ТУРЦИЯ ХОЧЕТ ЗАНЯТЬ ГЛАВЕНСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ХОТЯ БЫ В ДВУХ СТРАНАХ ЮЖНОГО КАВКАЗА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Карине ТЕР-СААКЯН (Армения) | 23.01.2014 | 10:44
1 комментариев
«Если правительство премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана падет, то большая часть вины или заслуги – в зависимости от вашей точки зрения – будет лежать на малоизвестном мусульманском священнослужителе по имени Фетхуллах Гюлен и его темной, распространившейся по всему миру империи. За последние десять лет Эрдоган и его Партия справедливости и развития вели тихую борьбу с последователями Гюлена за контроль над исламистской политикой страны. Это сражение по большей части происходило за закрытыми дверями, но сейчас все изменилось». Мы не зря привели отрывок из редакционной статьи турецкой газеты Today’s Zaman, принадлежащей Гюлену. Но надо отметить, что Турция все же выйдет из коррупционного скандала и премьер Эрдоган – вполне вероятный будущий президент Турции. При всех прочих недостатках у него есть харизма, он может вести разговор с народом. Автору довелось увидеть, с каким вниманием слушали крестьяне еженедельное телеобращение Эрдогана в восточной Турции, в небольшом городке, населенном наполовину курдами. Можно даже сказать, что перед нами «новый Ататюрк» – исламизированный, возвращающийся к своим корням, и кто сказал, что это плохо? Но вот как все эти изменения в Турции отразятся на странах Южного Кавказа, ибо в Грузии, Азербайджане и Армении у Турции свои интересы, причем в некоторых случаях эти интересы совпадают – как с Азербайджаном и Грузией, и совершенно противоположны в случае с Арменией. Хотя про Армению разговор особый, и он больше лежит в исторической и моральной плоскости, нежели в практической. Ранее представители религиозной общины Фетуллаха Гюлена подали 60 исков в суд против известного турецкого издания «Akit», пропагандирующего ненависть к армянам. Однако иски Гюлена никакого отношения к армянам не имели – просто издание весьма нелицеприятно относится к проповеднику. Но армянские СМИ вдруг ни с того ни с сего решили растиражировать эту новость, совершенно не вникая в суть дела.
Но по большому счету, для Армении Партия справедливости и развития (АКР) – наименьшее из зол, если вообще в армяно-турецких отношениях есть такого рода выбор. К сожалению, для армянской общины Турции на президентских выборах нет альтернативы действующему премьер-министру Реджепу Тайипу Эрдогану. По большому счету, у армянской общины Стамбула вообще нет альтернативы – они граждане этой страны и будут прислушиваться к мнению властей. Несогласных ждет участь Гранта Динка или, в лучшем случае, впавшего в длительную кому Патриарха Константинополя Месропа Мутафяна.
До 2015 года – года столетия Геноцида армян осталось слишком мало времени, чтобы Турция поменяла бы свою политику в отношении Армении. Да и с другой стороны – зачем менять: любой армянин, проживающий на земле, точно знает, что современная Турция никогда не признает факт Геноцида армян. А все призывы к сильным мира сего остаются гласом вопиющего в пустыне. Но все это, как мы уже выше говорили, чисто морально-нравственные аспекты отношений двух стран. Правда, противостоять «армянскому цунами» (по выражению покойного Мехмета Али Биранда) будет в 2015 году труднее, но думается, Турция справится. Не зря же собирали послов Турции в зарубежных сразу после нового года и дали указания, как вести контрпропаганду против факта Геноцида армян.
Еще один важный аспект в армяно-турецких отношениях. 20 лет как закрыта армяно-турецкая граница, и в ее открытии больше всего заинтересованы Турция и США, да и в некотором роде ЕС. Вопрос чисто экономический – с открытием границы и без того слабая экономика Армении просто исчезнет. Если сейчас при годовом (неофициальном) обороте в $ 300-400 миллионов прилавки армянских магазинов завалены турецким текстилем и стройматериалами – что же будет, если трейлеры будут ехать не через Грузию, как сейчас, а напрямую – через Гюмри и Армавир?
По мнению армянского политолога Айказуна Алврцяна, армяно-турецкие протоколы давно мертвы, и об этом знает и МИД Армении. «Нет никаких протоколов, никаких документов, никаких добрых целей, границы закрылись не просто так, и просто так не будут открыты. Армяно-турецкая граница не откроется, пока не будет создана новая политическая ситуация», – сказал он. По мнению политолога, должна быть создана такая политическая ситуация, которая будет иметь серьезное влияние на Турцию. «На ближайшие годы перспектив открытия границ не видно», – полагает он.
Между тем, нынешние экономические успехи Турции в больше степени раздуты правительством Эрдогана; кроме того, в реальности Турция переживает довольно серьезный политический кризис. Как бы премьер не оказался бы на месте Башара Асада, а это вполне вероятно. Что же касается «азербайджанского фактора» в армяно-турецких отношениях, то он, по мнению многих экспертов, представляется скорее надуманным, причем утверждения о значительном влиянии официального Баку – скорее турецкая идея. В конце концов, надо же найти «виноватого» в диалоге, который так и не состоялся. Если бы Турция действительно хотела бы нормализовать отношения с Арменией, она не стала бы строить железную дорогу Баку – Тбилиси – Карс в обход Армении, исключая ее, таким образом, из крупнейшего регионального проекта. Таким образом, в ближайшие годы никаких подвижек в армяно-турецких отношениях не предвидится.
Современные инфраструктурные решения при строительстве железной дороги Баку - Тбилиси - Ахалкалаки - Карс на территории Самцхе-Джавахетии. Фото: javakhkmedia.com
20 января президент Грузии Георгий Маргвелашвили посетил Турцию с официальным визитом. Кстати, это первое зарубежное турне нового президента и оно свидетельствует о многом. Во-первых, зависимость Грузии от Турции растет изо дня в день – чего стоит пример Аджарии, в которой кроме турецких фирм, почти нет грузинских. Правда, часть грузинского общества опасается влияния Турции, бесконтрольного и широкомасштабного, особенно в Аджарии и некоторых других районах. Аджария находится в двусмысленном положении вследствие некоторых статей стародавнего Карского договора. Пункты этих статей можно интерпретировать по-разному, но в Турции рассматривают порой и весьма и радикальные варианты. 14 марта 2004 года Аслан Абашидзе не пропустил кортеж Михаила Саакашвили на территорию Аджарии, и обстановка резко накалилась. 17 марта посол Турции в Баку Унал Чевикоз заявил, что, согласно Карскому договору, Турция имеет право ввести в Аджарию войска. 27 марта президент РФ, Владимир Путин заявил, что Москва также является гарантом статус-кво согласно Карскому договору, и считает, что Аджария является неотъемлемой частью Грузии. Несмотря на августовскую войну 2008 года и ее политико-дипломатические последствия, в «аджарском вопросе» позиция России вряд ли претерпела существенные изменения…
Грузинские СМИ отмечают, что турки инвестируют в Родопский край Болгарии, Южную Сербию, Новопазарский Санджак, Македонию, Боснию, Албанию, Косово и Аджарию – то есть в те регионы, в которых, из-за большого числа мусульманского населения, влияние Турции всегда было сравнительно велико. Напомним также, что в последние дни своего пребывания на посту президента Михаил Саакашвили роздал тысячам граждан Турции грузинские паспорта. Формально турецким бизнесменам легче работать там, где культурная и языковая среда для них более комфортна. Однако последующее усиление этой тенденции может принести нежелательные последствия. Если влияние Анкары в перечисленных регионах будет и далее расширяться и перерастёт экономические рамки, то в случае возможных осложнений, часть турецкого общества и исламистские СМИ могут возложить на Турцию роль «защитника мусульман».
Президент Грузии в Турции посетил храмы Ошкванк и Ишхан в провинциях Эрзерум и Ардвин. Георгия Маргвелашвили сопровождали вице-губернатор Эрзрума, каймакам Узундере и др. Церкви Ошкванк и Ишхан президенту Маргвелашвили представили как грузинские. Спор о принадлежности этих церквей идет давно: армянские специалисты не раз заявляли, что эти храмы имеют все особенности армянской архитектуры, а их происхождение заметно даже по именам. Местные власти пытаются приписать Ошкванк и Ишхан, находящиеся недалеко друг от друга, грузинской культуре. Грузины специально посещают эти церкви и также утверждают, что это наследие грузинской культуры.
В то же время, когда Маргвелашвили был в Турции, в Тбилиси премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили встретился с главой турецкого Calik Holding Ахметом Чаликом. Во встрече, прошедшей в канцелярии премьера Грузии, также приняли участие руководитель Партнерского фонда страны Ираклий Ковзанадзе и глава Фонда соинвестирования Георгий Бачиашвили. На встрече стороны обсудили вопросы сотрудничества двух стран в различных областях. В ходе встречи премьер Грузии поблагодарил главу Calik Holding за инвестирование в экономику страны и выразил надежду на то, что компания еще больше расширит сферы своей деятельности в Грузии. Недавно в Грузии прошла церемония открытия строительства крупной тепловой электростанции, которое осуществит турецкая компания Çalik Enerji, входящая в Calik Holding.
Перейдем к Азербайджану, амбициозному партнёру Анкары, который играет – или делает вид, что играет – значительную роль в отношениях Турции с остальными странами Южного Кавказа. Вполне вероятно, что роль Азербайджана в этих отношений несколько завышена, причем инициатива идет от Баку, который, надо признать, весьма умело сыграл на нежелании Турции открывать армяно-турецкую границу, используя карабахский фактор. Турция является почти единственным союзником Азербайджана в этом вопросе, и если не дай Бог, Баку решит воевать, Анкара в стороне не останется. Правда, помощь будет опосредованной – через советников, поставки вооружений, но она будет.
Между тем, коррупционный скандал в Турции задел и Баку: по слухам, именно в Азербайджан уехал, а вернее сбежалсын Эрдогана Билал, которого обвинили в связях с «Аль-Каидой». Правда это или нет – пока неясно, но то, что именно Баку принял беглого сына премьера Турции, говорит о многом. Турцию и Азербайджан, кроме политических отношений, связывают культурные, экономические и даже религиозные связи (здесь стоит упомянуть о турецких джафаритах численностью в несколько миллионов).
А пока Турция является крупнейшим транзитером азербайджанского газа, инвестирует в экономику прикаспийской республики довольно большие деньги. Постоянно проходят бизнес-форумы – также и с участием грузинской стороны. В настоящее время в Азербайджане действует 1106 компаний с турецким капиталом, а турецкие инвестиции в экономику страны достигли $1,9 млрд. В Турции же действует 844 компании с азербайджанским капиталом.
Как уже упоминалось выше, строится железная дорога Баку – Тбилиси – Карс по инициативе азербайджанской стороны, но сроки завершения постоянно откладываются. Проект этот чисто политический, и направлен не только против Армении, но и против Грузии – с началом ее эксплуатации черноморские порты страны во многом потеряют свое значение.
Подводя итоги, можно сказать, что «магистральная» политика Турции, несмотря на внутриполитические потрясения, останется неизменной: стремление занять главенствующее положение, по крайней мере, в двух из трех стран Южного Кавказа.
специально для http://kavkazoved.info
Азербайджан Армения Грузия дипломатия Турция энергетика