«ЛИШИТЬ ПРАВА ВЕСТИ ЗАКАВКАЗСКИМИ РЕСПУБЛИКАМИ… КАКУЮ-БЫ ТО НИ БЫЛО ОСВЕДОМИТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ЗА РУБЕЖОМ…»
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Павел ГУСТЕРИН | 11.02.2014 | 00:00
В январе 2014 г. в издательстве «LAP LAMBERT Academic Publishing» (Саарбрюккен, ФРГ) вышла в свет новая книга П.В. Густерина «Советская разведка на Ближнем и Среднем Востоке в 1920–30-х годах». В монографии рассматриваются организация работы и операции советских разведслужб в названных регионах, в том числе с территории Кавказа, для распространения влияния первого в мире социалистического государства в странах, зависевших от Великобритании, для противодействия деятельности нацистских спецслужб, а также для пропаганды коммунистической идеологии. Впервые в научной литературе детально рассматривается деятельность Восточного / Специального факультета Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе за все время его функционирования. Книга предназначена для всех интересующихся историей разведки и международных отношений.
* * *
Кроме Разведупра РККА, в Турции работали и агенты разведорганов Кавказского фронта. Из доклада агента регистротдела Кавфронта об информации, собранной в Трапезунде, от 13 марта 1921 г., составленного в Туапсе, можно получить представление о специфике их работы: «Месяца три тому назад по инициативе т. Шеймана (1), полномочного представителя РСФСР в Грузии, арестованного в настоящее время Грузинским пра-вом, в Трапезунде было открыто советское информационное бюро. Руководителем этого органа является т. Астахов (2).
Информбюро имеет связь со всеми крупными центрами Анатолии (3), получая оттуда газеты и делая выборки из них, информирует Наркоминдел, штаб Кавфронта и проч. В свою очередь бюро помещает свои заметки информационного характера об РСФСР в этих же газетах. Информбюро помимо прессы собирает различные сведения.
<…>
Вообще, условие политработы в Турции очень тяжелое, т.к. за нами следят и белогвардейские, и англо-французские, и турецкие шпионы. (4) Прежде мы как-то смотрели на это в розовом свете и поэтому сделали ряд глубоких ошибок.
С момента гибели наших товарищей (из ЦК Турецкой компартии) и издания декрета Мустафы Кемаль-паши о том, что коммунистическая партия, как таковая, для Турции не существует, мы должны там для работы опуститься в привычные нам подполы, как работники когда-то в России до Октябрьской революции.
<…>
Со времени эвакуации врангелевских войск (5), условия для конспиративной политработы значительно изменились к худшему. Происходят частые облавы и проверки документов у обитателей различных отелей, особенно в Галате (6)». (7)
Для повышения эффективности работы разведорганов Отдельной Кавказской армии (8) и Закавказских республик были приняты меры по их централизации. Так, в июле 1921 г. начальник Разведупра Откавармии Аппен докладывал Реввоенсовету Откавармии: «Разведывательным управлением до сего времени, как в военном, так и политическом отношении освещался весь Мало-Азиатский полуостров, Сирия, Месопотамия, Аравия и западная часть Персии. Добытыми сведениями информировались, кроме командования, и партийные организации. Приказом же Разведупра РККА за № 16 от 10-го мая с/г, для Разведупра Откавармии проведена новая разграничительная линия, а именно: Трапезонд, Харпут, Басра, Кашан, Тегеран и Решт. Не говоря уже о глубоких районах, как Киликия, Сирия, Месопотамия и Аравия, не освещенными остаются также такие важные пункты, как КОНСТАНТИНОПОЛЬ и АНГОРА (так в тексте. — П.Г.), в которых совершается политика Ближнего Востока, в курсе которой должно быть как командование Отдельной Кавказской армии, так и Правительства Закавказских Республик. На основании того же Приказа, имеющиеся в Константинополе, Ангоре и Киликии резиденты Разведупра Откавармии переходят в распоряжение Разведупра Штаба РККА. Ввиду вышеизложенного и ввиду того, что Закавказские Республики своей агентуры не имеют, а Разведупр Штаба РККА не может информировать нас – следовательно, мы стоим перед фактом отсутствия какой бы то ни было информации о Ближнем Востоке.
Выходом из создавшегося положения является вынесение Кавбюро ЦК РКП, как заинтересованному органу, постановления:
1) О создании единого, крепкого агентурного аппарата для освещения Ближнего Востока, как в политическом, так и в военном отношении.
2) О передаче имеющихся резиденций Разведупра Откавармии вновь созданному агентурному аппарату. Новый агентурный аппарат можно создать при Народном Комиссариате по военным делам Грузии, но считаю более целесообразным при Разведупре Отдельной Кавказской Армии по тем соображениям, что там имеется уже готовый аппарат, который необходимо лишь усилить» (9).
В результате Кавбюро ЦК РКП постановило:
«1. Лишить права вести Закавказскими Республиками и всевозможными организациями самостоятельно какую-бы то ни было осведомительную работу за рубежом.
2. Создать при Штабе Отдельной Кавказской Армии единый для всех заинтересованных республик и ведомств осведомительный орган, называя его Разведывательным Управлением Отдельной Кавказской Армии…» (10)
Примечания
(1) Шейман, Арон Львович (1886–1944) — государственный деятель. В 1908–1909 гг. служил в царской армии. С 1909 г. — конторщик. В 1918 г. — комиссар финансов Северной области, зам. наркома финансов РСФСР, финансовый атташе в Скандинавии. В 1919–1920 гг. — член Коллегии НКВТ. В 1920 г. — зам. наркома продовольствия, позже — полпред в Грузии. С 1920 г. — на высших хозяйственных должностях. В 1939 г. был снят с должности директора Лондонского отдела Интуриста, отказался вернуться в СССР и остался в Лондоне. (Прим. П.Г.).
(2) См. Гл. I. (Прим. П.Г.).
(3) Анатолия — историческое название Малой Азии. (Прим. П.Г.).
(4) См.: Русская военная эмиграция, с. 478–483. (Прим. П.Г.).
(5) Ноябрь 1920 г. (Прим. П.Г.).
(6) Галата — северная часть Стамбула. (Прим. П.Г.).
(7) РГВА. Ф. 25873, оп. 3, д. 33, л. 1, 3.
(8) Приказом РВСР № 1119/200 от 22 мая 1921 г. Кавказский фронт был расформирован. 11-я армия, дислоцировавшаяся на территории Азербайджанской, Армянской и Грузинской республик, вошедших в марте 1922 г. в ЗСФСР, а также Горской и Дагестанской автономных республик РСФСР, была переименована в Отдельную Кавказскую армию.
(9) РГВА. Ф. 25873, оп. 3, д. 32, л. 70«а».
(10) РГВА. Ф. 25873, оп. 3, д. 32, л. 71«а».
историография Кавказ СССР Турция