ЮЖНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ СТАЛИНА В ИРАНЕ (I)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Адгезал МАМЕДОВ | 14.02.2014 | 21:00
События, разворачивавшиеся на Ближнем и Среднем Востоке в период Второй мировой войны, имели важное значение для хода боевых действий на основном, советско-германском театревоенных действий. Как известно, после 1939 года в Тегеране заявили о своём нейтралитете, однако тесные отношения иранских властей с гитлеровской Германией сохранялись. Шахские власти Реза Пехлеви, вдохновляясь «арийской» пропагандой нацистов, начали понемногу озвучивать претензии на территорию Советского Азербайджана и Средней Азии. Согласно их трактовке, Иран являлся местом расселения древних «арийцев», которые впоследствии мигрировали в разные части света, положив начало, в том числе, и германским племенам. Так, согласно иранской ноте № 643 от 17 мая 1940 года, направленной наркому иностранных дел СССР, Азербайджанская ССР была названа «Кавказским Азербайджаном».
Л.Берия, К.Ворошилов, М-Д.Багиров
После таких заявлений Ирана, руководство СССР и Англии, что называется, «пришли в движение». Специальные органы СССР начали анализировать возможности формировании сил, призванных дейсствовать против шахских властей. В январе 1941 года были собраны достаточно обширные технико-экономические комментарии относительно Иранского Азербайджана и Иранского Курдистана, занимавшие 211 страниц. В 1941 году в марте Багиров послал И.Сталину «Короткую справку о Южном Азербайджане», в которой, в частности, отмечалось, что «…шахское правительство проводит в Иране против азербайджанского народа политику полицейского давления…»
М-Д. Багиров, Л. Берия. 1934 г.
После нападения гитлеровской Германии на СССР, в июне-июле 1941 года 17-я армия, дислоцированная в Закавказье, двинулась к границам Ирана. Напомним, согласно договору Ирана и Советской России от 1921 года, советское руководство с учетом безопасности страны заявило о возможных действиях, которые могли затрагивать, в том числе, и территорию Ирана.
Со своей стороны, Великобритания со стороны Персидского залива из колоний, расположенных по берегам Аравии, также направила свои войска в Иран. Премьер-министр Ирана Форуди Совет подписал соглашение о пребывании английских войск в Иране. В конечном итоге, шах Реза 16 сентября 1941 года был отстранен от власти, и на его место пришел его сын Мамед Реза Пехлеви.
Британские и советские войска вошли в Тегеран соответственно с южного и северного направления. Министр иностранных дел Ирана Сохейли поручил иранским посольствам проводить, в целом, пробританскую политику.
В то время советское руководство было занято поиском приоритетов, выбирая между курдами и азербайджанцами. Имели место опасения, что в будущем Иран попадет в сферу влияния Лондона: господство в ключевой ближневосточной стране приблизило бы его к богатым нефтяными запасами Мосулу, Киркуку и Аравии. Но выходя в эти районы, британцы столкнулись бы с противодействием со стороны этнических групп, проживающих в этих регионах – поэтому эти группы надо превратить стратегических партнеров Советского Союза.
Многие в Москве предлагали выбрать в качестве стратегических партнеров СССР курдов. При этом приводились факты попрания национальных прав этого народа в Иране и о необходимости давления на власти Тегерана путём вовлечения курдов в сферу влияния СССР. Однако М.Д. Багиров смог доказать несколько иную точку зрения. С помощью Л.Берия и заместителя наркома иностранных дел В.Н. Деканозова он смог сформировать у Сталина мнение о необходимости приоритетной ставки на население Южного (Иранского) Азербайджана.
9 сентября 1941 года Багирову приходит сталинская шифрограмма, содержащая приказ на день вылететь в Москву. На встрече с вождем Багиров вручил Сталину свой проект предложения, согласно которому секретарь ЦК КП(б) АзССР Азиз Алиев назначался бы руководителем партийной группы, подлежащей отправке за Аракс. Сталин утвердил багировское предложение.
В руководство группы были включены Сулейман Рагимов, Мейбалы Амирасланов, Агасалим Атакишиев, Мустафа Гулиев, Мирза Ибрагимов. Согласно решению Военного Совета и по приказу командующего Закавказской армии 16 сентября полковник-комиссар Азиз Алиев был избран членом военного совета 47-й армии, вступившей в Тавриз (Тебриз). Через некоторое время М.Д. Багиров получает от группы Азиза Алиева первую весточку из Ирана, и до конца 1941 года Алиев передает Сталину сведения о положении дел в Южном Азербайджане.
Тем временем 26 января 1942 года иранский Меджлис подвёл итог обсуждению советско-англо-иранского союза, и уже через три дня был заключен договор о союзе Великобритании, СССР и Ирана. Со стороны СССР подписали посол А.Смирнов, от Великобритании – посол Р.Булард, со стороны Ирана – министр иностранных дел Сохейли.
10 февраля 1942 года в связи с заключением договора между шахом Мамед Реза Пехлеви и президентом США Рузвельтом произошел обмен поздравительными телеграммами. В послании шаха президенту США подчеркивалось, что в Тегеране именно Америку видят гарантом территориальной целостности Ирана.
Описанные события происходили в самые жаркие дни войны, когда советское руководство надеялось на открытие второго фронта со стороны Великобритании и США. Поэтому советское руководство несколько ослабило свою деятельность в Иране. Более того, с целью не обострять отношения с Великобританией в Иране, Кремль прекратил исходившую с территории Советского Азербайджана политической пропаганды – вплоть до полной победы над фашистской Германией. При этом советские войска еще оставались в Иране. Вернувшись в Баку, Азиз Алиев по представлению М.Д. Багирова Сталину вскоре избирается первым секретарем Дагестанского партийного комитета.
В 1944 году, когда появилась абсолютная уверенность в полной победе над Германией, советское руководство вновь вернулось к вопросу Южного Азербайджана. Кроме того, обнаруженные на территории Ирана значительные запасы нефти вызывали серьёзное оживление и усиливающуются конкуренцию со стороны великих держав.
В то время Иран перемещается в фокус внимания США, однако Великобритания сохраняте свои традиционно сильные позиции в этой стране. Возрастал и интерес к южному соседу со стороны Советского Союза, испытывавшего серьёзную потребность в нефти. Сверхдержавы старались любым путем втянуть Иран в сферу своего влияния. Борьба за энергоресурсы заставляла Сталина задумываться в том числе о самых энергичных шагах. Пользуясь моментом, М.Д. Багиров, пытается употребить всё своё влияние и ресурсы с основной целью: под видом защиты прав азербайджанцев, живущих в Иране, предложить им автономию, оказывая с их помощью давление на шахский режим – с выгодой для интересов СССР.
По-видимому, конечной целью М.Д. Багирова было превращение Южного Азербайджана из автономии в суверенное государство с последующим его объединением с территорией СССР. Иными словами, предполагалось территориальное расширение Советского Азербайджана с перехватом инициативы на Ближнем Востоке в пользу Кремля, что означало бы уменьшение влияния в регионе США и Великобритании. Однако необходимо было заразить этой идеей главу советского государства. Со своей стороны, И.В. Сталин подошел к предложенной концепции и поручил В.Молотову послать ноту шаху Ирана об ущемлении прав азербайджанского населения соседней страны вполне серьёзно.
14 сентября 1944 года в адресованном Сталину письме указывалось, что в Южном Азербайджане скоро будет установлено демократическое правление. Предлагаем вниманию читателей данный документ с некоторыми сокращениями.
ГААППОД. Ф№ 1, оп. № 89, д. № 71
ЦК ВКП (б)
Тов. СТАЛИНУ И.В.
Несколько вопросов о положении в Южном Азербайджане
За последнее время, осуществляя Ваши указания об усилении влияния Советского Союза в южном Азербайджане, нами проведен ряд мероприятий.
Из числа руководящих, советских и военных кадров республики направлено в южный Азербайджан 245 человек, из них на дипломатическую работу 13 человек, на торговую 10 человек, главным образом в качестве комендантов гарнизонов 150 человек, а остальные по линии хозяйственных, транспортных и культурно-просветительных организаций.
Подобраны для работы в системе Наркомвнешторга, здравоохранения, жел. дор. транспорта и других советских хозяйственных организаций 375 человек, которые также в ближайшие дни выедут в южный Азербайджан.
Направленные на работы люди исключительно азербайджанцы, знающие быт, язык, религию и другие национальные особенности южного Азербайджана, очень быстро и близко подошли к населению, завоевав за короткое время известное влияние, главным образом, среди интеллигенции, рабочих, крестьян и отчасти духовенства и купечества.
В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) начала издаваться армейская газета «Ватан Елунда» («За Родину») на азербайджанском языке в гор. Тавризе, которая с первого дня своего издания завоевала симпатию и любовь широких слоев населения Южного Азербайджана и, в особенности, интеллигенции. Газета весьма успешно распространяется во всех городах и многих сельских районах Южного Азербайджана.
Серьезным достижением является тот факт, что в газете активное участие принимают многие молодые и талантливые писатели и поэты Южного Азербайджана, такие как Бирия, Юсуф, Тахфи, Мехтаг Рза, Алияр заде, Мир Мехти, Яхья Техфи, Умай Ханум, Лале Ханум и др.
Острые политические произведения этих авторов направлены против фашизма за дружбу народов, за симпатию к СССР, что еще больше подняло авторитет газеты и приблизило ее к широким слоям населения.
Кроме интеллигенции Тавриза, в газете принимают учас¬тие 30 корреспондентов-азербайджанцев из других городов Ирана, как то: Тегеран, Мианэ, Ардебиль, Маранд, Шахпур и др. В этом сказалась огромная тяга передовой интеллигенции, в том числе женщин южного Азербайджана к активному участию в азербайджанской газете.
Для характеристики отношения передовой интеллигенции гор. Тавриза к издаваемой газете можно привести следующее письмо учительницы начальной школы Лалэ:
«Я купила – пишет она, - первый номер газеты и с волнением читала ее. Если бы потребовалось заплатить за номер все мое состояние, я отдала бы с удовольствием. Желаю, чтобы газета «Ватан Елунда» как сияющая звезда, освещала бы своими лучами горизонты Тавриза».
Активное участие в газете «Ватан Елунда» принимают также писатели, поэты, журналисты Советского Азербайджана. С организацией газеты «Ватан Елунда» активизировалась и деятельность антифашистского комитета в Тавризе под руководством иранского поэта Балаша Азери оглы. Антифашистский комитет систематически выпускает листовки с весьма резкими антифашистскими статьями и стихами, пользующимися среди широких слоев населения большой популярностью.
Учитывая большое влияние духовенства среди населения, особенно крестьянства Южного Азербайджана, нами проведены ряд мероприятий и в этом направлении.
Принятое на состоявшемся недавно в г. Баку съезде духовенства и верующих мусульман Закавказья антифашистское обращение ко всем мусульманам нами отправлено в Иран и распространяется среди населения в количестве 5000 экз. на азербайджанском и фарсидском языках.
Духовенство и население Ирана встретили это обращение с большим подъемом. Характерны отклики таких крупней¬ших духовных деятелей и авторитетов Ирана, как депутаты парламента Шейх Уль Ислам Моллаири, Гаджи Сеид Рза Фирузбейли, а также казий Гаджи Мирза Багир Ага, муште¬иды Ага Сигатуль Ислам, Гаджи Мирза Халил Ага и другие.
Кроме этого, недавно избранное духовное управление верующих мусульман Закавказья во главе Шей Уль Ислам Али Заде устанавливает личную связь с духовными деятелями Южного Азербайджана в целях дальнейшего усиления нашего влияния.
Для показа достижений искусства Советского Азербайджана в крупные города была направлена концертная группа в составе 44 чел., которая с большим успехом выступала в городах Тегеране, Тавризе, Пехлеви, Реште, Ардебиле, Казвине, Маку, Шахпуре и Резайе.
Концертная группа обслуживала гарнизон советских войск и давала бесплатные концерты для неимущего населения.
Необходимо отметить, что командирование в Иран азербайджанской концертной группы показало, насколько полез¬на популяризация азербайджанского искусства в Иране, глав¬ным образом, в Южном Азербайджане, население которого с большим подъемом встречало как свое родное и понятное искусство, отражающее прошлое и настоящее азербайджанского народа.
Такие песни как «Яша Азербайджан» и другие, привезенные из республики, широко вошли в народ.
Большой популярностью пользуются среди иранского населения радиопередачи из Баку на азербайджанском и фарсидском языках, особенно концерт азербайджанской музыки. В часы бакинской радиопередачи перед нашими репродукторами в городах южного Азербайджана нередко можно видеть большую толпу людей, внимательно слушающих сообщения Советского Информбюро, различные эпизоды с фронтов Отечественной войны, концерты и т.п.
Для широкого ознакомления с экономическими и культурными достижениями Советского Союза, в особенности закавказских республик, в городе Тавризе организован филиал Дома культуры.
Согласно решению ЦК партии, мы приступили к организации в Тавризе полной средней школы на русском и азербайджанском языках, для чего подобраны квалифицированный педагогический персонал, оборудование, учебные пособия и др.
Проводимая нами культурно-просветительская работа в южном Азербайджане за это время показала большое стремление просоветски настроенной молодежи получить образование в советской школе. Поэтому открытие такой школы в Тавризе является своевременным и актуальным.
Нам кажется, что в настоящее время было бы целесообразно всем нашим организациям и работникам в Иране перестроить и усилить работу в следующем направлении:
1. Занять решительную линию и настаивать в определенных формах на утверждении кандидатур в Меджлис от южного Азербайджана.
2. Принять все меры к тому, чтобы в ближайшее время объединить профсоюзные организации и усилить наше влияние в них, удалив из их руководства все провокационные и враждебные Советскому Союзу элементы.
3. Добиться укрепления руководства народной партии «Хизби-Тудэ» за счет авторитетной части интеллигенции, главным образом, из азербайджанцев, и провести необходимые мероприятия по поднятию ее авторитета и влияния среди интеллигенции, рабочих и крестьян.
4. Через иранские власти южного Азербайджана провести решительные мероприятия по отношению к провокационным враждебным нам элементам и уголовным преступникам, создающим конфликты, по существу направленные против нас.
5. Дать указания командованию советских войск в Иране, а также нашим дипломатическим работникам занять более решительную позицию в отношении некоторых вожаков курдских племен в целях прекращения всяких налетов, во¬ору-женных грабежей азербайджанского населения и создания нормальных взаимоотношений между курдами и азербайджанцами.
6. Для создания нормального общественного порядка и дисциплины в зоне расположения советских войск в Иране, необходимо повысить роль и авторитет гарнизонов в этих районах и добиться такого положения, чтобы ни одно административное мероприятие, проводимое иранскими властями, не затрагивало интересов советских гарнизонов.
7. Усилить разведывательную работу, используя для этого прежде всего авторитеты и влиятельную часть населения.
8. Особое внимание обратить в возможных и весьма осторожных формах на усиление нашей работы среди крестьянства.
СЕКРЕТАРЬ ЦК КП(б) АЗЕРБАЙДЖАНА (М.Д. БАГИРОВ)
«14» сентября 1944 г.
№ 391
гор. Баку
(Продолжение следует)
Адгезал Мамедов – председатель центра психологической портретологии и политического анализа, член экспертного совета института ЕврАзЭС
По материалам: euroasiya.com/ru
Азербайджан дипломатия Иран историография политика и право СССР