ЭРДОГАН VS ГЮЛЕН: КОГО ПОДДЕРЖАТ США?
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Карине ТЕР-СААКЯН (Армения) | 20.01.2014 | 00:00
Скандал в Турции, названный «Большая взятка» набирает обороты и, судя по всему, все только начинается. Правительство Эрдогана шатается, но пока есть шанс удержаться хотя бы до марта месяца, когда в Турции пройдут муниципальные выборы. Все зависит от поведения самого премьер-министра и Фетуллаха Гюлена, который, по общему мнению, стоит за операцией «Большая взятка». Напомним, что 17 декабря было арестовано 56 человек, в числе которых 4 министра: глава МВД Муаммер Гюлер, глава Минэкономики Зафер Чаглаян, министр окружающей среды и градостроения Эрдоган Байрактар и министр по делам ЕС Эгемен Багыш. Все они обвиняются в финансовых махинациях – называется сумма в 87 миллиардов евро. 26 декабря Эрдоган радикально поменял кабинет министров, но эта замена, скорее всего, чисто косметическая, ибо назначены на посты все те же представители правящей Партии справедливости и развития (АКР). Нет никакой уверенности, что и они окажутся замешанными в коррупции.
По словам депутата от основной оппозиционной Народно-республиканской партии Турции (CHP) Энгина Алтая, это самый большой скандал в истории страны, и премьер-министр должен уйти в отставку.
Нелишне отметить, что расследование о коррупции ведет прокурор Зекерия Оз, который, как полагают, близок к сторонникам Гюлена и который вел расследование дела «Эргенекон». Все указывает на то, что движение Гюлена решило начать «операцию мщения» после закрытия по решению правительства сети частных курсов «Дерсхане», в которую оно вложило значительные средства. 16 декабря депутат от АКР Хакан Шюкюр, сторонник Гюлена, вышел из партии. Еще около двадцати парламентариев, благосклонных к Гюлену, могут последовать за ним. Газета Taraf, которая принадлежит Гюлену, угрожает обнародовать «документы» и «кассеты», компрометирующие премьер-министра. Судя по всему, Гюлен намерен помешать Эрдогану на предстоящих в 2014 году выборах. Избранный же путь – самый выигрышный. Не следует забывать также кемалистов, которые, несмотря на идеологические разногласия, могут объединиться с проповедником, чтобы свалить АКР. Дело только раскручивается, и нас ждут очень интересные события.
Сам Эрдоган уже назвал антикоррупционные операции полиции «грязными операциями» против возглавляемого им правительства. Ему вторит депутат парламента от АКР Шамиль Тайар, утверждающий, что скандальные задержания и напряженность в стране инспирированы иностранными спецслужбами. «В мире идут процессы, в контексте которых внешним силам невыгодна новая роль Турции. Целью мечтающих о Турции без Эрдогана является поражение АКР на выборах в органы местной власти и на выборах президента в 2014 году», – подчеркнул он. Словом, всё как всегда – виноват кто угодно, но только не Эрдоган и его партия. Так было и во время событий в парке Гези, и в ходе акций студентов против раздельного проживания.
Довольно интересно то обстоятельство, что армия все же выступила с заявлением, в котором говорится, что недавние приговоры, вынесенные сотням офицеров, обвиненных в попытке государственного переворота, являются частью заговора. В заявлении также содержался призыв к дальнейшему расследованию.
С момента прихода действующего правительства в 2002 году сотни людей оказались в тюрьме по обвинению в попытках свергнуть власть. Среди них – бывший командующий ВС страны и другие высокопоставленные военные. Однако легитимность судебных разбирательств была поставлена под вопрос после того, как ближайший политический советник премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана предположил, что эти офицеры стали мишенями «особых групп» в полиции и судебных органах. Теперь правительство страны обвиняет эти группы в организации масштабного антикоррупционного расследования, целью которого являются союзники премьера.
Заявления Генштаба Турции традиционно являются весьма серьезными, и Эрдоган уже заявил, что он рассматривает вариант повторного судебного разбирательства, однако для этого должно быть создано «правовое обоснование».
В качестве инициаторов антикоррупционного расследования правительство Турции указывает на последователей исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, живущего в Пенсильвании, заявляя, что у него немало сторонников в судебной системе страны.
Сам же Гюлен отрицает свою причастность к событиям в Турции. Тем не менее, некоторые аналитики отмечают, что прокуроры, лояльные проповеднику (и недавно смещённые правительством Эрдогана), находятся в авангарде расследования. Бригадный генерал в отставке Халдун Солмазтюрк считает, что смена позиции правительства поможет ему восстановить отношения с военными: «С самого начала мы знали, что эти дела были исключительно политическими. Эти суды воспринимались как прямая атака на военных как институт страны, атака со стороны правительства в целом. Очевидно, что многие офицеры – если не все – были чрезвычайно недовольны ситуацией, и высокопоставленные чины чувствовали, что необходимо предпринять какие-то меры». Турецкая армия с 1960-х годов уже трижды организовывала перевороты, однако ее влияние было ограничено за десятилетие правления правительства Эрдогана. По мнению политологов, ослабление влияния военных в Турции – одно из главных достижений амбициозного премьер-министра. Тем не менее, они предупреждают, что на следующих местных выборах, которые состоятся в ближайшее время, результаты голосования будут зависеть от того, удастся ли премьер-министру убедить электорат в необходимости пересмотра дел осужденных генералов.
Многие в Турции уверены, что в основе нынешних событий – конфликт между Эрдоганом и Фетуллахом Гюленом. Гюлен – личность довольно известная не только в Турции, но и во всем мире. Он писатель, бывший имам и проповедник, исламский общественный деятель, почетный президент Фонда писателей и журналистов. Он является инициатором и основателем общественного движения «Хизмет» (также называемого «движением Гюлена»). В данный момент он живет в добровольном изгнании в Сэйлорсбурге, штат Пенсильвания, США. Сторонники идей Фетхуллаха Гюлена называют его уважительно Ходжа-эфэнди. В 2008 году он был выбран самым влиятельным интеллектуалом планеты по результатам опроса на сайте проекта журналов Prospect и Foreign Policy, а в прошлом году – включен журналом Time в число «100 самых влиятельных людей мира». Уехав в 1999 году в США под предлогом лечения, Гюлен с тех пор уже не возвращался в Турцию. За это время против него в Турции был начат (2000) и закрыт (2008, за отсутствием состава преступления) обвинительный процесс. Он пережил операцию на сердце и множество оперативных вмешательств в связи с сахарным диабетом и другими болезнями. Сам Гюлен подчеркивает, что очень хотел бы вернуться в Турцию, однако боится политических провокаций и нестабильности. Отношения с Эрдоганом с некоторых пор у него напряженные, тем более что именно АКР хотела вернуть его в Турцию и посадить в тюрьму. Хотя с 2002 года, когда Гюлен поддерживал Эрдогана на парламентских выборах, они заключили подобие союза, их отношения не всегда были гладкими. Правда, с 2007 по 2010 год, когда начался судебный процесс «Эргенекон», они предпочитали выступать совместно. При этом Гюлен попытался формировать политику правительства, что для такого политика, как Эрдоган, просто неприемлемо.
Директор Института востоковедения НАН РА профессор Рубен Сафрастян, полагает, что в проведении в Турции скандальной операции «Большая взятка» определенную роль сыграла и позиция Соединенных Штатов Америки. По его словам, в Турции коррупция распространена в очень больших размерах. «Нынешняя элита правящей в Турции Партии справедливости и развития не только является составляющей частью коррупции в стране, но и быстро развивает эту коррупционную деятельность. Почему именно сейчас разразился этот скандал? Здесь важную роль сыграли 2 обстоятельства. В первую очередь, позиция США и высказывания американского посла в Турции Фрэнсиса Риккардоне свидетельствуют о том, что в скандальной операции определенную роль сыграли также американцы», - отметил Сафрастян. Кроме того, как уже говорилось, имеются признаки усиливающейся конфронтации между правительством Эрдогана и движением Фетхуллаха Гюлена. «Именно эти два фактора имели большое влияние, поскольку не секрет, что сам Гюлен находится в США и спонсируется некоторыми американскими кругами. Движение Гюлена рассматривается с их стороны в качестве возможности для влияния на внутреннюю и внешнюю политику Турцию», - подчеркнул тюрколог.
Рубен Сафрастян также считает, что в настоящее время Россия получила возможность усилить свои позиции на Ближнем Востоке, и тут ее интересы сталкиваются с интересами Турции, которая также стремится к повышению своей роли в этом регионе.
По его словам, многие страны Ближнего Востока оказались в сложной ситуации, поскольку Запад оказывал на определенном этапе поддержку, а затем отступал. Это, считает эксперт, вызвало определенное разочарование, и Ближний Восток стал все чаще поглядывать в сторону России. В качестве примера Сафрастян привел намерение Египта приобрести большое количество вооружений у России. Наряду с этим, считает он, при содействии Москвы удалось в определенной степени пресечь деятельность антиправительственных групп в Сирии. По оценкам Сафрастяна, если России удастся восстановить хотя бы часть былого влияния СССР на Ближнем Востоке, она могла бы проявлять большую активность в карабахском урегулировании. Однако на этом пути определенную конкуренцию России составляет Турция, которая также стремится усилить свое влияние на Ближнем Востоке. Он отметил, что конкуренция Турции и России переходит с Южного Кавказа на Ближний Восток. Наряду с этим, стороны пытаются обойти и не обострять проблемные вопросы, а сконцентрироваться больше на активизации двустороннего экономического сотрудничества.
Говоря о перспективах Турции на Ближнем Востоке, Сафрастян указал на то обстоятельство, что политикой Турции движет авантюризм, за который она уже расплачивается: «Сирийские группировки, которым помогала Турция, переметнулись на сторону «Аль-Кайиды» и в итоге Турция получила 500 тыс. беженцев, разлагающуюся экономику в приграничных районах, обострение курдского вопроса, курдскую автономию у своих границ».
Между тем, на Западе уже раздаются голоса против Эрдогана, который все больше и больше отходит от США, упорно пытаясь вести свою политику, хотя Турция и является членом НАТО и стратегическим партнером США на Ближнем Востоке. Как известно, Америка не очень любит, когда ее «друзья» пытаются проводить независимую политику, и поэтому слова Фрэнсиса Риккардоне о том, что «мы присутствуем при гибели империи», как нельзя точно характеризуют позицию США…
специально для kavkazoved.info
Ближний Восток политика и право Россия США Турция