по реабилитации и прокладке новых путей. Большая часть строительства идет на территории южных районов Грузии от города Марнеули до Ахалкалаки и далее, до турецкой границы. На данный момент участки в Грузии имеют степень готовности от 23% до 78%. В целом процесс давно отстал от утвержденного графика, и дорога не будет сдана и в текущем году (сейчас называется новый срок начала эксплуатации – 2015 г.). Некоторые азербайджанские СМИ опубликовали критические материалы о темпах и качестве осуществления проекта, утверждая, что работы ведутся медленно и с перерасходом выделенных средств. Однако грузинские официальные лица заявляют, что строительство обязательно будет завершено и никаких проблем в этом вопросе нет.
Если нынешняя власть Грузии стремится исправить ошибки, допущенные режимом Саакашвили, и проводить более сбалансированную политику, одним из главных направлений на этом пути должно стать внимательное рассмотрение транспортных и энергетических проектов по линии «Север – Юг», осуществление которых принесет несомненную выгоду экономике Грузии. Это касается, прежде всего, проекта Транскавказской железной дороги, которая могла бы соединить Россию и северные страны Европы с Ираном и Персидским заливом. Однако из-за давления США и других западных стран вероятность того, что Тбилиси сделает реальные шаги в этом направлении, остается невысокой. Что касается проекта реабилитации участка железной дороги через территорию Абхазии, ситуация вокруг него остается сложной и динамично изменяющейся.
По материалам: Ритм Евразии
Фото – regnum.ru