КУЛЬТУРА И ТВОРЧЕСТВО ЧЕРКЕСОВ В ПРЕДДВЕРИИ ОЛИМПИАДЫ В СОЧИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Юлия ЧМЕЛЕНКО | 29.01.2014 | 08:00
…Что обрели адыги в составе России и какую роль народы черкесского мира играют в жизни нашей страны сегодня? На эти темы было сказано немало, но, пожалуй, разобраться в ответах на эти вопросы наилучшим образом можно обратившись к творчеству и культуре адыгского народа сегодня, ведь именно в нем выражается настроение души человека.
В рамках приуроченной к Олимпиаде культурной программы, черкесские коллективы представят свое духовное наследие посредством выступлений музыкальных коллективов, а также специальных экспозиций, знакомящих посетителей с бытом и традициями адыгов Кавказа. В преддверии Олимпиады в кинотеатрах Сочи также покажут фильм об истории, культуре, экономике и государственной системе Адыгеи.
Со своей стороны, президент Международной черкесской ассоциации (МЧА) Хаути Сохроков отметил: «XXII зимние Олимпийские игры в Сочи, являясь спортивным и культурным событием международного масштаба, дают уникальный шанс черкесам как одному из народов многонациональной России показать миру свое богатейшее культурное наследие, героическую историю, продемонстрировать душевную щедрость и гостеприимство». Так, культуру черкесов в Сочи будут представлять Кабардино-Балкария (КБР), Карачаево-Черкесия (КЧР), Адыгея и Краснодарский край. Для мероприятий, знакомящих жителей и гостей Кавказа с черкесским духовным богатством, руководство организационного комитета Олимпиады выделило специальные выставочные площади.
Так, в Национальном музее Адыгеи открылась выставка средневекового оружия и ритуальных предметов черкесов. В роли организатора экспозиции выступил историк и коллекционер Владимир Владимиров. Всего на выставке представлено около трех сотен уникальных экспонатов, среди которых посетители смогут увидеть боевое оружие богатырей и рыцарей, доспехи и кольчуги, предметы оккультного предназначения, а также детали женского средневекового гардероба. Чтобы погрузить зрителей в атмосферу Средних веков, на мероприятии созданы инсталляции, изображающие сцены прошлого.
Большое значение в процессе знакомства зрителя с культурой народов черкесского мира имел недавно завершившийся кинофестиваль экспериментальной документалистики и живой фольклорной музыки «ОКО Carnets de Russie» в Нальчике. Идея создания данного проекта принадлежит французскому независимому режиссеру Винсенту Муну. В рамках проекта в Кабардино-Балкарии было представлено 30 кинокартин известного режиссера о духовной и этнической музыке разных народов России. В частности, Винсент Мун создал уникальный материал о музыке народов Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Северной Осетии, Чечни, Дагестана, Калмыкии, Карелии, Воронежской, Ленинградской и Московской областей.
Французский режиссер начал работу над серией фильмов в августе прошлого года, когда впервые приехал на Северный Кавказ. Во время своего визита в Кабардино-Балкарию Винсент Мун познакомился с музыкой адыгов и под впечатлением от ее проникновенного звучания создал полнометражную картину «CIRCASSIA». В фильме автор запечатлел исполнение таких мастеров народных адыгских музыкальных инструментов, как Замудина Гучева и Зураба Еуаза. Соорганизатор проекта в России Булат Халилов рассказал, что знаменитый режиссер познакомился с музыкой адыгов во время посещения Атажукинского сада, где Еуаз Зубер, известный этно-импровизатор, исполнял народные песни на шикапшине — струнно-смычковом национальном инструменте.
Художественные критики отмечают, что фильм, посвященный народу Северного Кавказа России, для режиссера стал очень личным. В своем проекте автор постарался отразить красоту и самобытность адыгской музыки, а также свое понимание ее звучания. По словам самого режиссера, одной из целей проекта была «фиксация, отображение и популяризация музыки и культуры народа».
Со своей стороны Булат Халилов рассказал, что в дальнейшем организаторы проекта планируют показать фильм о народе Северного Кавказа в разных частях России, а также предоставить фильм в международный прокат. В частности, картину планируется показать в Майкопе, Лондоне, Владивостоке, Париже и во многих других городах. География проекта открыта для всех потенциальных участников. Так, прошедший в Нальчике фестиваль может быть организован абсолютно в любом городе. По словам Булата Халилова, уникальность проекта состоит в том, что «фильмы могут быть показаны где угодно: в селе, ауле, в больших кинозалах и кинотеатрах – в любом месте, где есть проектор, экран и хорошие колонки… Никаких рамок и границ нет. Все зависит от желания человека».
Важно подчеркнуть, что в рамках проекта нет ни одного фильма, содержащего политический подтекст. Кинофестиваль носит некоммерческий характер и ставит своей целью исключительно знакомство с уникальной и самобытной культурой народов Северного Кавказа России.
Помимо кинофестиваля, важная роль в котором отведена черкесскому искусству, представители адыгских народов внесут свой прямой вклад и в организацию церемонии Олимпийских игр. В частности, именно двум покорителям Эвереста – кабардинке Карине Мезовой и балкарцу Абдул-Халиму Ольмезову досталось честь поднять Олимпийский огонь на вершину Эльбруса. Как верно отметил глава МЧА Хаути Сохроков, этот спортивный подвиг наилучшим образом объединит представителей двух народов.
Интересно, что черкесский спорт не знал альпинизма, но первым в мире взошел на вершину Эльбруса именно кабардинец Килар Хаширов из селения Кучмазокино (совр. Г. Баксан). Восхождение было осуществлено 10 июля 1829 года. В роли организатора первого восхождения выступил командующий Кавказской линией генерал Г. А. Эмануэль. Среди участников экспедиции были ученые (геофизик, геолог, физик, зоолог, ботаник) и художник. В восхождении принимали участие русские, кабардинцы, балкарцы и казаки. Однако по причине горной болезни лишь трое - физик Э. Ленц, кабардинец Килар Хаширов и казак Лысенков дошли до высоты 4270 метров, дальше идти оказалось еще труднее. Не дойдя до вершины всего 271 метр, на высоте 5350 метров прекратили свое восхождение Ленц и Лысенков, лишь Килар Хаширов нашел в себе силы пройти весь путь к вершине до конца. Подвиг мужественного кабардинца был навеки увековечен плитой со следующей надписью: «В царствование всероссийского императора Николая I. Стоял здесь лагерем с 8 по II июля 1829 года Командующий на Кавказской линии генерал от кавалерии Георгий Эмануель. При нем находились: сын его Георгий 14 лет, посланные российским правительством академики: Купфер, Ленц, Менетрue и Мейер. Также: чиновник горного корпуса Вансович, Минеральных вод архитектор Иос. Бернадацци и венгерский путешественник Ив, Бессе. Академики и Бернадацци, оставив лагерь, расположенный в 8000 футах (т.е. 1143 саженях) выше морской поверхности, всходили 10 числа на Эльбрус до 15700 футов (2243 саженей), вершины же онаго 16330 футов (2333 сажени) достиг только кабардинец Хилар. Пусть сей скромный камень передаст потомству имена тех, кои первые проложили путь к достижению поныне почитавшегося неприступным Эльбруса!»
О мужестве и физическом развитии черкесского народа свидетельствует далеко не только этот спортивный подвиг. Увлечению спортом в среде черкесов уделяется большое внимание и в нартских сказаниях – легендах о приключениях героев-богатырей Северного Кавказа. Согласно легенде, герои каждый год устраивали богатырские игры со стальным колесом. Нарты спускали колесо с вершины горы, а один из героев, стоящий у ее подножия, сильным ударом загонял его обратно на гору. Ловкость нартов была настолько виртуозна, что богатыри с легкостью могли танцевать на краю небольшого круглого стола, не раскачивая его и не опрокидывая соуса на скатерть.
Несмотря на то, что легенды нартского эпоса описывают идеализированные качества героев, представители черкесского народа действительно отличались небывалым мужеством и физической подготовкой. Во многом, большое внимание к физическим упражнениям в черкесской среде объясняется географическим расположением народа в непосредственной близости от хорошо вооруженного противника – Османской империи и Персии. Так, необходимость периодически браться за оружие была не только у знатных воинов черкесов, но и у простых крестьян. Военная сноровка развивалась с помощью силы и ловкости, которой с детства обучали маленьких адыгов. Так выработался идеал черкеса, у которого «шея могучая, как у вола, глаза зоркие, как у сокола, и кисти сильные, как волчья пасть...» Адыгская конница считалась лучшей в мире, а черкесские воины легко переносили голод, усталость, жажду, жару и морозы.
По мнению современных историков, именно спортивная культура адыгов сыграла выдающуюся роль в боевой и физической подготовке турецких воинов и дала этой стране всемирно известных спортсменов и чемпионов. Немало черкесов и среди чемпионов России.
Сегодня в нашей стране черкесский народ имеет прекрасные возможности для своего развития и сохранения своей национальной идентичности. Государственные музеи страны регулярно предоставляют свои площадки для проведения выставок, посвященных культурным достижениям адыгов. При этом среди культурных мероприятий, организованных при поддержке правительства Российской Федерации, не только выставки черкесских художников, но также экспозиции, посвященные быту и историческому эпосу народа. Все это как нельзя лучше способствует возрождению национальных обычаев и традиций народа, как части единого многонационального российского государства.
Безусловно, Олимпиада в Сочи предоставит черкесам уникальный шанс познакомить с культурой и историей своего народа мировую общественность. В период проведения международных соревнований участники и гости Сочи смогут познакомиться с творчеством прекрасных музыкальных и танцевальных коллективов черкесов, а также лично убедиться в гостеприимстве этого прекрасного народа России.
специально для kavkazoved.info
культура Россия Сочи-2014 черкесы